Мнения специалистов

Ленинградская область
Москва, 12.11.2012
«Эксперт Северо-Запад» №45 (592)

Председатель совета директоров компании «Арсенал недвижимость» Виктор Лаптев:

– Наша компания зарегистрировалась в Ленобласти еще в прошлом году. Мы понимали, что нам надо строить детские сады, а в бюджете региона нет на это средств. Предложенная правительством схема возврата части уплаченного налога на прибыль на создание социальной инфраструктуры нам показалась вполне разумной. За 2011 год мы перечислили в бюджет области 80 млн рублей налога на прибыль, за 2012-й рассчитываем заплатить около 150 млн. Правительство области обещает половину этих средств направить на выкуп детского сада, построенного «Арсеналом недвижимость» в Девяткино. Объект уже завершен, принят госкомиссией, мы регистрируем право собственности. Сметная стоимость детского сада – 109 млн рублей. Но мы готовы продать его региону по себестоимости – 70 млн рублей без НДС. В какие сроки будет выкуплен объект, пока непонятно, но взаимодействие с правительством региона идет вполне конструктивно. Единственное разногласие – мы, как и другие застройщики, хотели бы, чтобы не до 50, а до 70% уплачиваемых в бюджет области налогов направлялось на создание социальной инфраструктуры конкретно в нашем жилом комплексе.

Есть еще два предложения к руководству области. Хотелось бы, чтобы сдвинулся с мертвой точки проект реконструкции Ладожского водовода. Лет десять обещают, но ничего не делают. Труба, проложенная от поселка Морозова до Всеволожска, наверное, уже проржавела. Конечно, ситуация с водоснабжением новостроек в Девяткино и Мурино не такая острая, как несколько лет назад: городской «Водоканал» пересмотрел свои позиции и теперь дает разрешения на подключение строящихся в области домов. Но по цене с ним не поторгуешься. По нашим прикидкам, реконструкция Ладожского водовода снизила бы для застройщиков стоимость решения вопроса с водоснабжением в полтора-два раза. Если в областном бюджете нет средств на реализацию этого проекта, думаю, надо пойти по пути создания консорциума. Уверен, найдутся заинтересованные застройщики, которые возьмутся за реконструкцию на принципах ГЧП.

Другое предложение касается развития на застраиваемых территориях Ленобласти других функций, помимо жилых. Чтобы не получались вдоль периметра города сплошные спальные районы, необходимо содействовать возведению коммерческой недвижимости. Если бы правительство региона снизило налог на прибыль до 15% для предприятий, которые перерегистрировались в области и работают в бизнес-центрах в тех же Мурино и Буграх, это подтолкнуло бы к строительству бизнес-центров на прилегающих к городу территориях. Заодно была бы решена проблема излишней концентрации офисов в центре Санкт-Петербурга.

Руководитель дирекции по работе со средними клиентами Северо-Западного регионального центра Банка ВТБ Алексей Иванов:

Алексей Иванов sever_592_022-2.jpg
Алексей Иванов

– В Ленобласти стоит отметить ряд эффективных инвестиционных проектов, участие в которых принимает и ВТБ. Например, строительство многоцелевого морского торгового порта «Усть-Луга», заключен договор о кредитовании с группой компаний «ГАЛАКТИКА», развивающей современное молочное производство в Гатчинском районе.

С областной администрацией банк сотрудничает по социально значимым проектам, реализуемым в интересах региона. В июне 2010 года между правительством Ленобласти и ВТБ подписано соглашение о стратегическом партнерстве, развитии долгосрочного сотрудничества. Тогда же заключено соглашение о взаимодействии при кредитовании инвестиционных проектов по возведению жилья и объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.

При нашем финансировании осуществляются строительство и ремонт школ, детских садов, поликлиник в Выборгском районе, реконструкция тепловых сетей в Гатчине и Тосно. В рамках конкурсных процедур кредитуем муниципалитеты и инфраструктурные компании. Поддержка банка особенно важна для градообразующих предприятий, создающих большое количество рабочих мест. Например, ВТБ участвует в кредитовании Сясьского ЦБК.

Экономике Ленинградской области нужны новые драйверы роста. С учетом перспектив инвестиционных вложений заявлен целый ряд крупных проектов. Для решения проблем региона власть и бизнес должны прийти к тесному взаимодействию, необходимо создание преференций для бизнеса на длительные перспективы: долгосрочные условия предоставления льгот и финансирования, гарантии со стороны области, неизменные правила на всем протяжении реализации инвестпроектов. Со стороны банка это может касаться фиксированной процентной ставки до конца срока кредитования по проекту. В участии государства в инвестиционных проектах мы видим только плюсы. Риски здесь ниже, чем при кредитовании частного бизнеса, и мы активно рассматриваем возможность финансирования проектов в рамках взаимодействия с региональной администрацией.

Генеральный директор ЛОЭСК Вадим Малык:

Вадим Малык sever_592_022-3.jpg
Вадим Малык

– Ситуация с энергетической инфраструктурой Ленинградской области достаточно сложная. Электрические сети, особенно распределительные сети 0,4-10 кВ, сильно изношены и не в полной мере удовлетворяют требованиям надежности и качества электроснабжения потребителей.

Наиболее проблемные зоны – районные центры и крупные поселки региона. Электрические сети строились еще в прошлом веке и не были рассчитаны на нынешнюю нагрузку.

При существующей схеме инвестирования решить проблемы непросто. Только в зоне ответственности нашей компании износ сетей превышает 70%. Чтобы переломить ситуацию и сократить износ до 55-60%, необходимо увеличить объем инвестиций в полтора-два раза, а это несколько миллиардов рублей.

Еще одна серьезная проблема – сложность выделения земли под строительство сетей и подстанций, согласования проектов с собственниками участков. Особенно это касается Всеволожского и Гатчинского районов Ленобласти.

Модернизация электросетевого комплекса Ленинградской области в зоне ответственности ЛОЭСК – приоритетное направление нашей работы. За восемь лет существования ЛОЭСК объем инвестиций в развитие электросетей региона увеличился с 30 млн до 2,2 млрд рублей. Для созданной с нуля компании это очень неплохой результат. В соответствии с утвержденной правительством Ленобласти инвестиционной программой, в этом году реконструкция и строительство электросетей велись во всех районах зоны нашей ответственности, но наибольшее внимание уделено Лодейнопольскому, Тосненскому и Всеволожскому. Работы по обеспечению жителей качественной электроэнергией также проведены в Бокситогорском и Кировском районах.

Отдельно скажу об электроснабжении активно развивающегося Всеволожского района. В 2012 году объем инвестиций в электросетевое хозяйство города и района составил около 500 млн рублей. Масштабные работы по проектированию и строительству электросетей и энергоисточников позволят удовлетворить растущие потребности в электроэнергии жителей, предприятий малого и среднего бизнеса, промышленных предприятий.

Среди наиболее значимых проектов компании в этом году отмечу завершение реконструкции подстанции 35/6 кВ «Ладога» в Кировске, что позволило создать резерв мощности для развития сетевой инфраструктуры города. До конца года ЛОЭСК планирует также ввести в работу реконструированную подстанцию такого же класса напряжения в поселке Вещево Выборгского района. Компания продолжает реализацию долгосрочного проекта по строительству «опорных» подстанций напряжением 110 кВ во Всеволожском, Тосненском и Кировском районах. Продолжается проектирование подстанций «Янино-2» и «525А» во Всеволожском районе.

Немаловажно, что с целью подготовки объектной базы для перехода на долгосрочное планирование реновации и нового строительства продолжается разработка схем перспективного развития электросетей с прогнозом до 2020 года. Это работа на перспективу, которую мы ведем параллельно с областным правительством.

И сетевикам, и потребителям было бы проще, если бы муниципалитеты согласовывали планы социально-экономического и градостроительного развития территорий с сетевыми организациями. В свое время мы направили главам муниципальных образований проект соглашения о сотрудничестве в рамках развития электроэнергетического комплекса региона, но, к сожалению, откликнулись немногие. Надеюсь, в новом законодательстве в сфере электроэнергетики, разработка которого активно ведется, эти взаимоотношения будут четко прописаны.

Заместитель генерального директора ГК ЭФЭСк Василий Дохин:

Василий Дохин sever_592_023-1.jpg
Василий Дохин

– Потребности в энергетике во многих районах Ленобласти остаются высокими. Инфраструктуру региона можно охарактеризовать как развивающуюся. Наблюдается нехватка высоковольтных линий.

Не все районы Ленобласти имеют одинаковую инвестиционную привлекательность и готовы разместить у себя крупных потребителей электроэнергии. Обеспечить баланс и управление инвестиционными потоками между районами области – задача администрации региона. Нам – подрядчикам, строителям – интересен любой проект развития энергетической отрасли. Наиболее привлекательные для инвесторов районы находятся на стадии активного развития и строительства электрических сетей и уже сейчас могут принять крупных потребителей.

План мероприятий по энергетическому обеспечению региона регулируется администрацией, утверждается на уровне инвестиционных программ сетевых предприятий. Там расставляются акценты, формируются краткосрочные и перспективные планы развития. Сетевые компании разрабатывают и утверждают инвестпрограммы, а мы реализуем их в полной мере как строители.

Проблемы можно решить инвестициями. Что касается крупных проектов, реализованных в последнее время в Ленинградской области, то, например, ЭФЭСк обеспечила строительство всей энергетической части проекта «Северный поток» и еще множества проектов, где заказчиками выступали ФСК ЕЭС, «Ленэнерго», «Газпром», РЖД и т.д. Эти и другие крупные проекты через развитие энергетической составляющей, безусловно, оказывают благоприятное действие на экономику региона.

Еще один крупный проект в регионе – Ленинградская АЭС-2, где ЭФЭСк участвует в строительстве и монтаже электротехнического оборудования. В первую очередь здесь речь идет о замещающей мощности – устаревшая ЛАЭС-1 выводится из эксплуатации. С введением новых мощностей данный проект также должен оказать позитивное влияние на экономику региона. Это, в свою очередь, даст толчок для дальнейшего развития сетевой инфраструктуры и инвестиционной привлекательности Ленобласти.

Генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов:

Антон Финогенов sever_592_023-2.jpg
Антон Финогенов

– В общефедеральном контексте перспективы развития Ленинградской области связаны с двумя основными драйверами роста – реализацией транзитного потенциала и развитием петербургской агломерации. Государственная политика по поддержке российских портов предусматривает инвестиции в развитие транспортных подходов к ним. Для области это означает развитие точек инвестиционной активности, в первую очередь в Усть-Луге и Приморске, модернизацию транспортной инфраструктуры за федеральный счет.

В таких условиях на базе развивающихся морских портов создаются благоприятные условия для формирования хинтерланда – мощных припортовых производственных зон. Сбалансированное развитие припортовых территорий требует комплексной долгосрочной стратегии и тонкой настройки механизмов ГЧП. Например, серьезный вызов перед государством стоит в плане обеспечения квалифицированными кадрами припортовых промышленных проектов, гораздо более требовательных к количеству персонала, чем портовые мощности.

Близость к Петербургу оказывает на область неоднозначное влияние. С одной стороны, это основной фактор инвестиционной привлекательности региона. С другой стороны, рынок труда Ленобласти, за редким исключением, не выдерживает конкуренции. До 60% экономически активного населения Всеволожского, Гатчинского, Тосненского, Ломоносовского, Кировского районов (там проживает больше половины населения области) работают или учатся в Петербурге, что имеет негативные бюджетные последствия.

Для нивелирования бюджетных рисков, удержания и привлечения в регион активных представителей среднего класса необходимо формировать конкурентоспособные центры общественно-деловой активности. В постиндустриальную эпоху, когда в промышленности занято менее трети трудоспособного населения, формирование пояса индустриально-логистических парков по внешнему периметру границы с Петербургом не в полной мере решает проблему занятости и бюджетной обеспеченности. По-настоящему градообразующее значение имеют шанс получить новые деловые районы на наиболее населенных пригородных территориях Ленинградской области, где уже есть потенциал для работы ГЧП по размещению деловой инфраструктуры, развитию многофункциональных общественных пространств.

За пределами петербургской агломерации и портовых территорий перспективы развития области связаны в основном с развитием потенциала сформированных в советское время прототипов промышленных кластеров, а также сельского хозяйства. Большие резервы капитализации и у сектора инфраструктуры пригородного отдыха и туризма. Базовая задача – максимальное использование локальных территориальных и отраслевых конкурентных преимуществ крупнейших городов Ленобласти. Особое внимание необходимо уделить сотрудничеству в части формирования единых рынков труда в ряде смежных муниципальных районов.

У партнеров

    Реклама