Карта разрушения барьеров

Энергетика
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Северо-Запад» №37 (583)
Чтобы инициативы государства по упрощению и удешевлению процедур подключения потребителей к электросетям не забуксовали, требуется жесткий контроль за выполнением «дорожной карты»

Российские энергетические компании не способны обеспечить потребителей электроснабжением в разумные сроки и по приемлемым ценам. Проблемы с подключением к электроинфраструктуре – заезженная и набившая оскомину тема, которая с завидным постоянством обсуждается как бизнес-сообществом, так первыми лицами государства. По данным рейтинга «Ведение бизнеса 2012» (Doing Business 2012), который готовится Всемирным банком, по уровню подключения к системе электроснабжения в мире Россия занимает 183-ю строчку, уступая таким странам, как Бангладеш (182-я позиция), Киргизия (181-я), Гвинея-Бисау (180-е место).

Проблем в этой сфере более чем достаточно. Они давно переросли из сложностей отдельно взятого человека или компании в общестрановую беду, которая оказывает негативное влияние на инвестиционный климат в РФ. Так, по данным все того же рейтинга, из 183 стран по общему индексу легкости ведения бизнеса Россия занимает более пристойную позицию, но все так же во второй сотне (120-ю), и соседствует с такими странами, как Кабо-Верде (119-я) и Коста-Рика (121-я).

Хлебный бандитизм

На практике же последнее место в мировом рейтинге по уровню подключения к системе электроснабжения красочно описывает председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Сергей Федоров. По его словам, присоединение осуществляется по постановлениям правительства РФ №761, 334, 759, 531, 422 и др. Помимо этих документов существует еще масса регулирующих актов. Из-за большого количества регламентирующих постановлений, приказов, часто взаимоисключающих, отношения предпринимателей с сетевыми компаниями все больше уходят в тень, так как в этом многообразии законодательных инициатив разберется не каждый юрист или инженер.

«Впервые за 15 лет работы в ассоциации я перестал рекомендовать нашим предпринимателям не давать взятки. Объясню, почему. К нам обратился бизнесмен за советом, как ему решить проблему с присоединением своего небольшого производства. Изначально сетевая компания, к слову, имеющая необходимые технические возможности, предложила решить проблему прохождения процедур за 7 млн рублей, потом – за 4 млн, и когда вопрос встал об оказании этой услуги за 1,5 млн рублей, предприниматель сделал выбор в пользу взятки. С точки зрения экономики и зарабатывания денег это был верный выбор, поскольку предприятие в итоге получило доступ к электросетям и начало работу. На выполнение всех требований и выполнение действий, регламентированных различными постановлениями, потребуются годы», – утверждает Федоров.

Но даже если потребитель пройдет все положенные процедуры, у него также могут возникнуть сложности. Например, если он привлек для выполнения всех технических условий для подключения не ту компанию, которую ему рекомендовали сетевики. В этом случае сдача выполненных технических условий может опять же растянуться на годы.

«Вы приходите в магазин за хлебом – вы же не предъявляете справку о том, что у вас здоровый желудок, что вы – россиянин. Почему тогда подобные требования возникают при подключении к электросетям? Я хочу электричества (это хлеб промышленности), хочу заплатить за него. А им надо предоставить устав, своих учредителей, то, на что я буду расходовать электроэнергию. Какое ваше дело? Все эти требования надуманные и никому не нужные. Мы создали самую коррупционную систему в стране. Зачем разделили сетевые структуры и гарантирующего поставщика, зачем отделили кошелек от сетей?» – негодует Федоров.

В Петербурге 367 тыс. субъектов малого бизнеса (в том числе 107 тыс. – частные предприниматели), а количество подключений – около 100 тыс., уверяют в ассоциации. Таким образом, 80% малых и средних предприятий города потребляют электроэнергию незаконно, потому что у них нет договора на подключение. Одно из последних постановлений правительства ужесточает требования к предприятиям, которые не имеют такого договора. И они становятся уязвимыми для желающих обогатиться за чужой счет.

Как рассказывает Федоров, в настоящее время все активнее распространяется так называемое энергетическое рейдерство. Схема проста: на подстанции случается вроде как авария, из-за которой происходит отключение потребителей. Потом вдруг выясняется, что есть потребитель, у которого не все в порядке с документами на техприсоединение или нет договора. И тогда ему предлагают поделиться своими активами в обмен на подключение к электросетям. «У нас есть компании, которые по три года остаются без электричества, и все они получили предложения о продаже имущества, которое у них было на балансе. Общую ситуацию мы называем энергетическим бандитизмом», – делится горьким опытом предпринимателей Сергей Федоров.

Заметим, что многие бизнесмены отказываются общаться с прессой на тему техприсоединения к электросетям. Авторизованные комментарии о проблемах, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, удается получить лишь в Ассоциации промышленников и предпринимателей.

Дорожные работы

Процедура техприсоединения сформировалась относительно недавно, в начале 2000-х годов, в ходе реформирования РАО ЕЭС России. При разделении энергетической монополии на генерирующий, сетевой и сбытовой секторы за подключение абонентов к сети ответственность была возложена на сетевые компании. Следует признать, что хозяйство им досталось не в лучшем виде: изношенные более чем на 70% сети, морально и физически устаревшие трансформаторные мощности. На фоне роста объемов электропотребления сетевые компании перестали справляться не только с присоединением новых потребителей, но и с основной функцией – надежным, бесперебойным электроснабжением, что вылилось в несколько локальных блокаутов. Именно тогда начался поиск новых механизмов финансирования.

Петербургская компания «Ленэнерго» впервые в новейшей истории России внедрила практику платы за техприсоединение. На тот момент это была скорее вынужденная мера: абонент оплачивал работу компании по увеличению трансформаторный мощности, строительству сетей непосредственно до потребителя. Такой подход позволял параллельно решать сразу две проблемы – модернизации устаревших сетей и присоединения новых потребителей за счет дополнительного финансирования.

В 2005 году принцип введения платы за присоединение распространился на всю страну. Одновременно энергетический рынок обрастал нормативными актами, постановлениями, регулирующими разные его секторы. Система становилась все более сложной и непрозрачной, в конечную стоимость электроэнергии оказались включены средства, которые обеспечивали прибыльную работу всех трех секторов энергорынка.

По большому счету, модернизационные процессы в энергетике велись за счет потребителей, которые все это оплачивали через тарифы. Однако цена электроэнергии росла непомерно быстрыми темпами и приблизилась к стоимости электроэнергии в Америке (к слову, занимающей 17-е место в рейтинге по уровню подключения к системе электроснабжения). Получилась картина, противоположная той, на которую рассчитывали реформаторы из РАО ЕЭС: высокие тарифы, забюрократизированная и непрозрачная система подключения к сетям стали серьезным тормозом для роста экономики страны. Настала пора менять ситуацию в пользу потребителей.

Чтобы решить проблему с «малышами», в 2009 году в соответствии с постановлением правительства №861 территориальные сетевые организации обязали заключать договоры на технологическое присоединение с любыми заявителями, запрашивающими мощность до 15 кВт. Данная норма устанавливает плату за технологическое присоединение в размере 550 рублей независимо от объемов электросетевого строительства, которое должна выполнить сетевая компания для присоединения к сетям. Столь льготные условия в разы увеличили количество заявок этой категории потребителей в сетевые компании.

С января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной электрической сети (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики). За счет этой меры с прошлого года в плату за технологическое присоединение включаются только расходы на возведение электросетевых объектов для присоединения конкретного заявителя. Но этого явно недостаточно.

В текущем году правительство РФ распоряжением №1144-p (от 30 июня) утвердило разработанную рабочей группой при Агентстве стратегических инициатив «дорожную карту» мероприятий по повышению доступности энергетической инфраструктуры. Программа рассчитана на срок до 2018 года. Ожидается, что к 2015-му количество этапов, необходимых для подключения к энергосети, должно сократиться с десяти по состоянию на 2012 год до шести, а к 2018-му – до пяти. Срок подключения должен снизиться с нынешних 281 дня до 45 дней к 2015-му и до 40 – к 2018 году. Стоимость подключения к энергосети должна сократиться к 2015 году в 1,97 раз – со 1852% от ВВП на душу населения в 2012-м до 938%, а к 2018 году – еще в 37,5 раза, до 25%.

В августе этого года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) анонсировала проект поправок к закону об электроэнергетике, сокращающих размер инвестсоставляющей в тарифе на технологическое присоединение энергопринимающих устройств малой мощности (до 150 кВт). Как сообщает «Коммерсантъ», по предложению ведомства, с 1 июля 2015 года инвестиционная составляющая, включаемая в тариф на техприсоединение, ограничивается 50% расходов на строительство объектов «последней мили», а с 1 июля 2017-го исчезает вовсе. Соответствующие расходы должны учитываться в тарифе на передачу «или возмещаться из других не запрещенных законом источников», сообщается в документе.

Запрягаем

Прорывных действий со стороны сетевых компаний в рамках «дорожной карты» пока не наблюдается – в большей степени они проводят оценку имеющихся резервов и возможностей. Такая нерасторопность во многом объясняется ожиданием дополнительных нормативных актов. В частности, предполагается, что ФСТ утвердит график снижения стоимости технологического присоединения, Минэнерго разработает единые стандарты обслуживания клиентов сетевых организаций. Кроме того, в 2013 году должен быть создан интернет-ресурс, на котором потребители смогут публиковать заявки на получение мощностей и получать информацию о правилах перераспределения.

«Ленэнерго», в частности, работает над модернизацией клиентской части своего сайта. Новые решения позволят подавать заявки на технологическое присоединение в электронном виде. В «Личном кабинете» клиенты будут отслеживать не только прохождение заявки, но и последующие этапы процесса присоединения: исполнение обязательств, выдачу акта технологического присоединения. Кроме того, компания создает интерактивную карту Санкт-Петербурга и Ленинградской области с обозначенными открытыми и закрытыми источниками – как подстанциями 35/110 кВ, так и обычными трансформаторными. Интерактивная карта будет связана с системой управления производственными активами на базе программного обеспечения SAP, которую строят в «Ленэнерго», а также сможет поддерживать процессы планирования развития энергосети и разработки электронных технических условий на технологическое присоединение.

На федеральном уровне формируются механизмы по созданию службы «одного окна» по технологическому присоединению. По задумке авторов концепции, это позволит избежать ситуаций, когда для подключения нового потребителя приходится строить новую линию электропередачи параллельно уже существующей, но принадлежащей другой компании. Пилотный проект «одного окна» предложено реализовать в «Ленэнерго» на базе уже работающего центра обслуживания клиентов.

В ЛОЭСК также делают ставку на развитие интернет-сервисов. До конца текущего года в рамках «дорожной карты» планируется ввести возможность подачи заявок через интернет. И одновременно усиливается работа с региональными и муниципальными властями по синхронизации программ развития сетевых компаний с развитием территории.

Одними из основных задач МРСК Северо-Запада также являются взаимодействие с местными органами власти при планировании развития электрических сетей и опережающее развитие сетевой инфраструктуры для обеспечения развития экономики территории. «На уровне субъектов федерации разрабатываются схемы развития сетей 35-110/150 кВ. На муниципальном уровне организована работа по планированию развития сетей 35 кВ и ниже. Развитие сетей с учетом обеспечения потребностей территорий позволит удовлетворить спрос на технологическое присоединение в регионах присутствия МРСК Северо-Запада», – поясняют в пресс-службе компании.

Время дел

Предлагаемый план мероприятий по формированию прозрачной, доступной и менее коррупционной процедуры подключения к электроинфраструктуре остро необходим и востребован. Однако у многих предпринимателей очередная инициатива по повышению уровня доступности сетей вызывает справедливый скепсис. «Все эти „дорожные карты“ я расцениваю как звон пропагандистских бубенцов. Не верю ни в какое облегчение, потому что электроэнергетики привыкли жить на широкую ногу. В лучшем случае не будет ухудшения, но обычно, когда наши естественные монополии затевают улучшение, становится хуже. Практика техприсоединения, используемая энергетиками, оказалась подхвачена и другими монополистами. Уже надо платить за присоединение к водоснабжению, водоотведению», – рассуждает председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.

Очевидно, что замораживание ситуации на нынешнем уровне приведет не только к сокращению предпринимательской деятельности, но и к росту социальной напряженности, так как жить и работать по закону становится все сложнее, а по понятиям – готовы не все. Монополистам нельзя в погоне за прибылью бесконечно «кошмарить» потенциальных клиентов. Если же им сложно самостоятельно умерить аппетиты и изменить привычные принципы работы, то государству необходимо четко и, может быть, даже жестко контролировать выполнение мероприятий, направленных на упрощение и удешевление процедур по присоединению к инфраструктуре.

Санкт-Петербург

Работа на климат

В рамках «дорожной карты» федеральные органы власти планируют ряд мероприятий, в числе которых:

  • введение уведомительного порядка допуска в эксплуатацию объектов мощностью до 750 кВ?А и с уровнем напряжения до 10 кВ включительно;
  • предоставление рассрочки платежа на три года для потребителей электрической энергии (мощности) от 15 до 150 кВт включительно по договорам технологического присоединения;
  • сокращение срока согласования проектов внешнего и внутреннего электроснабжения до десяти рабочих дней с исключением необходимости согласования проектов внутреннего и внешнего электроснабжения объектов потребителей мощностью до 150 кВт включительно;
  • сокращение предельных сроков технологического присоединения в случае, когда не требуется сооружение сетевой инфраструктуры;
  • разработка механизмов ускоренного подключения по временной схеме.
Динамика объемов технологического присоединения МРСК Северо-Запада
Выручка от технологического присоединения МРСК Северо-Запада

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №37 (583) 17 сентября 2012
    Малый бизнес
    Содержание:
    Нулевое сальдо

    Бизнес не ожидает особого экономического эффекта от налоговых новаций, которые вступят в силу в следующем году. Зато предпринимателям придется вновь вникать в фискальные тонкостии, вероятно, реформировать процесс налогового учета

    Реклама