ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

«Автогражданка» как поле боя

2013

Депутаты Госдумы одобрили повышение страховых выплат по ОСАГО. Страховщики, возможно, будут отстаивать рост тарифов

После нескольких неудачных попыток проект поправок к Закону об ОСАГО в апреле 2013 года прошел первое чтение в Госдуме РФ. Согласно предложенным поправкам, лимит выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ДТП должен вырасти с нынешних 160 тыс. рублей до 500 тыс. Выплаты по имуществу потерпевшего также предлагается увеличить со 120 тыс. рублей до 400 тыс. Возможно, изменится и сумма выплат по европротоколу. В Москве, Петербурге и Ленобласти она может вырасти с нынешних 25 тыс. рублей до 400 тыс. Заместитель главы Минфина РФ Алексей Моисеев считает, что после принятия закона тарифы в течение 15 месяцев останутся неизменными.

Однако дальше первого чтения закон в нынешнем виде может не пройти. Страховым компаниям невыгодно увеличивать лимит ответственности без повышения тарифов по ОСАГО, а значит, они будут бороться за внесение новых поправок.

Российский союз автостраховщиков (РСА) и крупные страховые компании направили обращение в органы государственной власти. Одно из требований – поднять тарифы по ОСАГО не менее чем на 50%. Страховщики сетуют на то, что рентабельность рынка «автогражданки» крайне мала и сегмент становится убыточным. Главные аргументы компаний – высокая инфляция, рост аварийности и количества пострадавших в ДТП.

По информации РСА, после введения обязательного страхования средняя страховая премия изменилась незначительно – от 1 тыс. 880 до 2 тыс. 680 рублей, а с учетом инфляции реальный размер средней выплаты уменьшился на 38%.

По данным ГИБДД, в 2012 году в Петербурге произошло более 6 тыс. ДТП – их количество выросло за год на 12,3%. Петербург входит в число лидеров по уровню страховых компенсаций по «автогражданке». За 2011 год выплаты в регионе превысили 4 млрд рублей – это 7,2% общего объема выплат по России.

Страховщики утверждают, что убыточность ОСАГО в некоторых регионах зашкаливает. В частности, это касается и Северо-Западного федерального округа, где в некоторых компаниях она достигает 200%. Федеральные игроки покрывают убытки за счет более прибыльных регионов, а региональные участники рынка постепенно уходят из «автогражданки».

Страховой пирог

Численность отечественного автопарка, по статистике ГИБДД, составляет более 50 млн машин, из них 39 млн – легковые. В Северной столице зарегистрировано 1,6 млн автомобилей. Возможно, принятие поправок к Закону об ОСАГО в первом чтении – своеобразная страховка государства от социального взрыва. Необходимость покупать полис ОСАГО большинство автовладельцев воспринимают как неизбежную дань государству. При этом лимит выплат по полисам слишком мал, особенно в крупных городах. В итоге автомобилисты вынуждены платить за дополнительный лимит по ОСАГО.

Сборы российских компаний по добровольному страхованию автогражданской ответственности (ДАГО) в 2012 году выросли на 26,6%, до 4 млрд 988 млн рублей. «Главный способ борьбы с убыточностью – продажи некоторых высокоприбыльных продуктов вместе с ОСАГО. В первую очередь это ДАГО (его оформляют наиболее охотно), страхование имущества и страхование от несчастных случаев», – рассказывает директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона компании «Ренессанс страхование» Денис Чигарев.

По его словам, в отдельных каналах продаж (например, в городских отделениях) ДАГО с лимитом 1 млн рублей приобретают почти в 80% случаев. «Добровольное страхование автогражданской ответственности мы продвигаем только в тех регионах, где убыточность не превышает критический уровень. Если лимит по ОСАГО будет пересмотрен, мы скорректируем тариф», – отмечает Чигарев.

Страховщики не сомневаются, что добровольное страхование автогражданской ответственности будет востребовано, даже если вырастут лимиты по ОСАГО. «В любом случае при постоянном росте количества элитных автомобилей лимит менее 1 млн рублей явно недостаточен, и ДАГО будет востребовано», – прогнозирует Денис Чигарев. По мнению директора по страхованию компании INTOUCH Михаила Ефимова, в случае повышения лимита выплат по ОСАГО автовладельцам будут интересны те варианты ДАГО, которые предоставляют расширение покрытия на значительно большие суммы, например до 1 и 3 млн рублей.

Еще один способ повысить рентабельность ОСАГО – прямые продажи полисов, без участия страховых агентов. Однако заместитель директора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции СК «Альянс» Владислав Анисимов полагает, что эта мера недостаточно эффективна. «Уход от агентов в прямые продажи с условием сохранения объемов не позволит изменить ситуацию с рентабельностью ОСАГО, поскольку денежные средства, которые выплачиваются в виде агентского вознаграждения, будут истрачены на развитие прямых продаж: рекламу, аренду офисов, найм дополнительного персонала», – поясняет он.

Охотник и заяц

Пока решение о тарифах ОСАГО окончательно не принято, у страховщиков есть шанс добиться их повышения. Между тем оппоненты указывают на непомерные аппетиты страховщиков. По Закону об ОСАГО доля страховых выплат в отечественных компаниях не может составлять менее 80% премии. Однако в среднем страховщики направляют на выплаты 57-62% страховых премий, констатирует председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

«Эти цифры устойчиво держатся в течение пяти последних лет, а ранее были еще меньше. Вывод очевиден: все годы действия законодательства об ОСАГО страховые компании не выполняли его требования, поскольку их убыточность остается намного ниже расчетной величины. В этих условиях вполне правомерно ставить вопрос об уменьшении страховых тарифов, но никак не о повышении, тем более на 50%», – говорится в открытом письме Похмелкина, адресованном премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.

На взгляд Похмелкина, руководители РСА и страховых компаний умалчивают об имеющихся у них резервах для снижения убыточности по ОСАГО без увеличения страховых тарифов. «А эти резервы весьма значительны. Известно, что почти каждая третья авария происходит вследствие плохого состояния дорог по вине дорожных служб и заказчиков их работ. В таких условиях предъявление страховыми организациями регрессных исков к дорожникам и местным органам власти было бы вполне справедливым и экономически эффективным», – уверен Виктор Похмелкин.

Статистика Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) также свидетельствует о том, что страховщики не работают себе в убыток. Так, объем собранных премий по ОСАГО в прошлом году составил 121,21 млрд рублей при выплатах на уровне 63,92 млрд. Примечательно, что темпы роста страховых сборов выше, чем выплат: по итогам 2012 года объем премий увеличился на 16,9%, тогда как выплаты – только на 13,3%.

«Вряд ли корректно говорить, что работать в сегменте ОСАГО страховщикам неинтересно, даже с учетом административных и прочих сопутствующих издержек, – считает аналитик ИК „ФИНАМ“ Анна Мишутина. – Не стоит забывать и о том, что ОСАГО для страховщиков выступает неплохим каналом продаж других, более маржинальных страховых услуг». При этом процесс взаимодействия страховых компаний с клиентами нельзя назвать дружелюбным. Проблемы с получением возмещения испытывают подавляющее большинство страхователей, подтверждает Мишутина. Кроме того, полученных средств зачастую недостаточно для восстановления автомобиля. Для страховщиков занижение суммы и затягивание выплаты – дополнительный ресурс, позволяющий повысить рентабельность работы в сегменте ОСАГО, замечают эксперты рынка.

С точки зрения страховщиков, повышение лимитов без увеличения тарифа приведет к катастрофическому падению рентабельности и, как следствие, массовому отказу от работы с ОСАГО. Однако аналитики убеждены, что страховщики намеренно сгущают краски, не желая терять прибыль.

«Нельзя забывать, что введение ОСАГО преследовало именно социальную, а не коммерческую функцию. В западных странах, например, страхование социальной ответственности имеет низкую рентабельность, а в некоторых случаях – даже отрицательную», – подчеркивает Анна Мишутина.

Нововведения в Закон об ОСАГО превращают российский страховой рынок в поле боя. В борьбе за выгоду ни страховщики, ни автомобилисты не готовы уступать. Минфин пока лавирует между интересами обеих сторон, пытаясь угодить каждой. Однако рано или поздно регулятору придется разрубить этот гордиев узел, иначе поправки к закону так и не будут приняты.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №17-18 (615)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама