Повод задуматься

Тема недели
Москва, 17.09.2012
«Эксперт Северо-Запад» №37 (583)
Если банк отказывает малому предприятию в выдаче кредита, значит, не все гладко в бизнесе и, скорее всего, необходимо принимать меры по повышению рентабельности

Объемы кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в Северо-Западном федеральном округе в течение первой половины 2012 года планомерно росли. Банки развивают данный сегмент как высокомаржинальный и позволяющий диверсифицировать портфель, однако многие предприниматели сетуют на низкую доступность банковского финансирования. Банкиры же утверждают, что отказ в ссуде для малых компаний – не повод обвинять кредитные организации, а стимул повысить прозрачность бизнеса и реально взвесить свои силы.

Согласно статистике Центробанка РФ, за семь месяцев текущего года объем кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса в СЗФО, увеличился на 19,4%, ссуд индивидуальным предпринимателям (ИП) – на 34,1%. В Санкт-Петербурге эти показатели составили соответственно 22,6 и 57,9%. Лидируют по темпам прироста в сегменте ИП Вологодская и Калининградская области, за ними следует Северная столица. Наиболее высокая динамика кредитования средних и малых предприятий – в Ненецком автономном округе. Примечательно, что этот регион занимает второе место по доле ссуд ИП и МСБ в общем портфеле корпоративных кредитов.

Первенство по доле ссуд ИП принадлежит Вологодской области. Вероятно, это связано с тем, что в регионе относительно мало крупных заемщиков, поскольку основной объем налоговых поступлений в региональный бюджет дает предприятие «Северстали» в Череповце. При этом в регионе немало небольших сельскохозяйственных производств. Что касается Ненецкого автономного округа, то и здесь из крупных предприятий представлены только компании, занятые в нефтедобыче и вряд ли привлекающие кредиты на территории области. Зато в округе немало небольших подрядных организаций, сотрудничающих с ними.

В Петербурге ситуация кардинально иная: за семь месяцев 2012 года в общем объеме выданных корпоративных кредитов на ИП приходится всего 0,3% – это наименьший показатель в СЗФО. Правда, доля ссуд МСБ в Северной столице (23%) вполне сопоставима с общеокружной (26%). Поскольку в городе наиболее высокая концентрация крупного бизнеса по СЗФО, естественно, что в общем объеме кредитов вклад ИП незначителен. Имея возможность работать с большим числом крупных заемщиков, петербургские банки менее мотивированы на кредитование «индивидуалов», чем их коллеги из менее промышленно развитых регионов.

Стоит уточнить, что доля ссуд МСБ и ИП в общем портфеле выше в основном у кредитных организаций с местной пропиской, чем у филиалов. Объясняется это тем, что «аборигенам» крайне сложно конкурировать с федеральными игроками и госбанками, которые способны предложить меньшую стоимость привлекательным клиентам. Поэтому региональные структуры делают акцент на работе с МСБ, для которого важны возможность получить финансирование, а также гибкость банка в отношении отчетности, залогов, графика платежей. Кроме того, небольшие банки часто идут на более высокие риски, чтобы привлечь и удержать таких клиентов.

Динамичные ИП

В целом темпы прироста портфелей в сегменте малого бизнеса выглядят позитивно, и особенно это касается ссуд ИП: если общий корпоративный портфель банков в СЗФО за семь месяцев вырос на 31%, то объем кредитов предпринимателям – на 34%. В Петербурге эти показатели составили 26,4 и 57,9% соответственно. Высокую динамику кредитования ИП продемонстрировали также Калининградская, Вологодская и Мурманская области.

Банкиры подтверждают высокие темпы прироста ссуд малым предприятиям. По наблюдениям начальника отдела развития продуктов и каналов продаж дирекции корпоративного бизнеса Банка «Санкт-Петербург» Константина Мороза, в 2012 году наблюдается всплеск активности в этой сфере. «Об этом свидетельствует рост кредитного портфеля относительно аналогичного периода прошлого года, – поясняет он. – В первом полугодии мы предоставили предприятиям МСБ 561 кредит – это на 73% больше, чем за аналогичный период 2011 года. В условиях конкуренции складывается тенденция к упрощению процедуры кредитования, банки все чаще стремятся выдавать небольшие суммы (до 3-5 млн рублей) в рамках скорринговых программ».

В большинстве кредитных организаций структура портфеля в разрезе целей кредитования осталась традиционной: основной объем заемных денег малый бизнес направляет на пополнение оборотных средств. «Это 50-60% кредитов: порядка 40% – на приобретение основных средств, около 10% составляет рефинансирование задолженности перед другими банками», – рассказывает начальник управления малого и среднего бизнеса филиала «Петровский» банка «Открытие» Александр Афанасьев.

Подводные камни

По-прежнему основная масса выдаваемых кредитов – залоговые, тогда как проблема отсутствия у многих предпринимателей ликвидного обеспечения сохраняется. Беззалоговые кредиты в силу высоких рисков стоят дороже, поэтому определенная часть бизнесменов, не имеющих возможности предоставить достойный залог и платить высокую стоимость по беззалогу, остаются вне игры.

Разница в ставках по обеспеченному и необеспеченному кредитам составляет в среднем 4-5 процентных пунктов. В результате предприятия не всех отраслей способны обслуживать кредит стоимостью 17% годовых. «Кредитование в банках позволяет, не останавливая работу, получить дополнительное финансирование на устранение небольших кассовых разрывов, закупку новой товарной группы, материалов для полного производственного цикла, модернизацию оборудования, инвестирование в новое направление деятельности и прочее, – рассуждает Константин Мороз. – Эффективное использование привлеченных дополнительных средств поднимает компанию на новую ступень развития. Ставки по кредитам в размере 15-17%, вероятно, достаточно высоки для малого и среднего бизнеса. Но это плата за оперативность принятия решения и предоставление беззалогового кредита. Мы предлагаем ставки по залоговым кредитам от 11 до 15% – в зависимости от срока кредитования, финансового положения компании и вида обеспечения».

Еще сложнее ситуация обстоит со стартовыми бизнес-проектами. Большинство банков финансируют бизнес, который работает не менее 6-12 месяцев и приносит прибыль. И это понятно: кредитовать «новичков» – слишком большой риск, кроме того, под такие кредиты придется формировать немалые резервы.

Впрочем, Сбербанк России недавно вывел на рынок продукт для бизнеса, открывающегося по франшизе, – «Бизнес-старт», рассчитанный на стартапы. «Уже выдан первый такой кредит – компании „ТОНУС-КЛУБ“ на открытие спортивно-оздоровительного центра по франшизе. И только по СЗФО у нас на рассмотрении находятся еще порядка десяти заявок, – поделился заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка РФ Алексей Кольчик. – Напомню: это пилотный проект. Кредит „Бизнес-старт“ на Северо-Западе можно получить в Санкт-Петербурге, Мурманске, Пскове и Великом Новгороде, позднее список будет увеличиваться».

Другие игроки рынка неоднозначно оценивают перспективы данного продукта. С одной стороны, он явно перспективен: эффективных инструментов финансирования стартапов на рынке нет, так что спрос огромен. С другой – кредитование стартапов было и остается сложным. «Желающих начать свой бизнес много, но при этом у каждого банка в отношении финансирования начального капитала своя кредитная политика – большинство относят финансирование стартапов к высокорисковым, – замечает управляющий филиалом „Северо-Западный“ банка „Интеза“ Наталья Байнина. – Мы жизнеспособность данного продукта оцениваем как высокую, и в перспективе такой вид кредитования может получить распространение в других банках».

Однако по словам вице-президента, управляющего филиалом ВТБ24 в Санкт-Петербурге Михаила Иоффе, еще до кризиса 2008 года банк запустил кредитную программу для предпринимателей, начинающих дело с нуля. Уже через полгода, задолго до событий лета-осени 2008-го, ее пришлось полностью свернуть. «Практика показала, что начинающие бизнесмены не могут правильно спланировать свои финансовые потоки и в подавляющем большинстве случаев не в состоянии обслуживать кредит», – констатирует Иоффе.

Кредитование стартапов в банковской сфере считается сложным продуктом с высокой степенью риска, поэтому по каждой заявке ведется серьезная работа: проверяются и компания-франчайзер, если она еще не аккредитована банком, и будущий франчайзи, подчеркивает Кольчик. Заемщик также должен сдать своеобразный экзамен на знание основ предпринимательской деятельности – бесплатный курс обучения можно пройти на сайте банка.

Несмотря на то что конкуренция подвигает банки смягчать условия для заемщиков, процент отказов в кредитах по-прежнему высок. Сами финансисты предпочитают не озвучивать цифры, но в среднем по рынку этот показатель может достигать 30-50%. По словам банкиров, отказы связаны с переоценкой заемщиками своих возможностей, излишней кредитной нагрузкой, негативной кредитной историей, недостаточностью собственного капитала, низкой чистой прибылью. «К причинам также можно отнести „сырость“ проекта, когда предприниматель планирует расширять бизнес, но не просчитал все должным образом, не взвесил все риски, а также криминальное прошлое собственников бизнеса», – дополняет Александр Афанасьев.

В итоге полного согласия между малыми бизнесменами и банками до сих пор нет. Первые сетуют на консерватизм кредиторов и труднодоступность финансирования, вторые – на то, что предприниматели часто поверхностно просчитывают свои проекты и ресурсы. Кредиторы уверяют, что не стоит воспринимать отказ банка как что-то негативное. Это скорее повод задуматься и вместе с бухгалтером проанализировать бизнес и расчеты с контрагентами, полагает Иоффе.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №37 (583) 17 сентября 2012
    Малый бизнес
    Содержание:
    Нулевое сальдо

    Бизнес не ожидает особого экономического эффекта от налоговых новаций, которые вступят в силу в следующем году. Зато предпринимателям придется вновь вникать в фискальные тонкостии, вероятно, реформировать процесс налогового учета

    Реклама