Услуга, которая не дорожает

Русский бизнес
Москва, 18.02.2013
«Эксперт Северо-Запад» №7 (604)
Виктория Тихонова: «Конкурентная борьба за клиента идет в узком диапазоне предложений, и чаще за ту же цену предложат больший набор услуг. Потому что опускать тарифы ниже уже некуда»

Фото: архив «Эксперта С-З»

Операторы связи любят говорить: связь – наверное, единственная услуга, стоимость которой не растет. Все прочие услуги дорожают, а телефония и доступ в интернет, наоборот, дешевеют. При этом рынок связи остается привлекательным для новых игроков, и минувший год в этом плане не стал исключением. О том, что заставляет компании выходить на данный рынок, как строится политика их развития, какими факторами определяются тарифы на фиксированную связь, «Эксперту С-З» рассказала директор петербургского филиала компании «ВестКолл» Виктория Тихонова.

– Рынок связи Петербурга практически не растет. В этом плане совершенно естественными представляются сделки слияния и поглощения, имевшие место в недавнем прошлом. Но вместе с тем мы видим, что регулярно появляются новые компании с агрессивными планами. Чем это вызвано? Тем, что развитие технологий сохраняет низкий порог для входа на рынок?

– Что касается ярких входов на рынок, то здесь все зависит от инвестиций. Сегодня они нужны значительные и надолго: сроки возврата вложений на таком насыщенном рынке, как телекоммуникационный рынок Петербурга, большие. И понятно, что тот, кто готов потратить серьезные деньги на вход, будет проводить очень агрессивную политику: ему надо не только возвращать деньги, но и зарабатывать. Однако новый игрок с большими инвестициями может войти на рынок, взять значительное количество абонентов за счет агрессивной политики и низких тарифов, а потом поднять тарифы до среднего по рынку уровня. И стратегия активного развития сменяется характерной для большинства компаний стратегией удержания клиентов.

Что касается совсем новых игроков – небольших операторов, то их появление чаще всего связано с тем, что некий бизнес, корпорация или, скажем, управляющая компания бизнес-центра создают своего оператора. Он обслуживает потребности «родителя», а заодно пытается по мере возможности привлечь клиентов со стороны. И, как правило, это ему удается, потому что малый оператор всегда чутко реагирует на потребности клиента, а это при оказании услуг связи что юридическому, что физическому лицу очень важно.

А новые технологичные решения от производителей сетевого оборудования, по большому счету, тут ни при чем. Новые технологии упрощают вхождение в рынок, но не они обычно становятся побудительным мотивом к выходу на рынок (исключением, конечно, является Yota). Во всяком случае, так это выглядит сейчас.

Свои сети ближе

– Некоторые операторы вхождение на петербургский рынок начинают со строительства сети. Насколько это правильно? Действительно ли отечественные операторы не любят арендовать друг у друга каналы?

– Многие операторы – и маленькие, и большие – активно арендуют друг у друга каналы. Правда, нет универсального рецепта, в каком случае лучше строить или арендовать, и зачастую выбор обусловлен внутренними стандартами конкретной компании. Кого-то акционеры больше похвалят за строительство сети, кому-то, наоборот, скажут: зачем закладывать капитальные расходы, когда можно взять каналы в аренду? Строиться надо, когда есть уверенность, что в обозримой перспективе удастся отбить эти вложения.

– И все же желание оказывать услуги на базе собственной сети, наверное, превалирует?

– Если оператор давно на рынке, то у него, скорее всего, построена внушительная по охвату сеть, но это не значит, что он не использует сети других операторов. У многих компаний, в том числе у нас, есть сетевые клиенты с филиалами, разбросанными по разным адресам по всему городу и окрестностям. И если у клиента один из офисов расположен в далеком торговом центре, то целесообразнее не прокладывать туда кабель, а арендовать канал у действующего на этом объекте оператора связи.

История рынка свидетельствует, что наши операторы тяготеют к тому, чтобы как можно быстрее оказывать услуги на базе своей сети именно конечному пользователю. Не раз были попытки создать компанию, которая действует только на межоператорском рынке, зарабатывает исключительно на предоставлении ресурсов другим операторам. Например, «Метроком» когда-то создавался как оператор для операторов. Но ни у «Метрокома», ни у других не получилось остаться исключительно в этой нише: операторы брали каналы в аренду, но через короткое время решали прокладывать собственные. В результате еще в середине 1990-х годов «Метроком», как и другие, стал оператором не только для операторов, но и для большого количества абонентов.

– Тот факт, что у многих операторов есть избыточные мощности и, как следствие, рынок межоператорского взаимодействия обладает высокой конкуренцией, играет большую роль в том, что цены на услуги связи у нас минимальны?

– Существующие на рынке цены определяются не только технологическими составляющими оказания услуг. Если возьмем услугу телефонии – тут цены пляшут от регулируемых государством тарифов значимого на той или иной территории оператора. Есть фиксированные цены от «Ростелекома» на приземление звонков на номера его абонентов, и невозможно приземлить вызов по более низкому тарифу. Отсюда отталкиваются все цены на голос.

Возьмем стоимость широкополосного доступа в интернет – она больше зависит от затрат на инфраструктуру и условий взаимодействия с управляющими компаниями, нежели от цены интернет-трафика. Сами можете видеть: раньше при конкуренции за клиента компании опускали цены на доступ в интернет с 2 тыс. рублей до 1 тыс. Сегодня игра идет в очень узком диапазоне – от 350 до 330 рублей, а чаще за ту же цену предложат более широкую полосу. Потому что ниже опускать некуда. Себестоимость интернета довольно низка, и тариф определяется затратами на содержание сети, а также размером арендной платы за размещение кабельной инфраструктуры (канализация, стойки на крышах, столбы и т.д.). Она, кстати, только растет, причем приличными темпами.

– Еще полтора года назад операторы много рассуждали о возможностях, которые дает использование SIP-телефонии, о том, что это должно быть отдельным успешным направлением бизнеса оператора. Сегодня данное направление развивается активно?

– SIP-телефония стала интегрированной частью общей услуги телефонной связи, и в отчетах операторов не всегда разделяются доходы от SIP-телефонии и традиционной телефонии. Главное – предоставить услуги клиенту, чтобы он был доволен, а оператор мог получать стабильный доход. Был период, когда выделяли: «Вот – целых три SIP-телефона продали», но этот период уже в прошлом: SIP-телефония получила развитие, и нет смысла подсчитывать, как именно оператор организовал услугу клиенту – традиционным образом или по сети передачи данных. Сейчас более естественно, когда у какого-нибудь сетевого клиента, например, в десяти точках TDM-телефония, а в других пяти стоят по два-три SIP-телефона.

Монополия на мобильность

– Раньше вы много рассказывали о планах по развитию в Ленобласти, в последнее же время информации было мало. Область не оправдала ожиданий?

 – Тема не ушла, а просто громогласно не анонсируется. Мы работаем. Ленобласть остается в сфере интересов компании. К настоящему моменту в области реализовано большое количество проектов, идет много строек, есть планы на ближайшее будущее. Но мы не можем, да и не планировали никогда развиваться согласно парадигме «захватить область любой ценой». Просто закапывать оптику в землю – путь в никуда.

Практически все инвестиции в строительство в Ленобласти обладают значительно большими сроками возврата вложений, нежели проекты, связанные с созданием сетей в Петербурге, но они все же должны быть экономически обоснованы. Мы идем в те районы, где сроки возврата инвестиций обозримы. В большинстве случаев такие проекты обусловлены потребностями крупных промышленных или иных объектов. И при этом мы стараемся предоставить услуги всем потенциальным клиентам, расположенным рядом. Отдельное внимание обращаем на коттеджные поселки, правда инвестиции в строительство магистрали к ним обычно весьма велики, так что успех зависит от готовности девелопера соинвестировать в проект.

Важно отметить, что расходы на приобретение и прокладку оптических кабелей, к сожалению, – лишь часть трат, и не всегда основная. Траты на получение согласований на строительство кабельной трассы по территориям различных собственников могут составлять существенную часть затрат. На одном километре легко может оказаться до пяти собственников, а во что выльется получение разрешений от них – не всегда предсказуемо.

– В прошлом году вы сообщали о намерении создать виртуального сотового оператора (MVNO). Как развивается этот проект? Мобильные устройства все больше используются в работе, и, наверное, все больше бизнес-клиентов хотят иметь единую фиксированную и мобильную сеть от оператора…

– Сегодня большинство рабочих мест сотрудников компаний-клиентов оборудованы не смартфонами, а стационарными компьютерами, и, соответственно, мы организуем сети связи для фиксированных рабочих мест. Хотя, конечно, уже практически у каждого человека в руках есть тот или иной мобильный девайс. И мы понимаем, что пройдет совсем немного времени – и все изменится: смартфоны и планшеты станут важной частью корпоративной сети, рабочее место будет мобильным. Поэтому мы постоянно ведем переговоры с операторами сотовой связи о возможности создания на базе сетей MVNO. У нас есть все необходимое для этого: лицензия, номерная емкость. И мы не оставляем надежду на развитие этого проекта.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама