Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Мир

Спасение финских верфей

2013

Южнокорейский концерн STX выходит из капитала трех судостроительных предприятий Финляндии. Одно из них наполовину принадлежит российской Объединенной судостроительной корпорации

Финские СМИ со ссылкой на газету Korea Times и агентство Reuters пишут о возможной продаже южнокорейским холдингом STX принадлежащих ему верфей в Финляндии. Речь идет о верфях в городах Раума и Турку, а также о принадлежащей концерну 50-процентной доле судостроительного предприятия в Хельсинки. Совладельцем хельсинкской верфи Arctech Helsinki Shipyard Inc. является российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Предприятие специализируется на строительстве ледоколов, в частности выполняет заказ на создание двух ледоколов-снабженцев для Совкомфлота. Одним из подрядчиков финской верфи в выполнении этого заказа выступает Выборгский судостроительный завод.

Почетный профессор Университета Турку Йорма Тайна не исключает, что в приобретении финских активов STX заинтересованы и российские компании. «Обе стороны могут извлечь пользу из такого решения: Финляндия – монетизировав свои умения и знания в области арктического судостроения, Россия – удовлетворив значительный спрос на такие суда», – считает он.

При этом ОСК не комментирует предполагаемое участие в сделке по выкупу принадлежащей концерну STX доли в Arctech Helsinki Shipyard Inc. Стоит отметить, что состав собственников предприятия не влияет на возможность строить суда для России на финской верфи.

Проблемы

Последние несколько месяцев STX балансирует на грани банкротства. Пытаясь сохранить бизнес, концерн оптимизирует затраты, а также пытается получить кредитное финансирование и реструктуризировать долги. Планируемые к продаже активы принадлежат STX Europe AS – дочерней компании STX Corporation. Европейское подразделение, в свою очередь, было образовано после покупки в 2008 году южнокорейским концерном норвежского судостроительного завода Aker Yards. Продажа европейских активов – крайнее средство, на которое STX придется пойти, чтобы сохранить головное предприятие. По данным финских СМИ, в 2013 году концерну придется изыскать почти 1 млрд евро, чтобы выплатить проценты по кредитам. Примерно такую же задолженность ему предстоит погасить в следующем году.

В числе потенциальных покупателей верфей – финское государство. После появления сообщений о планах корейцев продать верфи премьер-министр Суоми Юрки Катайнен не исключил, что финские власти могут выкупить долю в судостроительных предприятиях, однако мажоритарным акционером государство не станет. Куратор госактивов министр международного развития Финляндии Хейди Хаутала, напротив, заявила, что приобретение государством контрольных пакетов – устаревший способ спасения компаний.

По мнению CEO финского машиностроительного концерна Wartsila Group Оле Йоханссона, Финляндии ни при каких обстоятельствах не следует выкупать долю в предприятиях судостроительной отрасли и пытаться «закрывать дыры», поскольку в этом секторе наблюдается избыток производственных мощностей.

В России мощности судостроительных предприятий также избыточны. Однако власти, как и финские, пока не решаются на закрытие производств. Вместо этого заказы на постройку кораблей одного и того же проекта для ВМФ России государство направляет на разные предприятия, чтобы поддержать отрасль. По такой же схеме размещаются заказы на выполнение некоторых экспортных межгосударственных контрактов в судостроении.

План спасения

STX весь прошлый год пытался увеличить свою капитализацию, однако тяжелое положение концерна еще больше усугубилось после неудачной попытки продать одну из принадлежащих ему судоходных компаний – STX Pan Ocean. Впрочем, часть активов все-таки удалось реализовать. Контрольный пакет акций одного из предприятий концерна, норвежского STX OSV, приобрела за 445 млн евро итальянская судостроительная компания Fincantieri.

Что касается финского подразделения концерна STX, то в начале 2013 года правительство Суоми уже предприняло попытку стабилизировать положение предприятия, одобрив субсидии на сумму 31 млн евро. Эти средства должны покрыть расходы верфи в Турку в период выполнения заказа на создание двух круизных лайнеров для немецкого круизного оператора TUI. (Специфика отрасли такова, что наибольшую долю платежа верфи получают после сдачи судна заказчику. Поэтому в период строительства им необходим заемный ресурс.) Заказ TUI загрузит мощности и поможет избежать массовых сокращений персонала. Кроме того, финское государство за 23,5 млн евро выкупило у судоверфи в Турку земельный участок и теперь сдает его в аренду судостроительной компании.

Ранее, в конце 2012 года, правительство отказало STX в финансировании, когда концерн получил заказ на круизный лайнер для оператора Caribbean Cruises и планировал строить его также на верфи в Турку (судостроители просили 50 млн евро). В результате было решено строить лайнер на верфях STX во Франции.

Исторически судостроение – одна из ключевых отраслей Суоми. По состоянию на 2011 год в ней было занято около 47 тыс. человек, что составляет почти 1% населения страны. В последние годы судостроение в Финляндии стало непривлекательным бизнесом. Между тем дальнейшая судьба отрасли вызывает острые дискуссии между бизнесом и чиновниками.

В начале 2012 года спикер финского парламента – бывший министр финансов Ээро Хейнялуома констатировал неэффективность южнокорейского владельца финских верфей. Парламентарий призвал создать временный механизм поддержки отрасли за государственный счет, а также стимулировать финнов вкладывать средства в местное судостроение, в частности в строительство круизных лайнеров и ледоколов, в чем финские верфи особенно преуспели.

Хельсинки – Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №20 (617)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама