Не остаться вне тренда

Русский бизнес
Москва, 01.10.2012
«Эксперт Северо-Запад» №39 (585)
Роман Розенталь: «Внедрение экологических стандартов в строительстве – не только миссия компании, но и заинтересованность девелопера в удовлетворенности клиентов»

Фото: Владимир Басов

Первым в России жилым объектом, получившим сертификат соответствия стандартам экологического строительства BREEAM, стал комплекс «Триумф Парк», возводимый в Московском районе Петербурга компанией MirLand Development Corporation. BREEAM – старейшая в мире система сертификации, разработанная в 1990 году британской компанией BRE Global. В Великобритании все стройки, ведущиеся на государственные деньги, должны соответствовать стандарту экологической эффективности, для частных застройщиков сертификация остается добровольной. BREEAM популярна не только в Британии: за десятилетия ее существования более 116 тыс. зданий в мире получили соответствующие сертификаты, а приблизительно 714 тыс. зарегистрированы для прохождения сертификации.

Однако в России процесс экосертификации только начался. На данный момент только одна постройка в стране полностью сертифицирована и имеет бессрочный сертификат BREEAM – офисное здание «Дукат Плейс III» в Москве. Еще два нежилых здания оценены по системе BREEAM In-Use (для построенных объектов) – деловой центр «Японский дом» и «Дукат Плейс II». Петербургский «Триумф Парк», как уже говорилось, стал пионером в своей категории.

«Являясь современной западной компанией, мы видим свою миссию во внедрении норм экологического строительства на практике», – утверждает генеральный директор MirLand Development Роман Розенталь. MirLand Development Corporation Plc создана в 2004 году для работы в России как часть международной инвестиционной группы Fishman Group. В портфеле российской «дочки» – 16 строительных проектов, реализованных либо реализующихся в Москве, Ярославле, Саратове, Новосибирске и других городах. «Триумф Парк» – первый и пока единственный объект группы в Санкт-Петербурге.

Без давления

– Fishman Group сертифицирует все объекты недвижимости, которые находятся в ее управлении?

– Далеко не все. Есть несколько сертифицированных проектов в Израиле и Канаде. Прохождение сертификации – довольно тяжелый и трудоемкий процесс, занимающий несколько лет.

– Почему принято решение сертифицировать ваш проект в России? У нас экологичность домов пока не стала обязательным требованием покупателей.

– Люди путают экологичность и BREEAM. Экологичность проекта – это важно и правильно. Не навредить состоянию планеты – часть нашей миссии, но только часть. Самая важная наша цель как девелопера – ориентация на клиента. Сертификат BREEAM сигнализирует покупателям, что дом максимально приспособлен для жизни и обеспечивает своим обитателям принципиально новый уровень комфорта. Экодом проектируется с учетом географической специфики региона: в жарком климате скрывает от солнца, а в регионе с недостатком солнца «ловит» его. Здание возводится из экологически чистых материалов, не наносит урон здоровью и окружающей среде. Такой дом не расходует энергию на обогрев улицы, при его строительстве применяются современные энергосберегающие технологии, которые сокращают теплопотери на 20-25%. Соответственно, текущие расходы владельца квартиры снижаются в той же пропорции.

Если говорить о жилом комплексе, соответствующем стандартам BREEAM, то в нем создается расположенная к человеку среда – это и разделенные пешеходные и автомобильные зоны, и места для велосипедов и прогулок с ребенком, свободные от курения подъезды и так далее.

– Некоторые девелоперы утверждают, что даже в Финляндии, которая намного обогнала Россию на пути экостроительства, внедрение энергоэффективных технологий настолько экономически нецелесообразно, что осуществляется только под давлением закона…

– В России никакого законодательного давления нет. Мы это решили – и мы это сделали. Потому что мир идет к ответственному потреблению и Россия не может остаться вне общего тренда. Логично, что самый европейский город страны, Санкт-Петербург, идет впереди этого процесса. Уверен, что года через три-четыре у людей, которые живут в наших домах, не останется вопросов, что значит BREEAM. Они на практике почувствуют, что такое экономия на энергопотреблении, непрокуренные подъезды, окна, расположенные так, что на 80% квартирных площадей попадает естественный свет. Так как мы пришли сюда надолго, то в конечном счете удовлетворенность клиентов выгодна девелоперу.

Решения и материалы

– Каким требованиям должен соответствовать объект, чтобы получить сертификат BREEAM?

– Первый и главный принцип – минимизация негативного воздействия на окружающую среду. С этой точки зрения должен быть организован весь процесс осуществления проекта. Например, перед началом реализации проекта мы тщательно изучаем все площадки под застройку, в том числе на предмет экологичности и влияния будущего объекта на окружение.

Особые требования предъявляются к материалам, используемым при строительстве. Во-первых, все материалы должны быть сертифицированы, выделяемые ими в атмосферу вещества не могут превышать предельно допустимые нормы. Так как все процедуры, связанные с поставкой материалов, строительством и отделкой дома, должны отвечать принципу снижения углеводородных выбросов в атмосферу, есть еще и во-вторых: плечо доставки материалов не должно быть длинным. То есть если мы будем везти, например, из Сибири кирпич, имеющий сертификат соответствия международным экостандартам, то по критериям экспертов BREEAM это хуже, чем поставки из Ленинградской области кирпича без международного сертификата, поскольку он производится недалеко от места нахождения объекта.

– Трудно ли найти на отечественном рынке материалы, соответствующие требованиям BREEAM?

– Очень трудно, но мы ищем. Есть специальная бригада, которая проверяет наличие всех сертификатов – Роспотребнадзора, ИСО. Иногда приходится заказывать дополнительную экспертизу. Например, проверяли теплоизоляционные материалы, чтобы убедиться, что эмиссии вредных веществ не происходит. Известна проблема с присадкой к бетону, которая подвела многих застройщиков в прошлом году. Наши специалисты отслеживают качество поставляемого бетона. Хотя следует признать, что нет методики, стопроцентно защищающей строительные компании от повторения этой неприятной ситуации: у них ведь нет портативных химических заводов на стройке. Главная гарантия качества материалов – работа с надежными поставщиками.

– Какие еще требования необходимо выполнить, чтобы получить сертификат?

– Конечно, дом должен экономно потреблять ресурсы. Многие технологии энергосбережения уже внедряются в новых российских домах: ставятся двойные стеклопакеты на окна, остекляются лоджии, устанавливаются приборы для подсчета расходов тепла и энергии. Другие использованные нами технологии менее ординарны. Мы достигаем требуемых показателей по энергоэффективности и за счет конструктивных решений, и за счет применяемых материалов. В системе сертификации BREEAM разработаны стандарты для разных государств. В части энергоэффективности необходимо быть лучше, чем установлено нормами странового законодательства. По расчетам, наши дома будут на 20% энергоэкономичнее, чем предусмотрено российскими стандартами.

– Как будет выглядеть «Триумф Парк» в плане энергоэффективности, если его перенести в Израиль?

– Сравнивать трудно – в Израиле другие климатические условия. Там все дома оснащены солнечными батареями и даже зимой хватает энергии солнца для получения горячей воды. Но если перенести наш жилой комплекс в Северную Европу или Канаду, он будет выглядеть достойно. Он не станет лидером по энергоэффективности, но впишется в существующие стандарты энергопотребления.

– Насколько применение технологий, отвечающих BREEAM, удорожает проект?

– Отвечу так: не настолько, чтобы клиенты почувствовали существенное удорожание. Мы продаем квартиры по среднерыночным ценам. В компании понимают, что если бы наше жилье вследствие применения отвечающих BREEAM технологий стоило на 10-15% дороже среднего в своей категории по рынку, оно вряд ли пользовалось бы спросом. Через несколько лет – да, спрос на экодома в России сформируется. Но не сегодня. Однако за счет небольшой части своей маржи мы остались в рынке.

– Будете ли сертифицировать свои будущие проекты?

– Жилые комплексы точно будем, так как понимаем, как и зачем это делать. Про коммерческую недвижимость пока не знаем – будем думать.

– Где компания планирует возводить следующие проекты в Петербурге?

– Хотелось бы продолжить строительство, но пока не можем найти подходящий участок. Неподходящие с точки зрения локализации и развитости инфраструктуры отвергаем сразу, а те, что нравятся, слишком дороги. С тех пор как мы купили землю под «Триумф Парк» в 2006 году, цены выросли в шесть-семь раз. Продолжаем искать.     

Санкт-Петербург

Справка

BREEAM (Building Research Establishment’s Environmental Assessment Method) – система оценки экологического строительства, созданная в Великобритании в 1990 году. По стандарту BREEAM сертифицируются следующие типы зданий: торговые, офисные, образовательные, медицинские, индустриальные, суды и тюрьмы. Рейтинг могут получить целые жилые комплексы.

Оценка проводится по девяти категориям: управление проектированием, строительством и зданием, здоровье и благосостояние пользователей дома, использование (экономия) энергии, транспортная доступность, использование (экономия) воды, строительные материалы, переработка мусора, использование земельного участка и экология, загрязнение окружающей среды. Эти категории имеют различный вес в общей оценке. Например, использование энергии – 19%, здоровье – 15, транспорт – 8, вода – 6% от общего количества баллов. В зависимости от количества набранных баллов прошедшее сертификацию здание получает одну из пяти степеней – от «сертифицирован» (от 35%) до «выдающийся рейтинг» (более 85%).

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №39 (585) 1 октября 2012
    Туризм
    Содержание:
    Испытание cетью

    Число россиян, самостоятельно планирующих турпоездки и покупающих туристические услуги в интернете, растет значительными темпами. Делать выгодные предложения, повышать качество обслуживания и стремиться к индивидуализации – залог выживания традиционных туроператоров и турагентов в эпоху доминирования глобальной сети

    Реклама