Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Политика

Стратегия обновления

2013
Фото: правительство Санкт-Петербурга

Георгий Полтавченко: «Нам не нужны инвестиции, которые на каждый вложенный частный рубль завтра потребуют вложения пяти бюджетных. Нужны новые „длинные“ инвестиции, прежде всего – инвестпроекты, способствующие развитию городской инфраструктуры»

В новый год администрация Петербурга вступила значительно обновленной. Реформированию подвергся прежде всего экономический блок правительства (см. «Финансисты брошены на архитектуру», «Эксперт С-З» №3 от 21 января 2013 года). О том, что стоит за этими преобразованиями, журналу «Эксперт С-З» рассказал губернатор города Георгий Полтавченко, сделавший также прогноз экономического развития Северной столицы на ближайшие годы.

– Структура правительства Петербурга подверглась серьезным изменениям. Чем вызвана реформа экономического блока? Каких последствий вы ожидаете в краткосрочной перспективе?

– Разделение Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле продиктовано, что называется, самой жизнью: из почти 100 его функций только 16 имели экономический характер. Промышленники и малый бизнес с первых дней моей работы на посту губернатора просили о создании отдельных комитетов по их сферам деятельности.

Крупный бизнес Петербурга в первую очередь ждет содействия в продвижении продукции предприятий на рынки сбыта, в том числе зарубежные, а также лоббирования интересов промышленного комплекса на федеральном уровне. Особая поддержка требуется оборонной промышленности, для которой важную роль играет государственный оборонный заказ, способствующий обновлению промышленности, развитию науки и технологий, модернизации производства.

Одна из ближайших задач Комитета по промышленной политике и инновациям – существенная доработка трехлетней программы «Наука. Промышленность. Инновации» с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию, необходимости развития сформированных промышленных кластеров и создания в Петербурге инновационных производств.

Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка призван обеспечить комфортные условия для малого и среднего бизнеса. Петербург в этой сфере остается одним из лучших регионов России: у нас свыше 370 тыс. малых предприятий. В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса в России – 2012» наш город поставлен на первое место по легкости регистрации предприятий.

Более пристальное внимание к малому предпринимательству прежде всего должно помочь городу быстрее компенсировать выпадение нефтегазовых доходов. Не секрет, что избавление экономики от сырьевой зависимости и развитие предпринимательской активности – взаимосвязанные задачи. Кроме того, вступление в ВТО требует от нас оперативных мер по обеспечению продовольственной безопасности. А здесь путь один – развивать конкуренцию и открывать доступ на петербургский рынок отечественным производителям продуктов. Если же говорить о завтрашнем дне, то интересы города требуют перемен в структуре малого бизнеса в пользу производственных и инновационных компаний. И перед новым комитетом поставлена задача стимулировать такие изменения.

Комитет по экономической политике и стратегическому планированию сосредоточится на вопросах, связанных с завтрашним днем Петербурга. Прежде всего – на стратегии социально-экономического развития, которая должна стать основой для внесения изменений в Генплан. Другое приоритетное для комитета направление – программа «Сохранение и развитие исторического центра». В ближайшее время у нее появится наблюдательный совет с привлечением общественности и градозащитников, научно-методический совет, в который войдут специалисты и эксперты, а также управляющий совет.

Государственный заказ – это мощный рычаг оптимизации расходов петербургского бюджета. В краткосрочной перспективе приоритетом работы Комитета по госзаказу станет подготовка к переходу на федеральную контрактную систему, предполагающую централизацию системы госзакупок, аудит их эффективности и целесообразности.

– Помимо реформирования административной структуры в 2012 году шли и кадровые изменения. Некоторые назначения, к примеру в Комитете по строительству, оказались весьма неожиданными для участников рынка. Каков ваш подход к формированию своей команды?

– Если посмотреть на результаты исполнения расходной части бюджета Комитетом по строительству, многие вопросы отпадут сами собой. Есть и целый ряд других проблем. У города есть обязательства по развитию территорий более чем на два годовых бюджета. Чтобы спокойно разбираться с ними, нужен, во-первых, человек, который никому ничего в Петербурге не обещал. Во-вторых, в его прошлом не должно быть никаких связей с участниками рынка. В-третьих, он, конечно, должен быть профессионалом.

Говоря попросту, комитету и отрасли в целом нужен был взгляд со стороны. При всем моем уважении к петербургским строителям назначать кого-то из их среды – это всегда риск, что человек начнет тянуть одеяло на себя.

– На одном из заседаний правительства вы очень резко высказались о низкой культуре городских ведомств в отношении исполнения расходной части бюджета. Как планируете бороться с этим?

– Прежде всего будем добиваться от комитетов своевременного проведения конкурсных процедур. Основная масса конкурсов должна быть проведена до 1 апреля. В адресно-инвестиционную программу (АИП) уже включаются только те проекты, сметы на которые имеют положительное заключение экспертизы. Также необходимо исключить практику корректировки техзаданий для объектов АИП, минимизировать корректировку проектно-сметной документации, свести к минимуму практику заключения дополнительных соглашений с продлением сроков. Есть и такое предложение: минимизировать необоснованное авансирование работ. Эта мера на какое то время может еще больше снизить исполнение бюджета, зато она, безусловно, повысит бюджетную дисциплину.

Ну и, само собой, при весенней корректировке бюджета на 2013 год должны учитываться результаты его исполнения распорядителями в 2012-м. Думаю, совокупность этих мер принесет положительные результаты. 

Приятные сюрпризы

– С какими экономическими показателями Петербург завершил 2012 год?

– Показатели достаточно успешные – они позволяют городу уверенно смотреть в будущее. Не все итоги подведены, статистика по инвестициям появится в феврале, финансовые итоги – еще позже. Но и предварительные данные показывают, что экономика Петербурга развивается стабильно. Благодаря этому город успешно справился, например, с такой серьезной проблемой, как выпадение доходов от налогов на прибыль крупнейших нефтяных компаний. А это ни много ни мало порядка 26 млрд рублей. Поступления налогов от всех остальных предприятий и организаций в 2012 году, по оперативной информации, выросли на 11% – более чем на 31 млрд рублей.

Самые оптимистичные ожидания оправдал автомобильный кластер. Во многом благодаря ему объем отгруженной продукции на обрабатывающих производствах города на 14,7% превысил уровень 2011 года. В остальном, судя по данным Петростата и предварительным расчетам Комитета по экономической политике и стратегическому планированию, ничего неожиданного не отмечено. За одним лишь исключением: вырос объем иностранных инвестиций. С учетом поступивших за девять месяцев 6,58 млрд долларов годовое значение этого показателя оценивается в 8,95 млрд – более чем на 1,7 млрд выше прогноза. Это приятный сюрприз.

Кроме того, по итогам прошлого года индекс потребительских цен в Петербурге составил 106,1% (к декабрю 2011-го), что на 0,5 процентного пункта ниже, чем в среднем по Российской Федерации (106,6%).

Что касается уменьшения инвестиций в основной капитал предприятий на 14% (в сопоставимых ценах за период с января по сентябрь), то это тенденция неприятная, но неожиданной ее назвать нельзя. Главная составляющая отрицательной динамики – снижение объема бюджетного финансирования на 23,7% в текущих ценах. В 2011 году в город поступали масштабные средства на завершение крупных проектов, таких как кольцевая дорога, комплекс защиты города от наводнений, на решение жилищных вопросов ветеранов и блокадников. В 2012 году новых строек, соизмеримых по масштабам, в городе начато не было.

– Каков прогноз по социально-экономическому развитию города до конца 2013 года?

– Основные показатели продолжат увеличиваться. С учетом сложных процессов у наших соседей в зоне евро и ситуации в российской экономике, вряд ли рост окажется бурным. Однако, по нашему прогнозу, ВРП Санкт-Петербурга может опередить темпы роста ВВП России примерно на 0,5%.

В целом же мы планируем, что в 2013 году экономика сохранит динамику 2012-го. Планы автоконцернов по развитию производств, заказы судостроительной отрасли и контракты энергомашиностроения позволяют прогнозировать индекс промышленного производства на уровне 103,5%, а рост объема отгруженной продукции в обрабатывающих производствах – на уровне 10%. Рассчитываем сохранить самый низкий в России уровень безработицы. По иностранным инвестициям прогноз достаточно скромный – 119%. Средняя номинальная заработная плата в Петербурге, по нашим планам, должна вырасти на 11%, до 36 тыс. 407 рублей.

– Петербург стремится стать городом инновационного развития. Какова степень проникновения инновационных предприятий в экономику?

– По принятой в России системе показателей Петербург – один из наиболее инновационно активных регионов. За последние пять лет объем отгруженной инновационной продукции вырос с 20,6 до 131,8 млрд рублей. Вместе с тем на инновационной карте мира наш город – далеко не самая заметная величина. Я говорил об этом в мае 2012 года, выступая с ежегодным отчетом перед Законодательным собранием.

В первую очередь нам нужна целостная и работоспособная система, обеспечивающая спрос городского хозяйства на инновации. С 2008 года присуждается премия правительства Петербурга за лучший инновационный проект в рамках кластера. Это логично, однако свой потенциал наиболее крупного заказчика инновационной продукции город должен реализовывать активнее, применяя политику «понуждения к инновациям».

Также необходимо поддерживать и сопровождать инновационную активность на всех стадиях инновационного цикла, совершенствовать механизмы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов. Для этого требуется объединить усилия города, государства и частного бизнеса. Например, ведется разработка соглашения о сотрудничестве с Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» по стимулированию в Петербурге спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию на 2013-2016 годы.

Третье направление – повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологических секторов экономики. Они ждут доступных кредитов и дальнейшего снижения административных барьеров, препятствующих предпринимательской активности.

Я уже не раз вспоминал слова Стива Джобса о том, что деньги сами по себе не рождают инновации. Требуется «питательный бульон» – креативная среда, а это во многом вопрос кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий. Для успешной конкуренции за «мозги» жизнь в Петербурге должна быть и максимально интересной, и максимально комфортной. Кстати, в 2013 году мы планируем утвердить концепцию создания креативного кластера и приступить к реализации проекта первого креативного квартала.

Мы открыты для инвесторов

– В 2012 году правительство Петербурга отказалось от нескольких крупных инфраструктурных проектов, что, по словам многих экспертов, нанесло серьезный урон инвестиционной привлекательности города именно с точки зрения взаимодействия с инвесторами. Высказывались мнения о кулуарности принятия решений, о непоследовательной политике властей в отношении инвесторов, об отсутствии стабильных правил игры. Как вы относитесь к подобным высказываниям?

– Правила игры не меняются. Наоборот, они становятся все более четкими и понятными. Особенно для иностранных инвесторов, привыкших считать каждую копейку. Городу не нужны проекты, которые не решают серьезных проблем, но при этом требуют значительных бюджетных затрат. Поэтому в 2012 году мы отказались финансировать Орловский тоннель и Ново-Адмиралтейский мост. Вместе с тем мы продолжаем выполнять обязательства, взятые городом на себя в рамках целого ряда соглашений и договоров.

Петербург открыт для инвесторов, улучшение инвестиционного климата остается одним из приоритетов нашей работы. И эффективность мер, принимаемых правительством города, подтверждается как российскими, так и зарубежными независимыми экспертами. В декабре самое известное российское агентство «Эксперт РА» присвоило Петербургу как региону с максимальным потенциалом и минимальным риском высший инвестиционный рейтинг 1А.

А в январе международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг Петербурга на уровне «Стабильный», то есть на уровне национального рейтинга России ААА. Это свидетельство сильных показателей благосостояния города, его экономики и финансов – факторов, в первую очередь принимаемых во внимание крупным бизнесом.

– Каковы показатели объема привлеченных в экономику Петербурга инвестиций? Каких шагов вы ждете от инвестиционного блока правительства города?

– По итогам девяти месяцев 2012 года объем иностранных инвестиций составил, как я уже говорил выше, 6,58 млрд долларов. Наибольший объем, 5,3 млрд долларов, поступил в обрабатывающие производства, а также в операции с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Прямые зарубежные инвестиции выросли на 32%, до 774,2 млн долларов.

Показатели неплохие, но мы нацелены на более высокий результат. И начиная с 2013 года вносим существенные изменения в инвестиционный блок. Их цель – стимулировать появление новых проектов и инвесторов, привлечь и поддержать инвестиции в ключевые для города направления экономического развития, дать инвестору полную информацию об инвестиционных возможностях Петербурга и оказать профессиональную поддержку на начальном этапе.

В новую структуру войдут Совет по инвестициям, Комитет по инвестициям и Агентство по привлечению инвестиций. Скорее всего, совет возглавлю я сам. Его задача – принимать решения по перспективным инвестиционным проектам и контролировать ключевые показатели. Первое заседание запланировано на март. Комитет по инвестициям отвечает за реализацию инвестиционной политики – определяет целесообразность и способы участия города в проектах, формирует инвестиционные карты по ключевым отраслям. Агентство, созданное на базе существующих госучреждений, должно вести перечень перспективных проектов, формировать пакет готовых инвестиционных предложений, заниматься адресной работой с инвесторами.

В ближайшее время также будет создан единый информационный инвестиционный портал Петербурга. Он объединит сразу несколько информационных ресурсов и ускорит взаимодействие участников инвестиционного процесса по принципу «единого окна».

– Просчитывается ли доля в экономике Петербурга инвесторов из других регионов России?

– К сожалению, такой учет не ведется. Мы заинтересованы в привлечении инвесторов из других регионов России, этот вопрос поднимается и обсуждается на каждой моей встрече с руководителями того или иного субъекта РФ. Сегодня мы налаживаем межрегиональное взаимодействие в сфере инвестиций, чтобы обмениваться достижениями по формированию комфортной деловой среды.

– Какие промышленные сегменты Петербурга наиболее успешны в инвестиционном отношении?

– Об успехах автомобильного кластера я уже сказал. Активно развивается кластер фармацевтической и медицинской промышленности. Это 15 инвестиционных проектов по созданию лекарственных производств, общий объем инвестиций – более 30 млрд рублей. Сегодня в составе кластера 145 участников, в том числе 109 производственных компаний. Год назад началось строительство Центра протонной лучевой терапии. Это будет первый в России центр подобного уровня, а в мире их всего 20. Планируем возвести его к 2016 году. Хорошими темпами развиваются кластеры информационно-коммуникационных технологий, судостроения.

В декабре открылась первая очередь российско-белорусского центра микросистемотехники на базе предприятия «Авангард». Общий объем затрат на создание центра, не имеющего аналогов в мировой практике, составляет около 1,5 млрд рублей. Также в декабре сдан в эксплуатацию производственный корпус завода «Климов», начались испытания первого вертолетного двигателя, собранного на 100% из отечественных комплектующих. Серийное производство этого двигателя обеспечит независимость российскому вертолетостроению.

Началось создание современного конструкторского научно-производственного комплекса концерна «Алмаз – Антей», общая стоимость проекта – 15 млрд рублей. Продолжается подготовка к формированию аэрокосмического и арктического кластеров. Кроме того, я считаю, что в перспективе самостоятельным сегментом экономики должен стать туристический кластер. Появление отдельного Комитета по туризму – дань перспективам отрасли. В 2012 году Петербург посетили порядка 6 млн туристов – это абсолютный рекорд для города.

– Насколько эффективна городская инфраструктура для ведения бизнеса и реализации совместных с иностранными инвесторами проектов?

– Дисбаланс виден невооруженным глазом: слабая транспортная связанность районов, ежедневная маятниковая миграция со спальных окраин в центр и обратно, отсутствие современного делового центра, ветхость зданий и изношенность коммуникаций в историческом центре и т.д.

Чтобы приступить к решению этих проблем, требуется очень качественное планирование на основе комплексного подхода. Городу нужна комплексная транспортная схема, на которой, как на скелете, будут держаться все остальные решения, включая планировочные. Неправильно, если кто-то, думая о своей выгоде, рисует на бумаге новый жилой район, строит его, а мы потом хватаемся за голову и не понимаем, где будут работать все эти люди, как они будут добираться до центра, как изменится нагрузка на магистрали.

Но транспортная схема, расчет пассажирских и грузовых потоков зависят от функционального назначения районов и микрорайонов. От того, что мы хотим видеть на месте нынешних промышленных зон, от общественных пространств, рекреационных зон. Поэтому не исключено, что нам придется изменить принципы территориального планирования и развивать городские территории в их естественных географических границах с учетом интересов города и петербуржцев, а не застройщиков. И, разумеется, в соответствии с планами по реализации новых инвестпроектов и созданию инновационных производств.

– Какие инвестиционные проекты запланированы на 2013 год, что они принесут Петербургу?

– Я знаю точно, что городу не нужно. Нам больше не нужны такие инвестиции, которые на каждый вложенный частный рубль завтра потребуют вложить пять бюджетных. А нужны новые «длинные» инвестиции, прежде всего – инвестпроекты, способствующие развитию городской инфраструктуры.

В этом году примет первых пассажиров новый современный терминал аэропорта «Пулково», приступит к работе государственно-частное партнерство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и начнется строительство ее центрального участка. Надеемся привлечь федеральные инвестиции к созданию транспортного обхода центра по Обводному каналу и линии метро через Крестовский остров в северо-приморскую часть города. Есть предварительные договоренности о софинансировании строительства некоторых развязок из федерального бюджета, в частности – на пересечении правительственной трассы, Пулковского шоссе, с Дунайским проспектом.

Ключевые игроки автомобильной отрасли подтверждают планы по развитию производства: в этом году запланированы повышение уровня локализации и выход на рынок Петербурга новых поставщиков автокомпонентов. Прорабатываются проекты в транспортно-логистическом комплексе.

Развивается гостиничная инфраструктура. Ежегодно гостиничный фонд Санкт-Петербурга увеличивается в среднем на 1 тыс. новых номеров. На стадии доработки находится проект концепции развития гостиничной инфраструктуры – документа, который должен способствовать эффективному развитию туристической отрасли и появлению в ней новых интересных проектов.

– Как вы оцениваете итоги минувшего года с точки зрения развития отношений Петербурга с другими регионами России и странами?

– Делегации Петербурга посетили Минск, Бишкек, Мюнхен, Турин, Хельсинки, а также Новгородскую и Вологодскую области. В феврале я принимал в Смольном мэра Турина – по итогам этой встречи в ноябре подписано соглашение о сотрудничестве между нашими городами. Во время визита в Баварию достигнуты важные договоренности с концерном MAN Truck&Bus AG – одним из ведущих производителей грузовых автомобилей и автобусов в Европе. С нашей стороны нет никаких препятствий для открытия в Петербурге завода этого концерна.

Многого удалось добиться в рамках сотрудничества со странами СНГ. Петербуржцам хорошо знакомы продукты и товары народного потребления из Белоруссии. Но мало кто знает, что в нашем городе работают совместные производства в области транспортного и коммунального хозяйства, реализуются проекты, связанные с транспортно-логистическим комплексом. Партнерство городов по-прежнему остается эффективным инструментом. Например, совместно с мэрией Еревана создаются торговый дом «Ереван» в Санкт-Петербурге и гостиница «Санкт-Петербург» в Ереване. Сегодня можно говорить о новом этапе сотрудничества с Киргизией, прежде всего с мэриями городов Бишкек и Ош.

В целом развитием внешних связей Петербурга я вполне удовлетворен. Не удалось, к сожалению, преодолеть пассивность торгового баланса, который сохраняется на протяжении новейшей истории нашей страны. Моя задача как губернатора – создавать программы поддержки экспорта. В принципе, такие программы работают в формате деловых миссий Санкт-Петербурга в регионах России и за рубежом. В 2012 году делегации петербургских предпринимателей посетили десять российских и шесть зарубежных регионов. Но эту активность надо наращивать.

Важно увеличить частоту повторных посещений и длительность пребывания туристов в городе, развивать событийный и конгрессный туризм. Когда в 2014 году войдет в строй конгрессно-выставочный центр «ЭкспоФорум», один из крупнейших в Европе, мы сможем принимать деловые, спортивные, культурные мероприятия на 7 тыс. участников. Очень хотелось бы видеть в Санкт-Петербурге события такого уровня, как всемирная выставка «ЭКСПО». Надеюсь, усилия по продвижению имиджа города принесут плоды уже в ближайшем будущем.

Навести порядок

– В конце 2012 года на всю страну прогремело «трубное» дело. Вас называют одним из инициаторов масштабной проверки энергетического сектора, которая и привела к возбуждению уголовных дел в отношении представителей правительства города и подрядных организаций. При этом сама мошенническая схема известна давно. Что послужило катализатором расследования? Ждут ли нас в наступившем году новые разоблачения?

– Мы не ставим перед собой задачу создать громкое дело – «трубное» или, к примеру, «дорожное». Главное – навести порядок во всех сферах экономики, в первую очередь в коммунальном хозяйстве, добиться эффективного использования бюджетных средств.

В последнее время в отдельных СМИ стали появляться спекуляции на тему вскрытых злоупотреблений. Людей пытаются убедить, что в повторном использовании газовых труб нет ничего плохого. Мол, все так делают. Хочу подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о технологии. Если даже уложены такие трубы, город не должен думать, что магистраль новая. Город ведь надеялся, что она прослужит четверть века, а она и пяти лет не проработала. Нельзя подделывать документы и заставлять городской бюджет платить за старые трубы по цене новых. Это обман, нарушение закона.

Поэтому проверять будем и дальше. И трубы, и дороги, и все остальное. Для этого закупается соответствующая техника, предусматриваются необходимые организационные меры. По результатам посмотрим, будут новые дела или нет. Но махинациям с бюджетом необходимо положить конец. В этом цель проверок и расследований, а не в том, чтобы прогреметь на всю страну.

– Нет ли у вас ощущения, что скандалы вокруг культурных проектов (концерт Мадонны, выставка братьев Чапмэн) серьезно повлияли на восприятие мировой общественностью культурной целостности Петербурга? И есть ли у города шансы остаться культурной столицей России?

– Уверен, что не повлияли. Культурную жизнь Петербурга нельзя свести к скандалам, даже если кому-то этого очень хочется. Никакой скандал не затмит уникальные коллекции Эрмитажа и Русского музея. Афиши наших театров и концертных залов по-прежнему заполнены на год вперед замечательными концертами и спектаклями. Газеты по-прежнему пишут об огромном интересе и восторженных откликах петербуржцев и гостей города на серию концертов звезд оперы и балета на открытом воздухе, о появлении новых учреждений культуры, об успехах наших талантливых детей и молодежи.

Я понимаю, искусственное нагнетание атмосферы может приподнять рейтинг того или иного СМИ, повысить посещаемость в интернете. Но чем это помогает художникам, музыкантам, режиссерам? Мы не занимаемся цензурой, не вмешиваемся в творческий процесс. Неужели кому-то хочется, чтобы о нашем городе и его культуре думали и отзывались плохо? По принципу «чем хуже, тем лучше»? Но ведь так не будет. Авторитет Петербурга в области культуры подтверждался десятилетиями, и эти, назовем их так, комариные укусы не смогут похоронить все, что наш город давал и продолжает давать мировой культуре.

– Удовлетворяет ли вас качество взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти в Петербурге? Зачастую возникает ощущение, что некоторые депутаты, преследуя собственные PR-цели, наносят непоправимый ущерб имиджу города. К примеру, в СМИ и интернете обсуждается не то, как развивается Петербург, а то, какие спорные новации предлагают депутаты...

– У нас нормальные рабочие отношения. Законодательство Петербурга продолжает активно совершенствоваться, хотя каркас уже сформирован. Только за последний год на заседаниях Законодательного собрания принято 85 городских законов, которые позволили повысить качество жизни в городе. Причем ни одно программное, ключевое решение не принимается единолично. Своим мнением, своей позицией депутаты помогают исполнительной власти, а иной раз заставляют ее совершать более взвешенные шаги.

Что касается законодательных инициатив, всколыхнувших общественное мнение, хочу отметить, что тот же депутат Виталий Милонов поднимает важные проблемы. Любой стране нужен разговор о нравственных ценностях. Такая дискуссия заставляет людей задуматься о том, что же им дорого на самом деле. Я считаю, что о защите традиционных семейных отношений спорить можно и нужно.

Считаю полезной и другую дискуссию – о взаимном увязывании права на жизнь еще не родившегося человека с правами его матери. А если эта дискуссия приведет к тому, что Россия, например, введет право на пенсию с 40 лет для женщин, родивших и воспитывающих более троих детей? Или если беременная женщина получит право на социальную поддержку еще не родившегося ребенка, например право на внеочередное получение жилья при его рождении? Это могло бы стать очень серьезным шагом к решению проблемы абортов в нашей стране. И разве не сказали бы потом сотни тысяч людей спасибо депутату Милонову?

Развитие Петербурга – серьезная, кропотливая, а временами и рутинная работа десятков, а то и сотен тысяч людей, в том числе государственных служащих. Это, видимо, не очень эффектная тема для публикаций. Но одна из задач СМИ – все же рассказывать об этом и стараться делать это увлекательно.   

 Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №4 (601)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама