Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Происхождение речи

2013
Фото: Марина Елисеева

«Лингвистика детской речи будет развиваться», – считает руководитель первой в России кафедры лингвистики детской речи Стелла Цейтлин

Фундаментальная наука на то и фундаментальная, что занимается вещами, странными для обыденного сознания. Лепечет ребенок не пойми что – мило и смешно. И вот этим-то милым и смешным не пойми чем занимаются серьезные ученые – лингвисты, точнее онтолингвисты. Ибо это исток самого мощного и загадочного явления на земле – речи и человеческого сознания. Первая в России кафедра детской речи создана более 20 лет тому назад в Педагогическом университете (тогда – институте) имени А.И. Герцена. Ее руководителем стала Стелла Цейтлин. Недавно Стелла Цейтлин справляла свой юбилей. В интервью «Эксперту С-З» она рассказала о том, как развивается онтолингвистика.

– Кто и когда впервые заинтересовался детской речью?

– Конец XIX века. Первым был французский историк и искусствовед Ипполит Тэн, автор фундаментального труда о французской революции. Вообще, многие интеллигентные родители вели и ведут дневник наблюдений за своим растущим ребенком. Какое первое слово он сказал, как потом говорил. Но Тэн первым рискнул опубликовать наблюдения за речевым развитием своего сына. Следом за ним опубликовал давние дневниковые наблюдения за речевым развитием своего старшего сына Чарльз Дарвин, автор знаменитой книги «О происхождении видов».

Что до России, то фундаментальные научные исследования языка ребенка начались у нас, как и во всем мире, в 20-е годы прошлого века. Этим занимались ученые, группировавшиеся вокруг Николая Рыбникова, издавшего в это время «Словарь русского ребенка» и ряд других книг по детской речи. Детской речью тогда интересовались и занимались многие именитые лингвисты, ставшие классиками: Щерба, Реформатский, Роман Якобсон. Метод эксперимента разрабатывал Лев Выготский, называвший себя педологом. В 1930-е годы в связи с разгромом педологии все эти исследования были свернуты, прекращены, труды Выготского изъяли из библиотек. Из-за чего мы очень отстали от зарубежных исследований, где такие работы не прекращались. Когда после падения «железного занавеса» в 1989 году удалось прочитать зарубежные работы, я с грустью поняла, что очень часто мне приходилось изобретать велосипед.

Конечно, нельзя не назвать Корнея Чуковского и его великую книгу «От двух до пяти». Чуковский не был ученым в обычном смысле этого слова, но он был гением. Он смог сформулировать три очень важных и верных тезиса: «Детские речения правильнее наших», «Ребенок не виноват, что грамматика не подчиняется строгой логике» и «Мы кажемся ребенку законодателями, которые сами же нарушают свои законы». В самом деле: «Ты такой страшный спун…» Тот, кто бегает, – бегун, кто летает – летун, кто спит – спун. Или «бабочка прицветочилась»: если летчик приземлился, то почему бабочка не может прицветочиться?

Самый же знаменитый и фундированный из русских исследователей детской речи – замечательный лингвист Александр Гвоздев. Он известен во всем мире. Американский ученый Дэн Слобин, патриарх лингвистики детской речи, специально изучил русский язык, чтобы прочесть книгу Гвоздева. Когда я ему в Будапеште в 1990 году подарила первое ее издание, он просто к груди книжку прижал, как самый дорогой подарок. Гвоздев был из кружка Рыбникова. Был сначала пензенским, потом самарским школьным учителем, одновременно работая в вузах. Стал очень крупным лингвистом. По его учебнику «Современный русский литературный язык» учатся до сих пор.

Когда у него в 1921 году родился сын Женя, он стал записывать его первые слова, его речь, исследовать материал. Летом 1941-го 20-летний Женя Гвоздев пошел на фронт и погиб в первом же бою. Книгу лингвистических исследований отца о детском языке сына издала спустя два года после смерти Гвоздева его племянница, тоже известный лингвист Елена Скобликова. Она живет и работает в Самаре, профессор, заслуженный деятель науки. Книга же Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», представляющая собой собрание его работ по детской речи, написанных в разные годы, – это не только фундаментальный труд по лингвистике детской речи, но и своеобразная память о тех, кто первым лег под немецкие танки и погиб, защищая свою Родину и всю человеческую цивилизацию.

– Что такое изучение детской речи?

– Детская речь – объект изучения разных наук: психологии, нейролингвистики, даже физиологии, ибо связана речь с определенными функциями головного мозга. То, чем мы занимаемся последние 20 лет, сначала называлось лингвистикой детской речи, а потом, в 1997 году, уж простите за нескромность, я придумала термин «онтолингвистика». Этот термин теперь получил очень широкое распространение.

Онтолингвистика занимается индивидуальным развитием речи, индивидуальным овладением речью. В индивидуальном она находит общие типичные закономерности. Эта наука не может не быть связана с другими науками, прежде всего с психологией. В наших конференциях, которые проводились раньше раз в два-три года, а теперь – ежегодно, участвуют представители разных наук: и психологи, и лингвисты, и логопеды. На эти конференции приезжают и западные исследователи. Сейчас для нас очень важно исследование детского двуязычия. Подобными вопросами занимается и психолингвистика. Но предмет психолингвистики шире – владение и овладение языком. Мы же заняты только овладением.

– Часто ли вам говорят, что ваши исследования – игра в бисер, не имеющая практического значения?

– Очень часто. Но еще Шекспир понимал, что «сведи к необходимостям всю жизнь, и человек сравняется с животным». Бескорыстный интерес – одно из самых главных человеческих свойств. Мама, которая берет ручку, чтобы записывать первые слова своего ребенка, делает это потому, что ей просто интересно. Однако из этого бескорыстного интереса потом непременно вырастет практическое значение. Это один из парадоксов человеческой природы. Начинается с простого интереса, а в результате получается огромное практическое значение. В нашей лаборатории детской речи хранится масса родительских дневников, аудио- и видеозаписей. Мы их расшифровываем, исследуем. Как раз непосредственные практики, логопеды, очень хорошо знают, как этот материал и его лингвистическая обработка могут помочь. И в магистратуру к нам идут логопеды, которые понимают, что им не хватает лингвистической базы.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №10 (607)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама