«Евро» повышают статус

Нефть и газ
Москва, 01.10.2012
«Эксперт Северо-Запад» №39 (585)
Введение запрета на оборот топлива экологического класса ниже «Евро-3» не приведет к бензиновому коллапсу

Фото: архив «Эксперта С-З»

Регулирование рынка моторного топлива по инерции вызывает тревогу не только у автомобилистов, но и у большей части населения России. Новости по бензиновой теме уже сформировали устойчивый рефлекс: жди дефицита топлива, его подорожания и, как следствие, роста цен на товары. Однако есть основания полагать, что введение с 1 января 2013 года запрета на оборот топлива экологического класса ниже «Евро-3» на внутреннем рынке не принесет неприятностей. Нефтяные компании успели подготовить нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) к производству высокооктанового бензина, кроме того, высока вероятность, что запрет может быть отложен на полгода.

Долго запрягаем

Решение о поэтапном ужесточении экологических требований к моторному топливу зрело слишком долго и так же мучительно долго претворяется в жизнь. Впервые ввести запрет на оборот бензина низких экологических классов предполагалось еще в 2008 году. Одну из последних попыток правительство России предприняло осенью 2011 года, внеся в действующий техрегламент изменения, продлевающие оборот бензина и дизельного топлива: «Евро-2» – до 31 декабря 2012 года, «Евро-3» – до 31 декабря 2014-го, «Евро-4» – до 31 декабря 2015 года.

Под давлением этих требований нефтяные компании модернизировали свои по большей части технически устаревшие НПЗ под выпуск топлива более высокого экологического класса. По данным компании «Кортес», обнародованным на конференции Creon «Бензины 2012», весной текущего года 70% российского автобензина соответствовало стандарту «Евро-3», 14% – «Евро-4». Остальные объемы поровну распределены между бензином «Евро-2», оборот которого будет запрещен с начала 2013 года, и внекатегорийным бензином.

 «У нас „Евро-4“ по факту уже производят порядка десяти заводов. В планах – начало производства такого топлива на остальных НПЗ. Таким образом, нефтепереработчики уже готовы к предстоящим изменениям и с их стороны перебоев с поставками топлива ждать не стоит. Они смогут произвести то топливо, которое необходимо, и в нужном количестве», – уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

План модернизации российских НПЗ в соответствии с условиями четырехсторонних соглашений выполнен на 80-85%, при этом некоторые компании действуют на опережение, добавляет аналитик консалтинговой компании «Верген Групп» Андрей Гордеев. В частности, «Лукойл-Центрнефтепродукт» закончил смену сортов бензина на своих автозаправочных станциях (АЗС) – на всех автозаправках компании реализуется топливо класса «Евро-5». «Поэтому перебоев с поставками топлива в следующем году не ожидается. Кроме того, действует заградительная экспортная пошлина на бензин (90% пошлины на нефть). Также на предприятиях нефтепродуктообеспечения сформирован запас автомобильного бензина (более 1,4 млн тонн) и дизельного топлива (более 2,2 млн тонн)», – рассказывает Гордеев.

Топливные компании, работающие в Северной столице, уже перешли на стандарт «Евро-3», говорит президент Нефтяного клуба Петербурга Борис Ашихмин. «Кроме того, январь и февраль – традиционно спокойные месяцы с точки зрения наличия топлива, и нефтекомпании сами предлагают независимым операторам топливного рынка бензин для реализации в связи с его избытком. Зимой нефтяники за нами бегают, а не мы за ними, как это обычно бывает весной и осенью», – отмечает он.

Впрочем, не исключено, что новые экологические требования к бензину не будут введены в запланированные сроки. Инициатором отсрочки на этот раз выступили не нефтяники, а руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Свое предложение он мотивировал тем, что есть проблемы на уровне Таможенного союза – в Казахстане запрет вступает в силу на год позже, чем в России. По логике Артемьева, сроки запрета должны быть одинаковыми для участников союза.

Модернизация или воздух

Новые нормы стали стимулом для нефтяных компаний к модернизации НПЗ и производству нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью. Помимо запрета в качестве дополнительных мотиваторов внедрены соответствующие экономические механизмы. В 2011 году в стране принята дифференцированная система акцизов, которая предусматривает низкие ставки на более качественное и экологически чистое моторное топливо стандартов «Евро-4» и «Евро-5». По мнению Андрея Гордеева, дифференциация акцизов направлена в большей степени на увеличение инвестиций в нефтеперерабатывающую отрасль. «Тем самым государство стимулирует нефтяников увеличить глубину переработки, сократив выпуск темных нефтепродуктов, которые экспортируются за рубеж», – считает он. Можно признать, что эта задача частично выполнена.

Что касается экологического эффекта, то здесь иллюзий не питают даже экологи. По словам председателя правления Санкт-Петербургского экологического союза Семена Гордышевского, переход на более экологичное топливо с меньшим количеством примесей, конечно, способствует сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу. Однако, продолжает он, при горении углеводородного топлива (того же природного газа) в атмосферу попадает целая гамма вредных продуктов сгорания, в том числе относящихся к первой и второй категориям вредности полицикличных и цикличных водородов. Поэтому переход на «Евро-3» не скажется на количестве выбрасываемых вредных веществ этой группы.

С другой стороны, уточняет Гордышевский, использование бензина более высокого качества немного сокращает его расход. «Таким образом, в плане экономии горючего небольшой эффект (1-2%) есть, но с точки зрения сокращения количества вредных примесей эффект еще меньше – доли процента. То есть в целом переход на бензин более высокого экологического класса окажет незначительное влияние на качество воздуха. Хотя, безусловно, это полезно и важно – пусть небольшое, но продвижение в направлении снижения объемов загрязнения атмосферы», – комментирует Гордышевский. Тем более что рост автомобилизации перекроет эффект от перехода на более чистый класс топлива. «Проблему надо решать радикально – переходить на электромобили и менять принципы организации транспортного сообщения», – убежден эколог.

Ценовой многогранник

Повышение требований к экологическому классу бензина не окажет существенного влияния на его стоимость. «Рост цен возможен, но связывать его только с тем, что будет выпускаться топливо нового класса, неверно. В первую очередь они будут повышаться из-за инфляции. Кроме того, увеличение цен возможно из-за изменения налоговой политики государства, роста услуг естественных монополий и прочих поставщиков товаров и услуг для российских НПЗ», – объясняет Дмитрий Баранов. Кроме того, стоимость бензина имеет обыкновение увеличиваться весной и осенью, когда большинство НПЗ закрываются на плановый профилактический ремонт. Ценовые колебания в данном случае никак не связаны с качеством выпускаемого топлива и обусловлены сокращением предложения на внутреннем рынке бензина. Сезонное увеличение цен на топливо наблюдается во всех регионах, констатирует Андрей Гордеев.

В первом полугодии текущего года наблюдался значительный рост в оптовом сегменте, при этом розничные цены сдерживались под пристальным вниманием антимонопольных структур. Теперь же компании не могут сдерживать цены на АЗС, поскольку маржа достигла критического уровня. Наряду с этим поднялись биржевые цены, что отразилось на независимых компаниях, которые вынуждены закупать топливо по высоким ценам. Как следствие, розничная стоимость АИ-95 в столичном регионе превысила отметку 30 рублей за литр.

Также планируется, что с 1 января 2013 года произойдет очередная индексация акцизов. «Это может привести к росту стоимости бензина на 1,3-1,5 рубля за литр, дизельного топлива – на 1,2-1,4 рубля. Если нефтяные компании будут сдерживать рост стоимости топлива, на внутреннем рынке может образоваться дефицит, как это произошло в 2011 году», – размышляет Гордеев.

Повышенный градус

Правительство может пойти на дополнительную индексацию топливных акцизов, чтобы восполнить сокращение доходов дорожных фондов. К примеру, в настоящее время для топлива стандарта «Евро-5» ставка на 36% ниже, чем для «Евро-3», что приводит к снижению доходов дорожных фондов. Такое положение дел не устраивает Министерство финансов, и летом нынешнего года оно выступило с предложением поднять акцизы на моторное топливо классов «Евро-4» и «Евро-5» в 2013-м, поскольку пониженная ставка акцизов на качественное топливо ведет к потерям доходов федерального и региональных дорожных фондов. Градус дискуссий вокруг топливных акцизов по мере приближения сроков очередной их индексации только нарастает.

В частности, глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Илья Трунин сообщает, что Минфин и Минэнерго считают возможным увеличение акцизов на бензин классов «Евро-4» и «Евро-5» выше запланированного уровня, но не намерены менять ставки для бензина третьего экологического класса. В свою очередь, руководители крупнейших нефтяных компаний направили председателю правительства Дмитрию Медведеву письмо, в котором просят сохранить дифференцированную систему акцизов на бензин и дизельное топливо с соблюдением действующих соотношений между ставками акцизов на моторное топливо стандартов «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Эта система стимулирует модернизацию НПЗ более эффективно, чем административные методы, уверяют нефтяники. Многие НПЗ достигнут целевого уровня стандарта «Евро-5» только через несколько лет. «Было бы несправедливо дестимулировать этот процесс на данном этапе, существенно сокращая разницу в ставках акцизов на топливо стандартов „Евро-3“, „Евро-4“ и „Евро-5“», – цитирует документ агентство «ПРАЙМ».

Есть и предложение вице-премьера Аркадия Дворковича рассмотреть возможность введения плавающей шкалы акцизов на бензин и нефтепродукты, чтобы при росте мировых цен «акцизы понижались и, таким образом, давления на внутренние цены не было». Соответствующие нормативы должны быть подготовлены до конца первого квартала 2013 года. Констатируем: государство пребывает в активной стадии формирования оптимальной акцизной политики, поэтому не исключен пересмотр топливных ценовых прогнозов в зависимости от принятия тех или иных решений.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (585) 1 октября 2012
    Туризм
    Содержание:
    Испытание cетью

    Число россиян, самостоятельно планирующих турпоездки и покупающих туристические услуги в интернете, растет значительными темпами. Делать выгодные предложения, повышать качество обслуживания и стремиться к индивидуализации – залог выживания традиционных туроператоров и турагентов в эпоху доминирования глобальной сети

    Реклама