Ноу-хау для города

Инновации
Москва, 24.09.2012
«Эксперт Северо-Запад» №38 (584)
Игорь Голиков: «Глобальные города уже нашли ответы на многие вопросы, которые сегодня встают перед Санкт-Петербургом. Нам надо адаптировать их опыт под свои условия»

Фото: Александр Крупнов

Ежегодный Петербургский международный инновационный форум, уже пятый, пройдет на этой неделе. Одно из крупнейших конгрессно-выставочных мероприятий России в инновационной сфере в этом году будет посвящено нетривиальной теме – «Инновации в городской среде». «Современные мегаполисы объединяют общее стремление сохранить лидерские позиции и потребность в постоянном поиске и внедрении лучших идей мировой науки и техники в городской среде. Мы надеемся, что обсуждение на форуме вопросов применения инновационных технологий для решения городских задач будет способствовать повышению конкурентоспособности Санкт-Петербурга в борьбе за глобальное лидерство», – говорит глава Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Игорь Голиков.

Санкт-Петербург на пути развития

– Тематика предыдущих форумов раскрывала инновации в более привычном ключе: передовые научные разработки, их внедрение в производство, вывод на рынок инновационной продукции, защита интеллектуальной собственности. В этом году сама тема, можно сказать, инновационная – поиск передовых подходов к преобразованию городской среды. Это дань моде?

– Это своевременная реакция на угрозы, с которыми в той или иной степени сталкиваются все мегаполисы в мире. Согласно статистике ООН, с 1950 года численность горожан возросла в четыре раза, и процесс продолжается – по прогнозам, к 2025 году 60% людей будут жить в городах.

Укрупнение мегаполисов ведет ко многим негативным последствиям: быстрый рост численности населения, территориальное «расползание», что ведет к опережающему росту потребления энергетических ресурсов и снижению экономической эффективности города как единого организма. Зачастую транспортная инфраструктура отстает в развитии, на дорогах образуются пробки, уровень комфорта городской среды снижается, ухудшается качество жизни. Как только город перестает нравиться жителям, он проигрывает главную битву – за качественные человеческие ресурсы. И как следствие, проигрывает в борьбе за лидерские позиции в мировой экономике.

В следующем десятилетии может произойти смена городов, занимающих ведущие позиции. С 2000 года число глобальных лидеров увеличилось с 33 до 44. Появились новые центры, оказывающие значительное влияние на экономику своего региона, такие как Глазго, Эдинбург. В то же время на карте мира стали появляться «убывающие» города, которые утратили ранее занимаемые позиции. Это Детройт в США, итальянский Неаполь, российские Карабаш и Мурманск. Санкт-Петербург сейчас находится на поворотной точке своего развития.

В своем отчете Законодательному cобранию в мае этого года губернатор Георгий Полтавченко подчеркнул, что нашему городу предстоит из «локального героя», из Северной столицы России превратиться в глобальный центр. Стать одним из суперрегионов, концентрирующих качественные финансовые и человеческие ресурсы и задающих тон мировому развитию, войти в рейтинг ведущих центров современной промышленности, интегрироваться в глобальную экономику знаний, раскрыть на новом уровне культурный и туристический потенциал. Поэтому наша работа должна быть направлена на решение этих задач. А чтобы стать центром инновационного развития и укрепить свои позиции в рейтинге глобальных городов, Петербург должен без промедления приступить к решению проблем, с которыми сталкиваются все мегаполисы.

– Какие вызовы для Петербурга вы считаете наиболее острыми и требующими безотлагательного решения?

– Повторюсь: проблемы всех крупных городов универсальны – низкая транспортная связанность и доступность различных частей города, высокие затраты на содержание «старого города» и появление новых зон жилой застройки, миграционный рост и связанная с ним проблема социальной адаптации приезжих. Все эти вызовы стоят в равной мере и перед Петербургом. Отсутствуют свободные пространства в «старом городе». Существует ряд ограничений, прежде всего – инфраструктурных, для приема штаб-квартир крупнейших компаний. Необходимо создать новый деловой район за пределами исторического центра и перенести туда все административные учреждения. Об этом также не раз говорил губернатор.

Прибыль вместо убытков

– Остановимся на проблеме, связанной с историческим центром города. Почему эта тема столь актуальна в этом году?

– Действительно, состояние и будущее исторического центра стало проблемой номер один. Наш город обладает неповторимым центром – это уникальный памятник мирового значения, один из крупнейших городов Европы. Для сравнения: площадь исторического центра Рима составляет 1,5 тыс. га, Праги – около 900 га, в то время как площадь исторического центра Санкт-Петербурга превышает 3,4 тыс. га.

Но в постсоветский период истории России центр Петербурга перешел не в лучшем состоянии. За два десятка лет положение только усугубилось, и сейчас мы имеем целый узел проблем. На сравнительно небольшой территории центра сосредоточено 13,5% жителей и более 50% рабочих мест, что приводит к транспортной перегрузке центральной части города и прилегающих районов.

Качество жизни многих жителей центральных районов (Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального) ниже не только европейского, но и среднего уровня российских городов: здесь сконцентрировано 39% коммунальных квартир, 1,7 тыс. многоквартирных домов не обеспечены горячим водоснабжением, свыше 60% жилого фонда изношено более чем на 30%, в том числе более 1 тыс. зданий – с деревянными перекрытиями. При этом свобода маневра по обустройству весьма ограничена федеральным и региональным охранным законодательством: в центральных районах города 90% зданий построено до 1917 года, 4 тыс. имеют статус объектов культурного наследия и около 1 тыс. находятся в плачевном состоянии.

Центр попросту обветшал, и в таком виде его потенциал не может быть задействован с полной отдачей. Совмещение культурно-развлекательной, туристической, жилой, деловой, торговой и коммуникационной функций приводит к значительной перегруженности, росту затрат на текущее содержание. Снижается эффективность использования его территории, в полной мере не удовлетворяется запрос на современную политику в сфере использования архитектурно-исторического наследия. По отношению к этому наследию преобладает логика музеефикации объектов культуры. Пространство для приема туристов и агрессивная городская среда не соответствуют культурно-историческому потенциалу Санкт-Петербурга, что приводит к снижению длительности пребывания и мотивации к повторным посещениям.

Теоретически объекты культурного и исторического наследия – это важный актив современных городов, который может приносить прибыль и существенно влияет на их экономическое развитие. На практике вложения частных инвесторов в развитие центра Северной столицы пока минимальны – на уровне примерно 5%. Зато затраты бюджета на поддержание территорий с исторической застройкой – не только на ее реставрацию и ремонт, но и на содержание обветшавшей инфраструктуры – растут ежегодно.

– Что надо сделать, чтобы центр стал генерировать прибыль вместо убытков?

– Для комплексных проблем должно быть найдено комплексное решение. Понимая необходимость поиска инновационных решений, правительство Петербурга инициировало разработку Программы сохранения и развития территорий исторического центра города. Программа в ближайшие годы станет крупнейшим источником спроса на инновационную продукцию и новые технологические подходы для внедрения в сфере городского хозяйства и развития городской среды. Программа включает в себя различные направления: капитальный ремонт зданий с укреплением фундаментов, реставрацию памятников истории и культуры, расселение коммуналок, обновление инженерных сетей, капитальный ремонт набережных и мостов, повышение туристической привлекательности, а также благоустройство и озеленение территорий.

Когда работа над программой только начиналась, планировалось охватить весь исторический центр Петербурга. Затем стал ясен масштаб затрат и было принято решение разбить программу на несколько этапов и ограничиться для начала семью кварталами. А так сказать нулевым этапом станет сбор и обобщение информации о состоянии центра города – коммунальной инфраструктуры, инженерных сетей и т.д. Такую работу ранее никто не проводил. В настоящее время собирается полная информация обо всех объектах и коммуникациях, расположенных в первых семи кварталах: статус, владельцы, состояние, даты последнего ремонта и т.д.

Параллельно по кварталам Северная Коломна – Новая Голландия и Конюшенная начинается подготовка проектов по комплексному развитию территорий, включающая перечень необходимых работ по сохранению и благоустройству. Выбирая их, городское правительство исходило, во-первых, из реальных средств, которыми располагает город. Во-вторых, из готовности инвесторов. В-третьих, из реального состояния зданий и жилого фонда. Там не так много коммуналок, которые надо расселять. С 2013-го по 2018 год на эти два квартала городской бюджет потратит порядка 69 млрд рублей. Без федерального финансирования и частных инвесторов тут, конечно, не обойтись, поэтому город будет расширять программу, включая мероприятия, реализуемые за счет федерального бюджета и внебюджетных средств. По ориентировочным экспертным оценкам, стоимость сохранения и реконструкции центра может превысить 4 трлн рублей, а сроки проведения работ – 25 лет. При этом вложения бизнеса должны возрасти многократно. В идеале каждый рубль из бюджета, вложенный в исторический центр, должен привлекать три рубля частных инвестиций.

Стратегическую важность для создания и запуска программы имеет вопрос о будущей роли центра. Правительство города уже ответило на него: в самом названии программы присутствует слово «сохранение», а не «реконструкция» или «модернизация». Это принципиальная позиция – сохранить историческое наследие для будущих поколений. Но центр не должен превратиться в город-музей, он должен жить, развиваться, пространства должны обретать новые смыслы.

– Какие именно новые смыслы?

– Центральная часть Санкт-Петербурга должна постепенно освобождаться от выполнения деловой и административной функций. Для приема штаб-квартир крупнейших компаний, размещения исполнительных органов государственной власти необходимо построить новый деловой квартал за пределами центра. По примеру квартала Дефанс в Париже или района Уолл-Стрит в Нью-Йорке. В этом же ключе планируется перевод административных учреждений правительства РФ за пределы московской кольцевой автодороги. Это во-первых.

Во-вторых, в четырех центральных кварталах, как ни парадоксально, есть дефицит общественных пространств. На одних территориях их нет в принципе, на других – не хватает качественных пространств, привлекательных для жителей и туристов. Шаг от Невского проспекта – и вы увидите совсем иной Петербург, так как дореволюционная застройка отличалась неоднородностью. В парадных комнатах зданий, выходящих на улицы, набережные, в роскошных апартаментах жили хозяева, а во дворе – слуги, каретники, повара. Сейчас это выходящие во двор корпуса и пристройки, в большинстве своем без лифтов и ванных комнат. Та же ситуация была с доходными домами: парадные комнаты сдавались знати, а во дворах ютились люди низшего сословия. То есть второй, третий дворы – это уже совсем другая ситуация. За советский период она ничуть не улучшилась, даже ухудшилась: все пришло в упадок, и многие внутренние территории стали опасны во всех отношениях. То есть в социальном плане все было очень перемешано. Под одним номером на улице могли жить очень разные слои населения. Есть парадная часть, а есть дворовые флигели.

Существенный дефицит креативных публичных пространств современных форматов, общественных зон не способствует не только привлечению туристов, но и повышению уровня толерантности жителей. А этот фактор приобретает решающее значение, поскольку Санкт-Петербург наряду с Москвой лидирует по притоку трудовых мигрантов из-за рубежа.

Некоторые новые подходы к планированию городского пространства мы уже применяем. Речь идет о конкурсе на создание концепций развития территорий Северная Коломна – Новая Голландия и Конюшенная площадь. В рамках форума будут представлены все 11 работ архитектурных мастерских, предлагающих инновационные идеи по созданию новых общественных пространств, ландшафтному городскому дизайну, формированию туристических маршрутов и пешеходных зон, организации парковочного пространства и велосипедного движения. Основная задача конкурса заключалась в поиске решений для создания комфортной городской среды. Предполагается, что два пилотных квартала изменят облик уже к 2018 году. Практика проведения подобных конкурсов активно применяется в Москве. Хороший пример – Парк имени Горького. Как известно, в этом году правительство Москвы по согласованию с федеральным центром объявило конкурс на разработку проекта концепции развития московской агломерации. Цель та же, что и в случае с нашим конкурсом: создать новое качество городской среды. Это не действия во благо частных интересов, а необходимость развития мегаполиса.

С концепциями развития территорий Северная Коломна – Новая Голландия и Конюшенная сможет ознакомиться любой желающий. Выставка будет проходить в течение 2013 года. Идеи лучших мастер-планов, за которые петербуржцы отдадут наибольшее число голосов, в дальнейшем станут основой для разработки проектов планировок рассматриваемых территорий в рамках программы сохранения и развития исторического центра города. В проектах планировок будет описано размещение пешеходных зон, общественных пространств, паркингов, представлено функциональное зонирование территории с учетом всех потребностей развития современного мегаполиса.

– Вам не кажется, что некоторые идеи слишком уж инновационны и априори невыполнимы в ближайшие годы в условиях бюджетного дефицита?

– Главное – правительство города впервые пригласило принять участие в обсуждении концепции развития центра Санкт-Петербурга бизнес, и тот откликнулся. В экспертный совет и жюри будут привлечены как профильные специалисты, так и представители разных групп интересов. Петербург постепенно приближается к модели формирования концепции развития города, которая была применена в Париже, Гамбурге, других европейских городах. Собственно, в этом и заключается инновационный подход.

– Если говорить об инновациях в более узком и традиционном смысле, запрос на какие технические ноу-хау сформирует программа сохранения центра?

– Как я уже сказал, полная и достоверная информация о состоянии центра города в настоящее время отсутствует. Поэтому прежде всего городу предстоит практически заново и на ином технологическом уровне создать интеллектуальную систему учета и мониторинга состояния зданий в историческом центре города. Работа по экспертной оценке и учету зданий начнется уже в следующем году. Система должна позволять осуществлять дистанционный мониторинг состояния объектов, предоставлять возможность визуального контроля проводящихся работ. Подобные системы созданы во многих европейских городах и широко используются не только населением, но и туристами для планирования маршрутов, ознакомления с существующими пешеходными зонами, объектами культурного наследия.

– Как известно, Сеул, Нью-Йорк, Стокгольм широко использовали инновационные решения для расшивки узких мест транспортной инфраструктуры. Какие новые технологии вы предполагаете внедрять в этой области?

– Проблема действительно острая: по средней скорости перемещения, менее 27 км/ч, Санкт-Петербург уже сейчас не выдерживает конкуренции с глобальными городами, а завтра будет конкурировать с Сан-Паулу, Мехико-Сити и Йоханнесбургом. Поиск инновационных решений по созданию приоритетных условий в историческом центре города для передвижения пешеходов и пассажирского транспорта – ключевая задача на ближайшую перспективу. Перечислю основные пункты.

Во-первых, необходим скоростной транспортный коридор по Обводному каналу для организации объезда исторического центра. Во-вторых, подготовка улиц, традиционно привлекательных для передвижения жителей и туристов, под пешеходные зоны и велосипедное движение потребует новых решений в организации транспортного движения. В-третьих, необходимо найти решение проблемы с парковками. Интеллектуальные системы управления помогут упорядочить пространство для парковки в центре города – будут в реальном времени отслеживать свободные места, изменять тарифы в зависимости от времени суток и длительности парковки. Наконец, необходимо преобразовать с учетом современных технологий систему городского общественного транспорта.

– За пределами исторического центра немало и других проблем, которые решаются в парадигме технологий позавчерашнего дня…

– Безусловно, так. Например, экологическая обстановка оставляет желать лучшего – Санкт-Петербург находится на 59-м месте в экологическом рейтинге городов России и на 201-м месте в мире. Здесь тоже не обойтись без инноваций. В ближайшее время предстоит избавиться от несанкционированных свалок. В этом плане интересен опыт Нью-Йорка, который целенаправленно проводит политику «чистый город» – строит теплоэлектростанции, работающие на бытовых отходах, внедряет современные технологии по переработке мусора и его повторному использованию в городском хозяйстве.

Необходимы инновационные подходы и при решении проблемы дефицита зеленых общественных пространств в историческом городе. Здесь могут оказаться полезны технологии вертикального озеленения, создания «подвесных» дворов, размещения зеленых зон на крышах. Инновационные решения можно широко использовать для сокращения расходов на текущее содержание города, а также при проведении комплексных реставрационных работ и реконструкции инженерных сетей по примеру США, Канады, Финляндии.

– Таким образом, инновационность заключается в переносе на российскую почву решений, найденных другими?

– Глобальные города уже нашли ответы на многие вопросы, которые встают перед Петербургом. Нет смысла изобретать велосипед, если можно изучить и трансформировать под собственные нужды передовой мировой опыт. Мы надеемся, что в докладах и на круглых столах форума будут обсуждаться уже показавшие свою эффективность в жизни современной агломерации инновационные решения в части развития городской среды, будут представлены новые инициативы, которые возможно реализовать в Санкт-Петербурге в ближайшие годы, что поможет городу занять соответствующие его масштабу позиции на глобальных рынках.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама