Добро пожаловать за КАД

Недвижимость
Москва, 18.02.2013
«Эксперт Северо-Запад» №7 (604)
Развитие пригородных территорий в сфере жилищного строительства создает возможности для увеличения доступности жилья

Фото: архив «Эксперта С-З»

Пока в Санкт-Петербурге будет сохраняться ажиотажный спрос на квартиры в пределах кольцевой автодороги (КАД), их стоимость продолжит расти. У более отдаленных территорий есть перспективы, но многое упирается в наличие инфраструктуры, считает заместитель генерального директора по продажам и маркетингу компании «Ленстройтрест» Анжелика Альшаева.

– В каких областях, на ваш взгляд, сосредоточены потенциальные возможности для снижения стоимости жилья в России?

– Один из способов, позволяющих увеличить доступность жилья, – развитие небольших городов, расположенных вокруг мегаполисов. Не секрет, что недвижимость там дешевле, чем в Петербурге. Приведу пример из нашей практики: мы строим жилье в Приозерске – в 120 км от Северной столицы. Всем известно, что это территория с хорошей экологией и стоимость квартиры там относительно невысока – 1,3 млн рублей. Такая же однокомнатная квартира в Петербурге, предположим в Приморском районе, обойдется в 4,3 млн рублей.

Но спрос на жилье в Приозерске очень низкий. Мы уже ввели в эксплуатацию два корпуса, но продано там не более 50% площадей. Это в том числе наглядно демонстрирует, что и петербуржцы, и жители других регионов, которые переезжают в Северную столицу, хотят жить в мегаполисе, а пригородные населенные пункты им неинтересны. Основная причина – такие территории не обладают достаточным количеством рабочих мест, там низкий уровень заработной платы, не развита инфраструктура. А государство не предпринимает усилий по развитию этих территорий. Основная категория покупателей квартир в Приозерске – пенсионеры либо люди, приобретающие жилье для своих пожилых родителей. То есть там, где можно создавать не столь дорогое жилье, как в мегаполисах, на него нет спроса. И пока государство не начнет уделять внимание развитию таких городов, формировать их позитивный имидж, застройщику работать там будет невыгодно.

– Существенная разница в цене на жилье в Приозерске и в Петербурге обусловлена стоимостью земли?

– В Петербурге действительно остается все меньше земли под жилую застройку, и местоположение объекта диктует цену на конечный продукт. И пока тот процент граждан, которые могут себе позволить приобрести жилье в Петербурге, будет формировать спрос, застройщики будут работать в городе и устанавливать соответствующие цены.

На сегодняшний день предложение на жилищном рынке Петербурга заметно меньше, чем спрос. И это несмотря на то, что уплотнительная застройка обладает целым рядом недостатков в плане комфорта проживания, наличия пространства для создания инфраструктуры. Пока ажиотажный спрос концентрируется в городе, цены на рынке не упадут. Зачем снижать стоимость квартир, если клиент и так готов платить?

– Что можно предпринять, чтобы покупатели обратили внимание на отдаленные районы города?

– Развивать проекты комплексного освоения территорий за пределами КАД. Они, кстати, тоже обладают потенциалом с точки зрения снижения стоимости жилья. Как альтернатива уплотнительной застройке такой формат жилищного строительства весьма перспективен. Однако пока доступность этой недвижимости для покупателя весьма относительна. В рамках реализации подобных проектов застройщики вынуждены вкладываться в создание очень дорогостоящих объектов – коммуникаций и электросетей, школ и детских садов. Это не может не влиять на конечную цену. В любом случае, несмотря на колоссальные затраты девелоперов, в ближайшее время разница в цене между квартирой в пределах КАД и в проектах комплексного развития территорий будет составлять около 20% в среднем по рынку.

– Однако проекты комплексного освоения территорий реализуются чаще всего также за пределами транспортного кольца. Насколько это сдерживает спрос на такую недвижимость?

– Это вопрос транспортной доступности. Развитие транспортной инфраструктуры в нашем регионе не успевает за темпами строительства жилья. Если бы планы по расширению линий Петербургского метрополитена реализовались в ближайшей перспективе, то такие районы, как Янино, Кудрово или Шушары, стали бы интересны покупателям, а соответственно, и застройщикам. И стоимость жилья там была бы ниже, чем в пределах КАД.

В Москве спрос на жилье уже смещается в сторону пригородных территорий. В Северной столице люди только начинают понимать, что предложения в городе недостаточно, и застройщики устанавливают высокие цены на такие объекты. Клиенты все чаще обращают внимание на более отдаленные районы. В частности, когда стоит выбор, приобрести ли за одну и ту же сумму однокомнатную квартиру в центре или трехкомнатную в 15 км от города, ряд покупателей, в основном семейных, предпочитают второе. Но, рассматривая вариант приобретения жилья в рамках проекта комплексного освоения территории, люди не хотят жить, как на острове: им нужна высокоразвитая инфраструктура. И девелоперы стараются создавать ее, но по большей части за свой счет.

– Являются ли ипотечные программы, на ваш взгляд, эффективным инструментом для увеличения доступности жилья?

– На сегодня 60-70% всех сделок совершаются с привлечением ипотечных кредитов. Со второй половины 2012 года в нашей компании число таких покупок заметно возросло. Но как только в декабре банки подняли ставки на 1,5-2%, мы сразу зафиксировали отток потенциальных покупателей ипотечных квартир. Клиенты не боятся ипотеки, как это было несколько лет назад, – они готовы покупать жилье в кредит, но на адекватных условиях. Девелоперы ждут более активного участия властей в стимулировании ипотечного рынка, например в формате субсидирования части процентов по ссудам или создания других инструментов. Тогда приобрести жилье смогли бы намного больше людей.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама