Бег на месте

Русский бизнес
Москва, 29.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №17-18 (615)
Небольшой спад продаж новых легковых машин в марте 2013 года подтверждает прогнозы о стабилизации российского автомобильного рынка

Большинство специалистов не ждут в обозримой перспективе резких изменений на отечественном авторынке. Однако это вовсе не означает, что его игрокам можно расслабиться: затяжной спад на рынке Европы демонстрирует возможность реализации негативного сценария. У российского потребителя в условиях застоя в экономике тоже немало проблем: ряды потенциальных покупателей автомобилей поредели, и даже для сохранения достигнутого уровня автобизнесу придется использовать все силы.

Около нуля

По данным ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте 2013-го продажи новых легковых автомобилей в России составили 244 тыс. машин – на 4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Председатель комитета Йорг Шрайбер считает: «Это снижение уравновесило небольшой подъем рынка в январе-феврале. В результате в первом квартале рынок зафиксировался на прошлогоднем уровне, в соответствии с прогнозом, сделанным АЕБ в начале 2013-го. Прогноз все еще актуален, но мы должны следить за развитием событий».

То ли в шутку, то ли всерьез Йорг Шрайбер заметил, что одной из причин недостаточной активности потребителей стала затянувшаяся зима: «Мы все же надеемся, что с окончательным наступлением весны активность покупателей возрастет и будет способствовать устойчивым продажам во втором квартале». Однако при этом он констатировал, что по сравнению с 2012-м в первые три месяца нынешнего года уменьшился и объем заказов на новые автомобили. Так что в ближайшие весенние месяцы статистика продаж АЕБ, в которую попадают и машины, уже выданные клиентам, также, скорее всего, окажется хуже, чем в прошедшем году.

Дилеры называют еще одну причину спада реализации – завершение распродаж автомобилей прошлого года выпуска. Именно благодаря скидкам в январе дилеры продали на 5% больше новых легковых машин, чем в том же месяце прошлого года, а в феврале рост составил 2%. Приобретать автомобили 2013 года выпуска, цены на которые немного выше, люди не спешат.

Аналогичная картина наблюдается и на петербургском авторынке. По статистике «Auto-Dealer-СПб», в январе-марте 2013 года в Санкт-Петербурге продано чуть более 45 тыс. новых легковых и легких коммерческих машин, что лишь на 1% превышает показатель первого квартала 2012-го. За март в городе реализовано около 19 тыс. авто, что на 1% меньше, чем в первый месяц весны прошлого года.

В поисках причин такой ситуации на петербургском рынке специалисты неоригинальны. «С одной стороны, в марте завершились скидочные акции дилеров, которые давали рынку подъем, с другой – затянувшаяся зима могла отрицательно повлиять на результаты продаж марта. Так что минимальный рост в первом квартале можно оценивать как положительный итог», – полагает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин.

В десятке лучших по объемам продаж марок сразу шесть брендов показали отрицательную динамику, тогда как по итогам первого квартала прошлого года таких было всего два. Что характерно, спад затронул самый популярный в России бюджетный сегмент авторынка, где лидером традиционно выступает продукция отечественного производства.

Герои прошедших дней

Изучению этого феномена была посвящена недавняя конференция «Российский авторынок: бюджетный сегмент теряет покупателей», организованная инвестиционным холдингом «ФИНАМ». Ее участники пришли к выводу, что уменьшение темпов роста продаж обусловлено постепенным насыщением авторынка страны. Некоторый спад реализации в бюджетном сегменте не лишил экспертов оптимизма, и существенного сокращения продаж в ближайшее время они не ожидают.

«С учетом стабильной экономической ситуации, достаточно крепкого рубля и постепенного роста доходов населения особых причин для обвала рынка нет, – уверен директор по стратегическому развитию холдинга „Атлант-М“ Алексей Терещенко. – Скорее это признак приближения рынка к точке насыщения и даже перенасыщенности, особенно в двух столицах. В частности, рынок перенасыщен дилерами основных массовых марок – для такого количества дилеров просто недостаточно клиентов, а это ведет к распродажам и демпингу».

«Наилучшим способом стимулирования продаж для российского авторынка сейчас было бы улучшение условий кредитования, особенно снижение процентной ставки. Субсидирование процентной ставки могло бы дать результат, но вряд ли государство на это пойдет», – считает Терещенко. Словно услышав этот призыв, премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании в Нижнем Новгороде поручил ряду ведомств до 15 мая 2013 года проработать вопрос целесообразности механизма субсидирования части процентной ставки по кредитам на приобретение физическими лицами автомобильной техники как меры по стимулированию развития автопрома.

Большинство экспертов убеждены, что стоимость автомобилей в ближайшие годы будет только повышаться. По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, цены в перспективе будут медленно двигаться вверх, примерно на уровне инфляции: «Единственный вариант существенного снижения цен – вывод на рынок автомобилей Made in China в массовых объемах, возможно, под глобальными брендами».

Ситуацию на авторынке Северной столицы и всего Северо-Западного федерального округа специалисты рассмотрели на форуме, прошедшем в Санкт-Петербурге в начале апреля в рамках 22-й международной юбилейной выставки «Мир автомобиля 2013», посвященной столетию Международного автомобильного салона Российской Империи (1913 год). С точки зрения большинства участников форума, картина не так печальна, как может показаться на первый взгляд.

Так, по информации «Автостата», в прошлом году автолюбители СЗФО в основном отдавали предпочтение иностранным брендам – приобретено 261,3 тыс. таких авто (плюс 11,4%), в то время как доля отечественных марок – всего 30,7 тыс. машин. Региональным лидером среди зарубежных брендов в прошлом году стал Renault – 22 автосалона этого французского бренда продали на Северо-Западе более 25 тыс. машин и заняли 8,5% регионального рынка. В первом квартале 2013 года Renault вновь лидировал на региональном рынке, заняв первое место и в петербургском рейтинге.

«Взлета, на который рассчитывают некоторые топ-менеджеры брендов и консалтинговые компании, не произойдет, хотя по уровню автомобилизации мы далеки от Европы и имеем большой потенциал. Но, как говорится, были бы деньги, рынок бы пошел, а пока роста не предвидится», – заявила представитель агентства «Автостат» Светлана Целикова. Этот прогноз подтверждается и целым рядом других данных.

Рыночные силы тают

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по итогам очередного ежегодного мониторингового исследования, посвященного основным тенденциям авторынка, констатировал: рост числа автовладельцев в России замедлился. Если в 2006 году о наличии автомобиля в семье (одного или более) сообщали 37% опрошенных, а в 2012-м этот показатель достиг 47%, то в 2013 году прирост практически остановился.

Перестал увеличиваться и спрос. Если на протяжении 2011-2012 годов доля респондентов, намеревающихся купить машину, выросла с 15 до 19%, то в 2013-м подобные планы строят лишь 16%, причем в большинстве случаев – на долгосрочную перспективу (13% собираются сделать такое приобретение в течение года или позже).

Близок к исчерпанию и еще один драйвер роста покупок новых автомобилей – замена отечественных моделей иномарками: впервые за весь период измерений число владельцев иномарок превысило долю имеющих машины российских марок (53 и 47% соответственно). Для сравнения: в 2008 году исследования показывали существенное преобладание автомобилей российских марок (64 против 36% иномарок).

За последние пять лет доля тех, кто планирует приобрести машину в кредит, выросла с 30 до 53%. Однако, по сведениям ЦБ РФ, прирост объема розничных кредитов за первый квартал 2013-го составил 4,7 против 6,2% за январь-март прошлого года. В то же время приток средств физических лиц в банковскую систему в текущем году значительно выше: так, за первый квартал объем вкладов увеличился на 3,4% против 1% за аналогичный период 2012-го.

Как считают эксперты, ускоренные темпы роста вкладов свидетельствуют об изменении поведенческой модели россиян: если в 2011-2012 годах наблюдался всплеск потребительского спроса, то сейчас граждане больше склоняются к сбережениям. Этой склонности во многом способствует неблагоприятный информационный фон, свидетельствующий об общей нестабильности в мировой экономике.

«Ускоренный приток денег населения в банковскую систему происходит на фоне замедления кредитования. Ужесточение условий резервирования Центробанком оказывает давление на капитал банков и не дает им наращивать кредиты темпами, сопоставимыми с прошлым годом», – объясняет заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников.

Между тем кредитная поддержка рынку не помешала бы. В среднем планируемый бюджет на покупку машины за год вырос на 9% – потребители готовы оставить в автосалоне около 21 тыс. долларов. Отчасти это связано с изменением структуры спроса. Так, в СЗФО в условиях нехватки дорог и их плохого качества самыми популярными автомобилями являются внедорожники, на долю которых приходится 36,4% продаж. Следом идут машины В-класса с показателем 26,8%, и С-класса – всего 22,9%.

Главный управляющий директор розничного подразделения компании «Рольф» Татьяна Луковецкая отмечает, что по итогам первого квартала этого года наблюдается серьезное проседание продаж не только бюджетных автомобилей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero), но и С-класса в целом. «В бюджетном сегменте снижение продаж вызвано прежде всего тем, что такие машины менее популярны в зимний период из-за их конструктивных особенностей, например достаточно низкого клиренса», – добавляет она. По словам Луковецкой, падение интереса к C-классу обусловлено появлением серьезной альтернативы этим автомобилям – кроссоверов. Еще одной альтернативой бюджетным автомобилям становится, как ни странно, премиальный сегмент.

На встречных курсах

В первом квартале 2013 года премиальные бренды оказались едва ли не единственными, показавшими дружную положительную динамику на фоне стагнации российского авторынка. Так, Lexus продемонстрировал рост на 33%, BMW – на 22, Mercedes (с коммерческими) – на 21, Audi – на 15%. Одной из основных причин успехов премиального сегмента большинство специалистов называют высокую роль в российском обществе статусного потребления и его внешних признаков.

Ценности общества потребления в постсоветской России трансформировались в ненормальную погоню за атрибутами статуса. Желание некоторых людей получить больше, чем просто удовольствие от реализации потребности, приводит к тому, что модным становится обладание вещами, недоступными большинству. Такое статусное потребление особенно притягательно после уравниловки, характерной для советского общества, и проявляется как в безумных тратах нуворишей, так и в неспособности многих ограничивать свое потребление в соответствии с уровнем доходов и здравым смыслом.

Эту особенность общества активно используют автопроизводители, в результате чего на отечественном рынке наблюдается очень интересный тренд: массовые марки поднимают цены на свои автомобили, стараясь перевести их в более высокий класс, а премиальные снижают стоимость входа в свой сегмент за счет разработки моделей А-, В- и C-класса. Кроме того, импортеры премиальных марок в борьбе за долю российского рынка в условиях спада в Европе сделали ставку на увеличение объемов продаж и манипулируют ценами, иногда даже в ущерб доходности.

Руководитель отдела продаж дилера Audi «Ауди Центр Петроградский» Игорь Матейкович отмечает: «Между производителями идет борьба за долю рынка. В связи с этим они предлагают все больше автомобилей по специальным программам, при этом маржинальность дилера на данных машинах существенно снижена. Рентабельность в сравнении с первым кварталом 2012 года упала на 30%».

Другая, не менее важная причина повышения продаж в премиальном сегменте – отсутствие жесткого контроля за расходами государственных структур, что позволяет им активно приобретать неоправданно дорогие авто. Связанные с этим скандалы не обошли и Северо-Запад РФ. При предыдущем губернаторе Ленинградской области Валерии Сердюкове автомобильные скандалы вспыхивали в регионе не раз, однако никаких предложений по ограничению госслужб в закупке машин не прозвучало.

Новый губернатор Ленобласти Александр Дрозденко планирует перейти на единообразную систему приобретения транспортных средств, предусматривающую фактический запрет на закупку дорогих автомобилей. По его планам, руководители государственных учреждений, муниципальных предприятий, отделов районного и регионального значения должны ездить на Ford Focus стоимостью примерно 800 тыс. рублей. Чиновники рангом повыше, то есть председатели комитетов и главы администраций районов, смогут себе позволить Ford Mondeo за 1,2 млн рублей. Топ-менеджменту правительства области, вице-губернаторам, будет позволено пересесть на машины подороже. Дрозденко ограничил уровень представительности их лимузинов ценой 1,8 млн рублей, при этом марку автомобиля для своих заместителей не назвал. Сам Александр Дрозденко ездит на служебном Mercedes, но обещал пересесть на машину попроще. Губернатор собирается также приобрести микроавтобус Volkswagen, на котором, чтобы не устраивать кавалькады из служебных авто, раздражающие население, должны будут передвигаться сопровождающие его чиновники.

Подобные нововведения, по мнению Дрозденко, позволят решить сразу несколько задач. Во-первых, говорит он, «население должно понимать, какие авто мы приобретаем и для каких нужд». Во всех районах, независимо от того, дотационные они или нет, это правило должно соблюдаться, уточнил губернатор. Во-вторых, это будет способствовать поддержке отечественных и, что немаловажно, областных предприятий. Речь прежде всего идет о заводе Ford во Всеволожске, выпускающем Ford Focus и Ford Mondeo. В-третьих, за счет масштабных закупок глава региона намеревается получить скидки.

Эта инициатива – далеко не первая в России попытка упорядочить выбор чиновниками служебного автотранспорта, однако сегодня, в условиях борьбы с коррупцией и излишествами, шансы на ее тиражирование достаточно велики.

Какое влияние на отечественный авторынок окажут все эти тенденции, загадывать сложно. Ясно одно: чтобы сохранить статус-кво и сегодняшний российский легковой автопарк в 36 млн машин продолжал ездить, каждый год должно обновляться 10-12% из них, что соответствует ежегодному появлению как минимум 3 млн новых. Так что автобизнесу придется покрутиться.

Санкт-Петербург

Рейтинг марок по количеству проданных новых легковых автомобилей в первом квартале 2013 года в России
Рейтинг марок по количеству проданных новых легковых автомобилей в первом квартале 2013 года в Санкт Петербурге

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №17-18 (615) 29 апреля 2013
    Инновации
    Содержание:
    Научно-технический пояс

    Инновационный потенциал Петербурга может основываться на развитии бывших промзон, опоясывающих центр города. Именно эти территории власти города рассчитывают вовлечь в процесс создания кластеров

    Реклама