ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Куда ведет «Измайловская перспектива»

2013
Фото: Интерпресс/Светлана Холявчук

Новые проекты застройки территории вокруг Варшавского вокзала (так называемой «Измайловской перспективы») дают повод говорить не только о судьбе огромной территории, но и о том, как Петербург собирается распорядиться таким бесценным ресурсом, как бывшие промышленные зоны

На этот раз застройщиком участка, входящего в границы проекта планировки «Измайловская перспектива», выступает «дочка» холдинга «ЛенСпецСМУ» – компания «ЛСС Варшавская». Проект подготовлен «Студией 44» Никиты Явейна. По новому плану, на участке за бывшим Варшавским вокзалом планируется возвести 596 тыс. кв. м жилья. Высотность домов варьируется от 30 м у Обводного канала до 60 м в центре пятна под застройку. Общая площадь застройки – 1,1 млн кв. м. Непосредственно за Варшавским вокзалом предлагается разбить парк протяженностью 2,5 км. В общей сложности зеленые насаждения займут четверть участка.

Правда, по итогам обсуждения на Градсовете творение «Студии 44» было отправлено на доработку: совету не понравилось, что две из трех школ расположены поблизости друг от друга на противоположной от нового жилого массива стороне будущего Новоизмайловского проспекта, а также недостаточное количество парковочных мест. В остальном проект принят позитивно. Вероятнее всего, после выполнения рекомендаций он получит одобрение.

Задача и решение

Между тем говорить об «Измайловской перспективе» как об очередном районе жилой застройки категорически неверно. С одной стороны, это важнейшее градостроительное решение, принятое еще в прошлом веке. С другой стороны, то, каким образом в Петербурге будут осваиваться бывшие промышленные зоны, определит развитие города на многие годы.

Впервые идея продолжения Измайловского проспекта была отражена в Генеральном плане Ленинграда 1935 года, а развитие получила в Генплане 1965-го. В сущности, речь шла о продлении одной из трех «еропкинских» осей, начинающихся Вознесенским проспектом, таким образом, чтобы в итоге соединить Адмиралтейство и площадь Конституции прямой непрерывной магистралью. Предложение это кажется довольно очевидным и даже необходимым, хотя в последние годы вызывает протесты охранителей. Дело в том, что для «пробивки» Измайловского проспекта необходимо снести некоторое количество исторических построек, а кроме того, в этом случае он прошел бы по территории Митрофаньевского мемориального кладбища.

В подобных ситуациях трудно делать однозначные выводы – остается только уповать на то, что возможно некое компромиссное решение, при котором и памятники не пострадают, и для проспекта найдется место. В конце концов, в Градсовете обсуждали не магистраль, а проект функциональной планировки кварталов. Вопрос этот не менее важен, чем прокладка дорог.

Бывшие промышленные зоны на сегодняшний день играют роль пограничной зоны между всеми любимым историческим центром Санкт-Петербурга и мало кем любимыми новостройками. У города есть два варианта развития событий. Можно превратить «промышленный пояс» в улучшенный вариант спальных районов, то есть в череду жилых кварталов, разве что чуть ближе к центру и с соблюдением Высотного регламента и не совсем безнадежной архитектурой. А можно сделать из территорий бывших заводов как бы продолжение старого города, создав среду, эстетически и качественно не уступающую традиционной застройке, – место, где будет престижно жить и приятно гулять, в том числе и туристам, откуда не придется ездить в центр ни на работу, ни в поисках развлечений.

Хорошо забытое старое

Надо признать, что за долгие годы обсуждения проекта «Измайловской перспективы» город от первого сценария пришел к реализации второго.

По проекту 1980 года, здесь должна была появиться многофункциональная застройка: выставочные и концертные площадки, научно-исследовательские институты, гостиницы, магазины, административные здания. Композиция ансамбля представлялась как чередование низких и высоких объемов. Более того, застраивать проспект предлагалось на нескольких уровнях: над тротуарами сделать эспланаду с организацией на ней нескольких площадей. В результате пешеходы и машины не должны были мешать друг другу.

В 2009 году проект строительства за Варшавским вокзалом высотного района, тоже, кстати, одобренный Градсоветом, из-за кризиса был приостановлен. Небоскребы высотой почти полторы сотни метров вызвали понятные протесты. Но это была еще одна, пусть и неудачная, попытка создать здесь живую городскую среду, где смешивались бы жилая, общественно-деловая и торгово-развлекательная функции.

Руководитель архитектурной «Студии 44» Никита Явейн 027_expertsz_16.jpg Фото: архив «Эксперта С-З»
Руководитель архитектурной «Студии 44» Никита Явейн
Фото: архив «Эксперта С-З»

Сейчас же «Измайловскую перспективу» собираются превратить в гигантский жилой квартал. От районов новостроек его будут отличать лишь более аккуратная архитектура фасадов, наличие обширного парка, меньшая высотность застройки. Назвать этот проект градостроительным можно только по его масштабам. На самом деле он родился из нескольких простых составляющих: экономических расчетов застройщика, предписанного властями обязательства обеспечивать крупные проекты социальной инфраструктурой и опасений конфликта с градозащитниками. Приходится признать, что это, возможно, и есть те компоненты, из которых сложится развитие «серого пояса» Петербурга. Подобная тенденция уже наблюдается в проектах меньшего масштаба: комплекс «Времена года» на территории «Петмола», соседняя с ним «Тапиола» компании «Лемникяйнен», квартал, создаваемый «ЮИТ» за станцией метро «Фрунзенская».

Тактически никто в подобном положении вещей не виноват: и застройщиков можно понять, и архитекторы вроде как ни при чем – они ведь просто заказ выполняют... Но для реализации позитивного сценария в бывших индустриальных зонах тактикой не обойдешься – необходимы стратегия, а заодно и понимание того, как эту стратегию реализовывать. Важно, чтобы на уровне городских властей зародилось понимание градостроительных задач и приоритетов в долгосрочной перспективе. Похоже, сейчас для этого есть все шансы, поскольку назначение нового главы КГА Олега Рыбина связывают с поворотом властей города к качественной урбанистике.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №16 (613)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама