Творческие радости Смольного

Пятый угол
Москва, 08.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №14 (611)
Эксперты рассказали, какие задачи предстоит решить новому председателю Комитета по культуре Санкт-Петербурга в первую очередь

На прошлой неделе в администрации Петербурга состоялось долгожданное назначение – у Комитета по культуре появился новый глава. Им стал Василий Панкратов, теперь уже экс-директор Государственного музея-заповедника «Гатчина», до этого уже, кстати, работавший в самом культурном ведомстве Смольного в должности заместителя председателя. Предыдущий руководитель комитета Дмитрий Месхиев покинул этот пост еще в конце июля прошлого года, после чего на протяжении восьми месяцев творческая элита Северной столицы активно обсуждала не только возможных претендентов на вакантную должность, но и то, нужен ли вообще такой комитет городу, в котором каждое культурное учреждение самодостаточно.

Представляя нового руководителя сотрудникам комитета, вице-губернатор Василий Кичеджи отметил, что в ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов не только получил большой опыт работы в подведомственном учреждении культуры, но и имел возможность подробнее изучить жизнь и судьбу одного из самых загадочных русских императоров, Павла Первого, поразмышлять о роли личности в истории и об истоках власти. В напутственном слове Кичеджи заявил, что у комитета должна быть своя генеральная линия – прямая, а не пунктирная.

Мнения экспертов о том, насколько знания об истоках власти и личности в истории помогут в налаживании взаимосвязи между Смольным и творческой интеллигенцией Петербурга, расходятся, но в том, что соединять штрихи в культурной среде сегодня нужно, они сходятся единодушно. За последние месяцы культурная столица ознаменовалась несколькими совсем не культурными скандалами, связанными с сопротивлением общественности каким-то локальным выставкам, концертам или спектаклям. Так, выступления за высокую нравственность вылились в такие явления, как неприличные надписи на Музее современного искусства «Эрарта» и брошенная в музей Набокова бутылка. Бурную реакцию вызвала и выставка Марата Гельмана ICONS, которая все-таки открылась в арт-пространстве «Ткачи». Представители петербургской интеллигенции надеются, что новый глава Комитета по культуре привнесет в город «атмосферу творческой радости», но, видимо, Василию Панкратову предстоит решать куда более глобальные вопросы – на уровне «Быть или не быть?».

Культура круглый год

Президент корпорации PMI Евгений Финкельштейн:

Евгений Финкельштейн 046_expertsz_14_1.jpg
Евгений Финкельштейн

– Культура существует там, где есть деньги. Люди начинают заниматься культурой тогда, когда нет проблем с едой и средствами существования. Можно сказать, бытие определяет сознание. Поэтому нужно создавать условия для того, чтобы бизнес жил в Петербурге. В последнее время отношение к бизнесу поменялось во всех секторах. И не в лучшую сторону.

В целом, на мой взгляд, должна быть выработана комплексная культурная стратегия. Город не должен жить иллюзией одних белых ночей. Что мы можем наблюдать сегодня? Какая-то сезонная культура. Летом в круизы приезжают туристы, и их сразу обманывают. Показывают балет, который к балету никакого отношения не имеет. Продают им матрешек, которые стоят в десять раз дороже, чем должны. Кормят их едой, которая и не еда вовсе.

Что касается череды культурных скандалов, которые случились в Петербурге в последнее время, – провокационного поведения и нападок против каких-то выставок или концертов, то власти обязательно должны вмешиваться в эти процессы. Потому что если они не вмешиваются, значит, поощряют. Это нетерпимость. Хотя мы, казалось бы, живем в цивилизованном обществе.

Донести до горожан

Кинокритик, тележурналист Сергей Шолохов:

Сергей Шолохов 046_expertsz_14_2.jpg
Сергей Шолохов

– Новому председателю Комитета по культуре предстоит решить очень много наболевших вопросов. В первую очередь – как сохранить и актуализировать богатое культурное наследие города, донести его до горожан. Выставки, спектакли, концерты должны расцвести, как цветы весной, культурные события должны захватывать. Сложно, конечно, сравнивать Петербург с культурными центрами Европы – наш город все-таки камерный, но, например, в Париже выставки не просто экспонируются, а придумываются. Желательна и поддержка городских кинофестивалей, ставших формой альтернативного проката для зрителей, которые хотели бы видеть не только американское кино.

Коллективам – на творчество

Ректор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гантварг:

Михаил Гантварг 046_expertsz_14_3.jpg
Михаил Гантварг

– Как человек, 25 лет возглавляющий камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга», могу сказать, что условия финансирования таких творческих коллективов оставляют желать лучшего. Президент поставил задачу: к 2017 году заработная плата работников в сфере культуры должна увеличиться в два раза. Поэтому, думаю, новому председателю необходимо действовать в этом направлении, так как финансирование культуры оставляет желать лучшего. Мы, например, в консерватории уже занялись оптимизацией, которая позволит увеличить заработную плату. Городские власти тоже делают очень много – и возможное, и невозможное, но все-таки нерешенные проблемы остаются. В конце концов, Петербург на сегодняшний день вполне соответствует статусу культурной столицы, и этот статус нужно поддерживать.

Властная сопричастность

Художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борис Эйфман:

Борис Эйфман 046_expertsz_14_4.jpg
Борис Эйфман

– В первую очередь должно быть снято напряжение, возникшее в области культуры в последние годы, – сложности взаимопонимания между комитетом и деятелями культуры. Профессионального взаимопонимания. Власть должна создавать атмосферу творческой радости, осознавать, что это Комитет по культуре именно Санкт-Петербурга – мирового центра культуры, а не какой-то провинции. И, соответственно, должна чувствовать ответственность и сопричастность всему тому, что в сфере культуры в Петербурге происходит.

У партнеров

    Реклама