Ускорение продолжается

Индикаторы
Москва, 02.07.2012
«Эксперт Северо-Запад» №26-27 (573)
Рынок фастфуда на Северо-Западе активно растет, в этом году ожидается приход в Северную столицу новых международных сетей

Фото: Владимир Басов

Оборот отечественного рынка общественного питания, по оценкам DISCOVERY Research Group, за 2011 год вырос на 15,8% – до 903 млрд рублей, из них на Северо-Запад приходится около 11%, или 96 млрд. Санкт-Петербургу принадлежит порядка 52,7% оборота СЗФО и около 5,7% общероссийских объемов выручки фастфуд-индустрии.

По данным аналитических исследований («Рестконсалт», Euromonitor International, Intesco Research Group), рынок фастфуда занимает до 60% оборота предприятий общественного питания Северной столицы. В 2011 году выручка фастфуд-заведений достигла 31,4 млрд рублей, что на 25% выше прошлогоднего уровня. Эксперты прогнозируют дальнейший рост этого показателя в ближайшие три года – на 20-25% ежегодно, в том числе за счет более активной экспансии сетей на региональные рынки.

Основная масса точек быстрого питания сосредоточена в Санкт-Петербурге – 95% предприятий фастфуда, работающих в СЗФО. Лидерство принадлежит сети McDonald’s, которая занимает около 40% рынка, далее следуют «Ростик’с-KFC» – 15%, «Чайная ложка» и «Теремок» – по 6-7%. Остальной рынок поделен между другими сетями и одиночными точками продаж.

Как показывает опрос Russian Foods and Drinks Magazine, 53% респондентов чаще всего посещают McDonald’s, 27% в первую очередь идут в «Чайную ложку». Сетям «Теремок» и «Ростик’с-KFC» отдают предпочтение по 19% потребителей. Основным фактором, определяющим выбор, является качество еды и напитков. По результатам исследования Good.Creative Marketing, этот критерий в качестве приоритетного назвали 45% респондентов. Для 25% наиболее значимый фактор – скорость обслуживания, 10% посещают рестораны фастфуда потому, что их продукцию можно есть в дороге, а географическая доступность и низкие цены важны лишь для 9 и 3% покупателей соответственно.

По числу торговых точек в СЗФО лидирует «Теремок» – 102 ресторана. Сеть намерена продолжить региональную экспансию, преимущественно в крупных городах. К примеру, в 2012 году компания собирается выйти на рынок Краснодара за счет развития собственной сети, тогда как в Санкт-Петербурге тестировалась схема развития по франчайзингу.

Другой отечественный игрок рынка, «Чайная ложка», имеет 59 ресторанов в СЗФО, из которых четыре размещены в Ленинградской области, по одному – в Пскове, Мурманске, Петрозаводске и Великом Новгороде.

Сеть McDonald’s пока насчитывает в СЗФО 53 точки, которые расположены в основном в Санкт-Петербурге. В текущем году маркетмейкер принял решение о начале продажи франшиз на российском рынке, в связи с чем можно ожидать более интенсивного наращивания сети. Так, в марте ЗАО «Москва-Макдональдс» заключило договор с компанией «Развитие РОСТ», согласно которому франчайзи может открывать рестораны McDonald’s в аэропорту «Пулково», а также в аэропортах и на железнодорожных вокзалах Москвы.

Сеть ресторанов Subway имеет 41 точку в Петербурге, на сегодняшний день этот оператор рынка – один из наиболее быстрорастущих. Расширение сети осуществляется в основном за счет франшизы. Так, в 2011 году количество проданных франшиз Subway в России увеличилось на 62%, до 182. Компания планирует довести число своих заведений до 535 в 2012 году, а в 2015-м – до 1300 по всей России.

«Ростик’с-KFC» в Петербурге имеет 32 ресторана, Carl’s Jr. – 19, Burger King – десять. В других регионах СЗФО эти операторы пока не представлены. Сети пиццерий Pizza Hut и «Сбарро» в Северной столице насчитывают по десять точек.

Из новых игроков можно отметить финскую сеть Hesburger, которая вышла на рынок Петербурга в 2011 году и на данный момент открыла четыре ресторана. В планах компании – в 2012-м увеличить их общее число до 13 в Москве и Санкт-Петербурге.

В начале 2012 года пионер в сфере поджаренных сэндвичей компания Quiznos сообщила о своем партнерстве с QSR Russia, Ltd (QRL) – мастер-франчайзи, выбранным для запуска флагманских ресторанов Quiznos в России. Первые точки будут открыты в Санкт-Петербурге уже в этом году, а к 2014-му к ним должны присоединиться еще 20. Так как основу продукции Quiznos составляют сэндвичи, он станет одним из основных конкурентов Subway.  

Выручка предприятий в сфере общественного питания стабильно растет с 2009 года
«Теремок» лидирует по числу торговых точек в СЗФО

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №26-27 (573) 2 июля 2012
    ПМЭФ-2012
    Содержание:
    Лик новой индустрии

    Новая волна индустриализации, которую Россия не намерена пропускать, развернет масштабную конкуренцию не столько за инвестиции, сколько за людей, которые способны освоить и приумножить их. И борьба будет серьезной, если учесть, что в ней участвуют не только развивающиеся, но и развитые экономики

    Реклама