ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Мусорный ветер в строительных кучах

2013
Фото: Владимир Басов

Рынок демонтажа зданий оживает. Но при нынешнем законодательстве, демпинге и отсутствии контроля это оживление чревато бедами, в том числе экологическими. Коммерсанты не хотят перерабатывать обломки вдали от города, чиновники их не стимулируют, горожане же против мусороперерабатывающих заводов под окнами

Объем демонтажных работ в Петербурге вырос в 2012 году на 25-30%. По разным оценкам, в 2013-м он увеличится еще на 30-50% – с учетом программ по реновации и продолжения вывода промплощадок за пределы города. Предполагается, что емкость рынка демонтажа в Петербурге в текущем году достигнет 1,5 млрд рублей.

Но кроме обновленного облика Северной столицы это принесет миллионы кубометров твердых отходов: бой железобетона и кирпича, металлолом, стекло, дерево и т.д. По данным специалистов демонтажных компаний, ежегодно все вместе они производят от 1,5 до 2,5 млн кубометров отходов. В Европе и, скажем, Японии до 90% такого мусора поступает в переработку. При нынешнем развитии технологий и у нас могли бы получить вторую жизнь до 70% строительных отходов, по крайней мере железобетон и кирпич, которые после переработки пригодны для укрепления почвы. Но по факту звания вторсырья удостаивается не более 30%. К слову, на Западе в переработку идут и стекло, и дерево, и рубероид. У нас же не весь строительный мусор добирается хотя бы до официального полигона.

«У нас самостоятельно заниматься рециклингом способны только крупные компании. Посудите: чтобы окупить даже подержанную дробильную машину за 20-25 млн рублей, нужны три-четыре года при постоянной загрузке. А в комплекс еще должны войти экскаватор с гидравлическими ножницами и фронтальный погрузчик», – объясняет руководитель филиала ГСК «Реформа» в Санкт-Петербурге Александр Васильев. Таким образом, полагает он, для средних и малых фирм, работающих на рынке, вопрос рециклинга неактуален: даже небольшой простой нанесет серьезный удар по бизнесу, особенно если техника взята в лизинг.

По словам представителя петербургского отделения «Гринпис» Дмитрия Артамонова, власти Санкт-Петербурга и Ленобласти практически никак не мотивируют предпринимателей перерабатывать строительные и вообще какие бы то ни было отходы. «Полигоны у нас дотируются из бюджета, при том что ими занимается крупный бизнес. Перерабатывающие производства никак не поддерживаются, а в этой сфере основную роль играют средние и малые предприятия», – утверждает он.

Сдать на свалку отходы после сноса здания бывает проще и дешевле, несмотря на то что такие материалы, как бой бетона и кирпича, пользуются на рынке определенным спросом и стоят в три-четыре раза дешевле природных нерудных материалов. По словам экспертов, сдать на свалку кубометр твердых отходов стоит от 50 рублей без учета транспортировки. Совсем уж нерадивые бизнесмены экономят порой и на этом. «Отвозят свой мусор „под елочку“. Иногда проще платить, скажем, районному прокурору, который эту свалку „не замечает“», – комментирует Дмитрий Артамонов.

По признанию участников рынка, контроль данной сферы в регионе отлажен крайне слабо. Летом прошлого года губернатор Георгий Полтавченко выступил с инициативой увеличить штрафы для юридических лиц за незаконные свалки с 250 до 500 тыс. рублей.

Опасно

К 2015 году власти Петербурга намерены достроить завод по переработке опасных отходов на полигоне Красный Бор в Тосненском районе. Предполагается, что он сможет перерабатывать порядка 2,3 млн кубометров мусора ежегодно (около 420 тыс. тонн, из которых 70 тыс. – строительные отходы). Однако специалисты не считают ввод предприятия в строй панацеей, поскольку не решен ряд принципиальных моментов. Нет никаких норм по разделению мусора, а его хаотичное захоронение не решит проблему. Также нет ответа на вопрос, подорожает ли «производство» мусора. «С одной стороны, утилизация обойдется дороже захоронения, с другой – образователь опасных отходов может быть освобожден от налога за вред окружающей среде», – рассуждает Александр Васильев.

При этом из городского бюджета в 2013-2014 годах планируется потратить на возведение завода в Красном Бору более 900 млн рублей. На данный момент из Петербурга на полигон вывозятся отходы как минимум от двух снесенных комплексов: Петрозавода (площадка несостоявшегося «Охта-центра») и Института прикладной химии (ГИПХ) на Петроградской стороне.

Игроки рынка отмечают, что в Москве процесс утилизации налажен лучше. В частности, за переработчиками закрепляются конкретные участки, и отходы со всех географически близких площадок направляются к ним. По мнению генерального директора компании «Департамент экологии и природопользования» Романа Казакова, система обращения со строительными отходами в Петербурге и Ленобласти менее совершенна, что обусловлено слабой подготовкой к утилизации на стадии проектирования и согласования.

Несносный бизнес

В правительстве Ленобласти, в свою очередь, говорят о нежелании бизнеса брать на себя социальную ответственность и вкладываться в переработку отходов. «Есть прекрасные возможности для размещения перерабатывающих производств в Ломоносовском, Кингисеппском, Волосовском районах. Но все хотят размещаться ближе к городу, к коммуникациям и дорогам. Хотят окупать вложения за пять лет», – констатирует председатель областного Комитета контроля природопользования и экологической безопасности Михаил Козьминых. По его сведениям, на территории региона расположено 1,5 тыс. несанкционированных свалок. В 2012 году больше всего незаконных свалок в Ленобласти обнаружено в Выборгском, Всеволожском и Приозерском районах, где, к слову, стоимость земли и недвижимости особенно высока.

Предлагать бизнесу логистически более удобные места для перерабатывающих производств нет смысла, уверен Михаил Козьминых: «Ни один проект не пройдет общественные слушания. Люди не потерпят мусороперерабатывающее производство рядом с домом. Предпринимателям предстоит сначала заслужить доверие граждан, которые ни разу не видели со стороны бизнеса искренней заботы об окружающей среде».

Дмитрий Артамонов указывает, что перевод стрелок на население – любимый прием чиновников, от которых сейчас требуется создание определенных мотиваций для бизнеса. «Люди давно прекрасно понимают, что правильно организованное современное мусороперерабатывающее производство куда безопаснее многих существующих, скажем химических, и объективно полезнее любой свалки», – убежден он.

Стоит отметить, что простой поиск в интернете доступного способа отправить на переработку строительный мусор, к удивлению, не дает ожидаемого результата. Большинство ссылок адресуют на сайты, реализующие дорогостоящее оборудование для рециклинга (дробильные установки, прессы и т.д.). А там, где предлагаются услуги по приему отходов, как правило, не указана их стоимость, в лучшем случае можно увидеть лаконичное: «Цена договорная».

Санкт-Петербург

Председатель Комитета контроля природопользования и экологической безопасности Ленобласти Михаил Козьминых:

Михаил Козьминых 041_expertsz_14_1.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
Михаил Козьминых
Фото: архив «Эксперта С-З»

– Мы большая страна и долгое время позволяли себе заниматься только полигонами. На организацию переработки мусора просто не было денег. Сейчас такие возможности появились, но, к сожалению, неблагоприятный образ коммерсантов в глазах населения тормозит процесс. Бизнес должен смотреть чуть дальше, не гнаться за быстрой окупаемостью и чуть больше вкладываться. И нужно зарабатывать доверие населения.

Главный инженер компании «Ольвекс» Николай Воднев:

– В Германии рециклинг организован порайонно – всю «деревяшку» и весь железобетон свозят на ближайшую площадку. Заранее известно, куда сколько привезут. У нас таких подсчетов никто не ведет. Лицензии на переработку стройматериалов отменены. Росту доли переработки мешает административный фактор. Открыть производство можно, но начинаются претензии: то оно шумит, то еще по каким-то параметрам не устраивает. Да, таких претензий не возникает в 220 км от города, но тогда вся доходность в размере 10-15% будет «съедена» покупкой или арендой транспорта.

«Эксперт Северо-Запад» №14 (611)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама