Переосмысление центра

Инновации
Москва, 24.09.2012
«Эксперт Северо-Запад» №38 (584)
Петербургские архитекторы предложили как фантастически прекрасные, но дорогие, так и вполне реалистичные проекты преобразования двух кварталов города в туристическую зону

На этой неделе на V Петербургском международном инновационном форуме будут представлены мастер-планы развития кварталов Конюшенная и Северная Коломна – Новая Голландия. Это первые два квартала из семи, вошедших в программу «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга», работа над которой ведется правительством города.

Весной этого года городские власти обратились к заинтересованному бизнесу с предложением совместно разработать концепцию преобразования центра Петербурга, причем безвозмездно. Желающие нашлись – в объявленном конкурсе приняли участие семь архитектурных мастерских – «Содис Строй», «Студия 44», «А. Лен», «Горпроект», «Спектрум-Холдинг», «Генпроект» и «СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова». По итогам первого этапа рабочая группа под руководством председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Александра Макарова рассмотрела презентации архитекторов, доработала техзадания и высказала замечания по каждому проекту.

Сильно работы не поменялись, хотя принципиальные моменты были учтены. Наиболее заметно изменилась концепция архитектурной мастерской Литвинова: первоначально предполагалось соорудить на Марсовом поле амфитеатр, чтобы переместить в него концерты с Дворцовой площади, но впоследствии авторы проекта отказались от этой идеи. Впрочем, подчеркивает начальник управления стратегического планирования и мониторинга социально-экономического развития Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Денис Цуканов, концепции мастер-планов – это только идеи. «Среди проектов встречаются совершенно фантастические, которые не могут быть осуществлены по разным причинам. Но есть вполне рациональные предложения, которые могут войти в окончательный вариант проекта планировки», – говорит он.

Дорогу пешеходу!

На суд публики будут вынесены проекты разного качества. Одни авторы детально проработали инженерные схемы, другие – развитие транспорта, третьи сделали упор на создание общественных пространств, четвертые сосредоточились на ландшафтном дизайне и элементах благоустройства. Но у всех мастер-планов есть общая черта – авторы уверены, что эти территории должны стать максимально удобными для пешеходов. В большинстве работ также предусмотрена сеть велосипедных дорожек.

Некоторые архитекторы предложили рассматривать оба квартала как единое целое, но подошли к этому по-разному. Руководитель «Студии 44» Никита Явейн полагает, что для соединения парадного Петербурга – Конюшенной – с более неформальной, свободной от церемониальности Коломной, которая может стать креативной общественной зоной, достаточно параллельно Неве выделить полосу с осью, проходящей по Миллионной и Галерной улицам и пронизывающей центр города от Фонтанки до акватории Финского залива. Для этого потребуется устройство всего трех переходов: через Невский проспект у Дворцового моста, на Сенатской площади и на площади Труда. Компания «Содис Строй», в свою очередь, предлагает решить проблему создания единого пешеходного пространства длиной 3,5 км от Марсова поля до улицы Декабристов, построив два подземных перехода и таким образом распределив автомобильные и пешеходные потоки.

Но это не самая смелая идея, касающаяся переориентации подземных потоков. «СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова» считает необходимым раскрыть туристический потенциал Дворцовой набережной, сделав ее пешеходной. «Нужно применить пользующееся успехом в Европе решение – подводный автомобильный тоннель. По сути, это дублер набережной в акватории Невы. Сама технология не инновационная, однако существующие технологии позволяют реализовать это техническое решение с минимальными финансовыми издержками и в минимальные сроки», – утверждает руководитель проекта Артем Юрченко.

Желание задействовать подземные и подводные пространства – общая черта большинства концепций. Мастерская «Генпроект» рекомендует построить подземные парковки на 8,55 тыс. машино-мест в Коломне (под площадью Труда, Мариинской площадью, Университетом физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта) и на 6,8 тыс. машино-мест – в Конюшенном квартале (под южной частью Марсова поля и северной – Конюшенной площади). В результате оптимизации потоков автотранспорта в центре города можно будет проложить около 30 км новых велосипедных маршрутов, уверены авторы. «Марсово поле станет не только точкой начала веломаршрута, но и удобным инфраструктурным объектом – паркингом для горожан, прибывших в центр на автомобилях», – пишут в своей концепции архитекторы компании «А. Лен», предлагая использовать как подземное, так и часть наземного пространства.

Наиболее оригинальное «парковочное» решение – у «Горпроекта» (генпроектировщик «Лахта-центра»). Единственной площадкой, пригодной для строительства крупной многоярусной автостоянки в пешеходной доступности от Новой Голландии и новой сцены Мариинского театра проектировщики считают территорию открытого стадиона Университета имени Лесгафта: здесь можно возвести многоуровневый надземный паркинг на 2 тыс. машино-мест с переносом стадиона на кровлю паркинга, где будут располагаться футбольное поле, беговые дорожки и открытые трибуны с навесом, что гармонично завершит ансамбль общественной площади с амфитеатром перед Концертным залом Мариинского театра.

Второй паркинг авторы концепции хотели бы устроить под дном Мойки – на участке от Крюкова канала до реки Пряжки. «Расположение стен паркинга из конструкций металлического шпунта Ларсена на расстоянии 7-10 м от охраняемых набережных и 20-22 м от фасадов охраняемой квартальной застройки по обеим берегам реки, включая фундаменты зданий Новой Голландии, гарантирует минимальное геотехническое влияние, а также минимизацию рисков для исторических зданий и сооружений, в отличие, скажем, от подземного строительства непосредственно вблизи конструкций зданий-памятников», – объясняет главный архитектор «Горпроекта» Филипп Никандров.

Пространства и смыслы

Перед авторами мастер-планов поставлена непростая задача: не совершая градостроительных революций, сформировать новые общественные пространства в центре города и придать новые смыслы уже имеющимся площадям и набережным. Особенно сложно обустроить Конюшенный квартал, расположенный на территории, плотно застроенной историческими памятниками. Как известно, в «золотом треугольнике» между набережной Невы, Фонтанкой и Невским проспектом нет публичных пространств и площадей. В мастерской Никиты Явейна видят выход в создании на территории Конюшенного двора небольшой закрытой площади (пьяцетты) – места для проведения представлений и праздников.

По мнению архитекторов мастерской «А. Лен», дополнительное общественное пространство появится, если убрать машины с Малой Конюшенной в подземный паркинг, а саму улицу превратить в крытую галерею, продолжающую подземный переход через Невский проспект в районе Казанского собора. Она станет единым маршрутом крытых променадов. «Содис Строй» хотела бы связать длинным подземным переходом Дворцовую площадь с Александровским садом. «Мы пытаемся организовать новую дополнительную инфраструктуру – целую подземную улицу с магазинами, кафе, ресторанами», – пишут авторы концепции.

В районе Северной Коломны – Новой Голландии архитекторы чувствуют себя гораздо свободнее. Так, «Горпроект» мечтает о появлении в Петербурге целого музейного квартала. На базе нескольких имеющихся и строящихся музейных и театральных площадок можно было бы проводить фестивали международного уровня, устраивая их под открытым небом. Экспонаты нового Военно-морского музея, включая корабельные пушки, мины и даже подводные лодки и реплики небольших парусных судов, также могли бы частично размещаться в городской среде – в пешеходной зоне вдоль Крюкова канала. «Спектрум-Холдинг» предлагает разместить музейный комплекс в бывшем Демидовском доме призрения и доме Воронцовой. Важное место в концепции компании занимают идея о перебазировании Университета имени Лесгафта, снос диссонирующей постройки (стадиона) и воссоздание Демидова сада площадью 33 тыс. кв. м. Также авторы проекта рекомендуют сделать пешеходной площадь Труда и создать пешеходный бульвар вдоль Крюковских казарм как продолжение Конногвардейского бульвара. В основу концепции положен принцип «Возвращение человеку перетекающих традиционных типов городских пространств – бульваров, площадей, переулков, дворов с уникальной историей и новыми возможностями».

В отличие от большинства транспортных решений, предложения по созданию новых привлекательных объектов, за редким исключением, носят не глобальный, а «точечный» характер и отличаются бережным отношением к среде и сравнительно небольшой стоимостью. В мастер-планах есть разумные «мелочи», которые при небольших затратах способны изменить облик города к лучшему.

Например, предложение «Горпроекта» о разработке по примеру крупных европейских городов единого колористического решения для крыш и стилевого – для витрин, вывесок, благоустройства и архитектурной подсветки улиц и дворов. «СПб архитектурная ассоциация А.А. Литвинова» нашла новый подход к озеленению, зрительно увеличивающий площади зеленых насаждений. Мастерская «А. Лен» выдвинула идею открыть в светлое время суток для общественного использования сады при дворцах Бобринского и великого князя Алексея Александровича, Университете имени Лесгафта.

«Содис Строй» предлагает поддерживать единый стиль подсветки всех основных магистралей, площадей и улиц. Для создания подсветки планируется использовать новые технологии энергосберегающего освещения. В «СПб архитектурной ассоциации А.А. Литвинова» считают, что можно сделать территорию более комфортной для горожан и туристов, оснастив все памятники архитектуры QR-кодами, которые позволяют получать информацию об объекте посредством сканирующих устройств (в том числе камер мобильных телефонов). Концепция мастерской «Генпроект» предполагает увеличение в Конюшенном квартале зон озеленения: скверов, парков, прогулочных бульваров. Проект предусматривает создание пешеходно-прогулочных зон на 35,1 га, из них 23,9 га – озеленение.

На суд горожан

На следующем этапе мастер-планы предстанут перед жюри. Задача «ареопага» – опираясь на оценки экспертов из рабочей группы и собственное мнение, отобрать работы, которые будут представлены для общественного обсуждения. Предполагается, что члены жюри будут не только руководствоваться эстетическими критериями, но и мыслить в плоскостях технической осуществимости и стоимости проектов.

Отобранные мастер-планы в течение нескольких месяцев будут экспонироваться либо в Комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга, либо в зданиях администраций соответствующих районов, где каждый житель сможет проголосовать за понравившуюся работу или внести предложения по доработке.

В конце следующего года, поясняют в комитете, когда будут готовы результаты инструментального обследования зданий и станет известно, за какие мастер-планы проголосовало подавляющее большинство горожан, предстоит сформировать проекты планировок территорий с описанием размещения пешеходных зон, общественных пространств, паркингов и функциональным зонированием территории с учетом потребностей развития современного магаполиса. На основании этой информации к середине 2014 года программа должна быть доработана.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама