Петух клюнул

Тема недели
Москва, 17.12.2012
«Эксперт Северо-Запад» №50 (597)
Прибыль лидеров среднего бизнеса Северо-Запада в 2011 году упала почти на 80%. Этот тревожный симптом должен побудить региональные власти к действиям по улучшению предпринимательской среды

Фото: архив «Эксперта С-З»

Аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» подготовил исследование «Лидеры среднего бизнеса Северо-Запада». Цель – выяснить, что представляют собой компании, которые, по сути, должны быть основой экономики. Это те предприятия, которые уже выросли из малых, а значит, обладают состоявшейся бизнес-моделью, управленческими компетенциями, формируют вокруг себя цепочки взаимодействия с поставщиками, покупателями, контрагентами. То есть определенным образом доказали свою конкурентоспособность. Плюс они создают рабочие места и платят налоги, пусть и не в таких объемах, как у крупных компаний. Одновременно эти предприятия реже используют «серые» налоговые схемы, чем это вынужден делать малый бизнес. Тем не менее средний бизнес не стал объектом внимания государства с точки зрения поддержки и развития. Декларативно власть печется о судьбе малых фирм, называя их оплотом предпринимательского потенциала страны. По факту же отстаивает интересы наиболее крупных и конкурентоспособных компаний, являющихся локомотивом роста.

Кто здесь?

Стоит отметить, что в последние два года термин «средний бизнес» стал звучать чаще, но скорее на региональном, нежели на федеральном уровне. Актуализировалась эта тема по двум причинам. Во-первых, все чаще регионы признают, что основной пул крупных иностранных инвесторов уже пришел в Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) и необходимо сосредоточиться на привлечении средних предприятий. Во-вторых, в ряде субъектов СЗФО активно создаются индустриальные парки, рассчитанные скорее на «середнячков», которым строить производство с нуля и оплачивать инфраструктуру чаще всего не под силу.

Чтобы сформировать более благоприятную среду для прихода и развития среднего бизнеса, нужно четко представлять, в каких отраслях он работает и каково финансовое положение таких компаний, то есть позволяет ли им сегодняшняя экономическая ситуация не только выживать, но и вкладываться в развитие. Отраслевой срез также дает понимание того, где средний бизнес наиболее силен, и, вероятно, программы «заманивания» таких инвесторов должны это учитывать.

Составляя рейтинг 150 лидеров среднего бизнеса СЗФО по объемам выручки за 2011 год, мы исключили нерыночные компании (унитарные предприятия, некоммерческие партнерства). Также было решено вынести за скобки оптовую торговлю, выделив в отдельный перечень десять крупнейших оптовиков. Понятно, что особенности отечественной экономики (большие затраты на инфраструктуру при создании производств, трудности с подключением к сетям) и географическое положение Северо-Запада, дающее возможности для экспортной деятельности, делают оптовую торговлю одним из наиболее рентабельных бизнесов с меньшим уровнем риска. И естественно, что эта сфера в отраслевой структуре средних предприятий по определению занимает лидирующие позиции. В то же время, исключив такие организации из Топ-150, мы увидели бизнес, который производит реальные продукты и услуги.

В результате в перечень попали производственные, строительные, сельскохозяйственные предприятия. Появилась возможность понять, в каких нишах и секторах этот бизнес конкурентоспособен. В качестве критерия принадлежности компаний к категории средних использованы законодательные ограничения по объему годовой выручки – от 400 млн до 1 млрд рублей.

Вслед за экономикой

Анализ изменения численности средних компаний в СЗФО также проводился на основе данных о годовом обороте. Мы сравнили их совокупные показатели в ежегодной динамике, но это не означает, что из года в год отслеживалась деятельность одних и тех же фирм, поскольку в какие-то периоды они могли попадать в категорию малого или крупного бизнеса по объему выручки. В итоге можно выявить прямую зависимость количества предприятий, достигших уровня средних, от ситуации в экономике в этот период.

В 2006 году в регионе было 905 средних компаний, по итогам 2011-го их стало 1772. Наибольший прирост числа «середнячков» пришелся на 2007 год – на 50% по сравнению с 2006-м. В 2008 году темпы снизились до 18%, а в 2009-м динамика стала отрицательной – минус 6,7%. В 2010-м началось восстановление – плюс 20%, а вот в 2011-м, когда, казалось бы, большинство отраслей оправились от кризиса, рост численности средних предприятий составил всего 7,7%.

Картина по выручке аналогичная. Пик увеличения оборотов среднего бизнеса пришелся на 2007 год – 38%, в 2008-м он замедлился до 18%, в посткризисный год выручка ушла в минус – на 4,8%, а в 2010-м отыграла падение, прибавив 11%. В 2011 году прирост совокупного оборота 1772 компаний составил 7,6%.

Наименее позитивно выглядят данные по прибыли, за исключением 2007 года, когда прирост превысил 50%, и 2010-го, когда происходило восстановление рынков после кризиса и присутствовал эффект низкой базы. В кризисный год чистая прибыль компаний среднего бизнеса упала почти на 30%, в 2009-м снова отрицательный результат – сокращение на 8, а в 2011-м – на 18%. Понятно, что финансовая отчетность не учитывает тот факт, что более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и могут сразу реинвестировать прибыль. Но относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, поэтому, несмотря на элемент погрешности, большой массив информации все же позволяет выявить основные тренды.

Лекарство от уязвимости

При составлении рейтинга Топ-150 мы уже отслеживали годовую динамику по каждой компании. Совокупная выручка участников рейтинга в 2011 году выросла на 18%, это свидетельствует о том, что лидеры среднего бизнеса растут быстрее сегмента среднего бизнеса в целом.

Первое место в рейтинге заняла компания «Динью» – представитель так называемого малого нефтяного бизнеса Республики Коми. Разумеется, малым предприятие можно назвать только в сравнении с большинством других участников нефтедобывающей отрасли. Серебро досталось производителю строительных материалов АБЗ «Магистраль», бронза – мясокомбинату «Санкт-Петербург». Эти предприятия находятся на границе средних и крупных, так как до формального максимума выручки – 1 млрд рублей – им остается совсем немного. А годовой оборот лидера списка в 2010 году достиг 1 млрд 111,3 млн рублей.

Бросаются в глаза показатели по совокупной чистой прибыли участников рейтинга – за прошлый год она сократилась на 80% по сравнению с 2010-м. Статистика по 250 крупнейшим компаниям СЗФО демонстрирует более оптимистичные тренды – их совокупная прибыль в 2011 году увеличилась на 49%. Это еще раз подтверждает, что средний бизнес в России более чувствителен к экономическим перепадам. Можно предположить, что часть прибыли участники рейтинга реинвестировали, не отразив в отчетности. Однако при анализе отраслевой структуры становится ясно, что причина не только в этом.

Положительные темпы прироста чистой прибыли продемонстрировали только 25 участников рейтинга, то есть всего 16%. Это предприятия, работающие в топливно-энергетическом комплексе, розничной торговле, сфере аренды коммерческой недвижимости, жилищно-коммунальном хозяйстве – отраслях, обеспеченных гарантированным спросом и предполагающих меньшие издержки.

В первую тройку отраслей, лидирующих в списке по выручке, вошли пищевая промышленность, строительная отрасль и машиностроение. Имея высокие издержки и капитальные затраты, они продемонстрировали отрицательную динамику чистой прибыли. Компании из данных сегментов экономики в рейтинге превалируют, и это, несомненно, положительный фактор. В частности, в списке 29 производителей продуктов питания, 24 строительных предприятия, 22 машиностроительные компании. То есть в совокупности они составляют половину перечня.

В этой связи любопытно выглядит десятка организаций, которые по результатам 2011 года существенно нарастили оборот и смогли вырваться из разряда малого в средний бизнес. В нее вошли предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности, транспортной и строительной отраслей. Это свидетельствует о том, что средний бизнес способен занимать конкурентные позиции в производственном секторе и здесь у него есть потенциал для роста.

Тем не менее внушает опасения общее снижение темпов прироста прибыли 150 лидеров среднего бизнеса. Этот факт не может не сказываться на бюджете регионов. Например, на доходах казны Санкт-Петербурга это уже отразилось. По информации Петростата, на 1 октября 2012 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) всех компаний снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0,5%. Например, в торговле – на 20,2%, в строительстве – более чем вдвое, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – в два с половиной раза. А с учетом того, что город потерял поступления по налогу на прибыль от крупных нефтегазовых предприятий, теперь налоговые поступления от средних компаний ему еще нужнее.

Властям необходимо обратить внимание на этот тревожный сигнал и принимать меры по улучшению предпринимательского климата в СЗФО. И прежде всего создать четкие правила игры и поддерживать отрасли, в которых средние и малые компании могут быть конкурентоспособными.

Как утверждают банкиры, в кризис 2008 года первым потерял финансовую устойчивость и еще не до конца восстановился именно средний бизнес. Это еще один повод задуматься, не дожидаясь, когда петух клюнет, какие инструменты могли бы сделать условия для средних компаний более комфортными.

Санкт-Петербург

150 ведущих компаний среднего бизнеса СЗФО

Участники рейтинга, которые по результатам 2011 года перешли в разряд среднего бизнеса
Лидеры среднего бизнеса в сфере оптовой торговли в СЗФО
Наибольшая доля прибыли участников рейтинга приходится на пищевую промышленность
Более половины всей выручки среднего бизнеса СЗФО приходится на пищевую промышленность, строительство и машиностроение

У партнеров

    Реклама