Общество
Москва, 06.12.2016


С высоты под землю

2012

Несмотря на множество проблем, Петербург не намерен отказываться от идеи перевода воздушных линий электропередачи в кабельное исполнение

Власти Петербурга еще два года назад приняли решение о переводе высоковольтных воздушных линий (ВЛ) в кабельное исполнение. Оно было подкреплено соответствующим соглашением, подписанным в декабре 2010 года тогдашним губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и председателем правления ФСК ЕЭС Олегом Бударгиным. «Городское правительство давно занимается этой проблемой. Воздушные линии занимают большие земельные площади в черте города. Использовать их под нужные городу проекты мы до сих пор не могли. Каблирование воздушных линий – сложный процесс, и не каждый инвестор в состоянии взяться за эту работу. Воздушные линии – это прошлый век, они давно устарели», – заявляла Матвиенко.

Многие проекты того времени (к примеру, Орловский тоннель, Ново-Адмиралтейский мост) новый губернатор города Георгий Полтавченко отверг как нерентабельные. О том, что сейчас происходит с переводом ВЛ электропередачи в кабельные линии (КЛ) и насколько такой подход актуален, шла речь на круглом столе «Перевод городских электрических сетей под землю. Кому это выгодно и зачем это нужно?», организованном журналом «Эксперт Северо-Запад».

По мере обновления

Все ли высоковольтные ВЛ необходимо спускать под землю? Ведь многие исправно работают. «В кабельное исполнение переводятся только воздушные линии, требующие реконструкции и увеличения пропускной мощности. Кроме того, в условиях плотной городской застройки новые линии, которые мы строим, исключительно кабельные», – поясняет директор филиала «Высоковольтные электрические сети» компании «Ленэнерго» Дмитрий Корякин.

«Вопрос возникает тогда, когда появляется потребность в земле. На всей территории Северо-Западного региона, исключая Санкт-Петербург, такой проблемы пока нет. Воздушные линии разного класса напряжения проходят прямо по центру городов. Поэтому, пока земельные участки не понадобились потенциальным застройщикам, ВЛ будут существовать», – убежден начальник отдела подготовки технических условий МРСК Северо-Запада Александр Виноградов.

Земельно-денежный вопрос

Поэтому выбор между воздушными и кабельными линиями в большей степени характерен для мегаполисов. И они уже ведут работу в этом направлении с начала 2000-х годов. В Петербурге в 2010 году был определен пилотный проект на проспекте Маршала Блюхера, где проходят три высоковольтные ВЛ, две из которых принадлежат Федеральной сетевой компании (ФСК), одна – «Ленэнерго». Уже выполнен проект перевода линий в кабельное исполнение, проведена его экспертиза, определены затраты на эти работы. Однако до сих пор не согласованы условия инвестиционной программы по реализации проекта, так как не определен механизм возврата денежных средств инвестору.

«Чтобы каблировать ВЛ напряжением 220-330 кВ, необходимо порядка 200 тыс. рублей на один погонный метр, для ВЛ 110 кВ – 100 тыс. рублей, – приводит цифры начальник отдела развития инженерно-энергетического комплекса управления перспективного развития Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга Валерий Усков. – При этом следует учесть, что трасса КЛ в связи с насыщенностью подземных коммуникаций, которые придется обходить, может иметь длину в два, а то и в три раза больше, чем существующая ВЛ».

Если говорить об общих затратах, то, к примеру, приблизительная сметная стоимость каблирования линий 110 и 330 кВ на проспекте Маршала Блюхера составляет примерно 1,8 млрд рублей. Средняя цена прокладки КЛ (проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы) без каких-то осложнений (например, переноса инженерных коммуникаций) – порядка 131 млн рублей за 1 км. При этом построить ВЛ на том же пространстве можно за 25 млн рублей.

Вроде бы странно, что город и инвесторы готовы переплачивать такие суммы за обеспечение электроснабжения. Однако занимаемые под ВЛ площади с учетом зон отчуждения – это колоссальные территории, которые могут быть задействованы под строительство. По некоторым подсчетам (правда, неофициальным и достаточно оптимистичным), перевод воздушных линий в кабельные может освободить в Петербурге до 1 млн кв. м земель.

«В „Ленэнерго“ определен перечень пилотных линий, которые предстоит переводить под землю. Но возникают сложные вопросы по реализации этих проектов. Если откровенно, то просто нет источников финансирования, – признает Дмитрий Корякин. – Рассматривалось предложение обязать инвесторов компенсировать затраты энергетиков по переустройству линий в обмен на право использования высвобождаемых земельных участков. Однако правовой механизм таких отношений пока до конца не проработан». С ним солидарны и другие участники круглого стола. «Инвестор должен иметь гарантию, что на выходе он получит освобожденный участок. Пока же потенциальный инвестор не видит четко прописанного правового механизма защиты его вложений», – констатирует директор специальной дирекции МЭС Северо-Запада Николай Федоров.

Существует еще один нюанс. «Чтобы переустроить ВЛ, сначала надо построить кабельную, а уже потом переводить на нее нагрузку потребителей и осуществлять демонтаж существующей ВЛ. То есть прежде необходимо вложить деньги, построить линию и только затем освобождать территорию от опор и проводов. Не все потенциальные инвесторы это понимают», – отметил Усков.

Технические тонкости

То, что Санкт-Петербург, как и многие другие мегаполисы, заинтересован в замене воздушных линий на кабельные, сомнений нет. Последние более надежны, потому что проложены в бетонных лотках под землей, имеют большую степень защиты, лучшие эксплуатационные характеристики, не подвержены климатическим воздействиям. Кроме того, не секрет, что ВЛ дают электромагнитное излучение: в пасмурную погоду это периодически можно наблюдать – на проводах и изоляторах возникает небольшое искрение, которое так или иначе влияет на организм человека. КЛ подобного воздействия не оказывают.

«Особых технических проблем при сооружении и эксплуатации КЛ нет. Есть стандартные: необходимость расчета тепловых потерь, которые не учитываются при передаче электроэнергии по ВЛ, выбор вариантов транспозиции экранов кабелей, мониторинг показателей характеристик кабельных линий», – перечисляет Александр Виноградов. При этом, говорит он, опять же все сводится к финансам: «Сами кабельные линии довольно дорогие, плюс их необходимо защищать и контролировать эксплуатационные параметры. Для этого существуют системы мониторинга контроля изоляции, определения места повреждения и т.д.». Подобные системы обходятся примерно в 10% общей стоимости КЛ.

Что касается ФСК, то «в настоящий момент мы в полной боевой готовности и при условии утверждения всеми участниками процесса схемы возврата инвестиций готовы начать работы по прокладке КЛ буквально завтра», отметил Николай Федоров. По его словам, ресурсов для этого у компании хватает.

Сообразить на троих

Чтобы программа каблирования начала активно внедряться, на взгляд участников рынка, необходимо создание и последующее распространение механизмов государственно-частного партнерства. В подобных проектах заинтересованы три стороны. Это город, который нуждается во вводе дополнительных энергетических мощностей и высвобождении дополнительных территорий, инвесторы, получающие возможность использовать высвобождающийся из-под ВЛ участок земли под строительство каких-либо объектов, и сетевые компании, которые намерены обновлять свои сети за счет нового строительства, повышать их надежность.

Самая насущная на сегодняшний день проблема – достижение договоренностей с собственниками и арендаторами земель, по которым должна быть проведена кабельная трасса. «Далеко не всегда планируемая КЛ пройдет по тому же коридору, что и существующая ВЛ. Под землей достаточно иных инженерных коммуникаций, которые затрагивать нельзя», – напоминает вице-президент ГК «Комплексные энергетические решения» Владимир Салов.

«Эти вопросы решаются на заседании рабочей группы, которая занимается реализацией программы по переустройству существующих ВЛ в КЛ. Все арендаторы, которые попадают на сегодняшний момент в охранную зону линий электропередачи, в основном имеют договоры краткосрочной аренды с правом расторжения в одностороннем порядке. Комитет по управлению городским имуществом держит этот вопрос под контролем. Поэтому проблем с арендаторами, думаю, не возникнет. А с собственниками придется договариваться», – считает Валерий Усков.

Обнадеживающее решение

Идеальный вариант для сетевой компании с точки зрения надежности электроснабжения – каблирование сразу всей линии без строительства переключательных пунктов. Каждый такой пункт – во-первых, дополнительные затраты при сооружении, а во-вторых, еще одно звено цепи, которое может выйти из строя при эксплуатации.

Однако это не всегда совпадает с возможностями инвесторов, заинтересованных в освобождении конкретных участков. «При каблировании линии мы освобождаем значительное количество участков. Найти инвестора под каждый участок и собрать их всех воедино для софинансирования работ сложно. Более того, не на всем протяжении линии есть интересная для будущего строительства земля. Поэтому мы допускаем каблирование части линии, но при создании не более одного переключательного пункта», – рассказывает Дмитрий Корякин.

К решению этого вопроса можно подойти и с другой стороны, уверен Владимир Салов, в частности пересмотреть распределение всей электрической сети в Петербурге: «Нужно провести инвентаризацию существующих сетей и определить степень их износа. Также узнать потребность в мощности для каждого конкретного района: здесь – нехватка, а здесь – избыток. А уже затем создавать оптимальный для города проект распределительной сети и прокладки КЛ».

«Это зона ответственности Комитета по энергетике, – парирует Валерий Усков. – Мы проводим разработку схем программ перспективного развития электроэнергетики. Схема разработана и утверждена в прошлом году. При этом город обязан ежегодно проводить корректировку данной программы с учетом мнений всех электросетевых компаний. И в настоящее время такая корректировка проводится».

Свой – чужой

Нерешенные вопросы есть и у производителей кабелей. «Только спрос рождает предложение. Изобретать что-то инновационное, которое не будет востребовано, бессмысленно. А оно может оказаться не востребовано по одной простой причине – из-за отсталости нормативно-правовой базы», – заявил технический директор инжиниринговой компании группы «Севкабель» Павел Прокопенко. Например, продолжает он, производства готовы и могут выпускать изолированный высоковольтный провод 110 кВ (так называемый СИП-7). В МРСК Волги уже построена экспериментальная линия с применением такого провода, и показывает она себя исключительно с положительной стороны: значительное снижение электромагнитного излучения, стойкость к падению деревьев и многое другое. Однако по нормативно-технической документации охранная зона КЛ должна быть точно такой же, как и у ВЛ с голым проводом. «Сетевым компаниям нет смысла использовать эту новинку», – указывает Прокопенко.

Несмотря на то что данный вопрос впрямую не относился к обсуждаемой теме, участники круглого стола единодушно признали, что необходимо срочно дорабатывать российскую нормативную базу, поскольку она уже сейчас на десятки лет отстает от современных технологий в области электроэнергетики.

Как отметил технический директор предприятия «Псковкабель» Александр Демин, кабельщики понимают, насколько серьезен уровень технологий проектов, реализуемых в энергетике. И отечественные производители готовы поставлять кабели среднего и высокого напряжения самого лучшего качества, произведенные на современном оборудовании с использованием прогрессивных технологий и материалов, прошедшие долговременные испытания. Многие из них уже имеют немалый положительный опыт эксплуатации своей продукции в линиях. В свою очередь, директор компании «Электрокабель Северо-Запад» Андрей Антипичев посетовал, что мощности российских кабельных заводов загружены в настоящее время только на 30%. При этом сетевые предприятия страны по-прежнему закупают импортную продукцию.

Ответ дал Валерий Усков: «Комитет по энергетике отвечает за надежность электроснабжения потребителей. И мы требуем от сетевых компаний, чтобы при реконструкции или строительстве головных источников питания (это подстанции с высоким классом напряжения 330-110 кВ, от которых запитаны целые районы города) применялись самые современные и надежные материалы. Не можем мы себе позволить проложить только что запущенный в производство кабель, что бы ни говорили о поддержке отечественного производителя. Сначала, как и любое другое электротехническое оборудование, необходимо запустить его в опытную эксплуатацию, понаблюдать и только через какое-то время принимать решение – использовать его или нет. Для этого на ресурсоснабжающих предприятиях города существуют технические советы, на заседаниях которых рассматриваются данные вопросы».

«Сетевые компании – не исследовательские институты, – добавил Александр Виноградов. – Мы доверяем накопленному опыту эксплуатации. Если, к примеру, кабели Nexans работают у нас без нареканий уже многие годы, то почему мы должны переходить на продукцию другого производителя? Для сетевой компании выбор определяется в первую очередь надежностью. И никакие доводы типа „у них дороже, а у нас дешевле“ при одинаковом качестве меня не переубедят. На ответственных объектах мы будем использовать оборудование и материалы только проверенных временем заводов – неважно, зарубежных или отечественных».

Но несмотря на ворох проблем, с которыми приходится сталкиваться и производителям кабельной продукции, и сетевым компаниям, и городу, от идеи перевода ВЛ в кабельное исполнение они отказываться не намерены. Как заверил Валерий Усков, реализация пилотного проекта по переводу воздушных линий электропередачи в КЛ начнется уже в 2013 году. Он уверен, что подобное решение пойдет только на благо Санкт-Петербургу. Повысится надежность электроснабжения города за счет модернизации морально и физически изношенных воздушных линий путем замены на современные кабельные линии из сшитого полиэтелена со сроком службы более 30 лет. После переустройства воздушных линий в кабельное исполнение исчезнет беспокойство горожан о влиянии электромагнитного излучения на здоровье людей, так как кабельная линия прокладывается в бетонных лотках в земле (в автомобильных дорогах) и влияния на окружающею среду не оказывает, а на месте высвободившихся территорий появятся зоны отдыха, жилые объекты, детские сады, школы, больницы, поликлиники.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №42-43 (589)




    Реклама


    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика

    Субъектами нового цикла развития страны призваны стать консолидированное общество, обузданные элиты и предпринимательский класс


    Zuma\TASS

    Газовый конфликт с Украиной

    Газ обрастает условиями

    Украина уже готова закупать российский газ, но лишь «при достижении соглашения по ряду вопросов». Однако у «Газпрома» есть все основания оставаться неуступчивым на трехсторонних переговорах в Брюсселе

    Сергей Коньков/ТАСС

    Финансовые инструменты

    Банки остались без депозитов

    По итогам октября темпы прироста средств на депозиты составили 0% в месячном сопоставлении. Сберегательная модель на которую делают ставку финансовые власти остается весьма умозрительной в условиях кризиса

    ИТАР-ТАСС Автор: Владимир Смирнов

    Экономический курс

    Патология неравенства

    1 декабря этого года в своем ежегодном послании Президент отнес задачу выхода на темпы роста выше среднемировых на перспективу после 2019 года. Но очевидно, что и до этого времени общество нуждается в осмысленной перспективе социальных трансформаций. В частности, это касается повестки предстоящей кампании по выборам президента. Вряд ли она может строиться по принципу «борьбы хорошего с лучшим». Скорее, она должна быть в определенном смысле мобилизационной – не по отношению к внешним или внутренним врагам, а по отношению к стратегическим вызовам. Вызовам, которые одновременно могут рассматриваться как угроза, и как потенциал для развития. Одним из таких вызовов является исключительно высокий уровень неравенства в российском обществе

    ТАСС

    Это все мое, родное

    Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) после многолетней подготовки наконец запустила торги фьючерсом на нефть марки Urals

    Сергей Гунеев/пресс-служба президента РФ/ТАСС

    Курсы валют

    Турция предложила Москве отказаться от доллара

    Премьер-министр Турции в ходе своего визита в Москву предложит российским властям перевести двусторонний расчет между странами на национальные валюты. Выгода от такого перехода очевидна, но его пока трудно реализовать