Город в поисках потенциала

Петербург город для жизни
Москва, 27.05.2013
«Эксперт Северо-Запад» №21 (618)
По прогнозам рейтинговых агентств, в 2013 году экономика Петербурга сохранит стабильность. Но в долгосрочной перспективе городские власти уже готовы отвечать на новые вызовы и ищут потенциальные точки роста.

Фото: Интерпресс

Прошлый год ознаменовался для Петербурга целым рядом знаковых событий, которые вызвали в обществе как позитивную реакцию, так и тревогу: рождение пятимиллионного жителя, дело о многомиллиардных хищениях в сфере ЖКХ (скандальное «трубное дело»), открытие южного участка ЗСД, подведение под крышу нового пассажирского терминала аэропорта «Пулково», снос дома Рогова, а также многочисленные кадровые перестановки в городской администрации.  Демографический прирост, борьба с коррупцией, развитие транспортной сети, сохранение исторического наследия и борьба за нравственность – все это так или иначе характеризует курс на социально ориентированное развитие Петербурга, заданный в 2011 году и продолжившийся в 2012-м.

«Выражаясь языком биржевых сводок, Петербург завершил 2012 год в «зеленой зоне». Уменьшилась скорость движения вперед», – заявил губернатор города Георгий Полтавченко. Все основные показатели социально-экономического развития в прошлом году росли умеренно: ВРП увеличился на 4,5%, оборот организаций в среднем вырос на 9,9%, среднемесячная заработная плата увеличилась на 11%, до 33 тыс. 171 рубля.

Но снижение темпов в новых экономических условиях, по мнению губернатора, – явление закономерное. «Во-первых, более интенсивный рост предшествующих лет носил ярко выраженный восстановительный характер. Два года понадобилось Петербургу, чтобы индекс промышленного производства отыграл 20% кризисного падения. По итогам 2011-го промышленность города перекрывала докризисный уровень всего на 2,7%. На таком фоне прошлогоднее увеличение индекса на 4,3% я считаю хорошим результатом. Это намного лучше среднего по России значения – 2,6%», – отмечает Георгий Полтавченко.

Во-вторых, на замедлении сказалось возвращение прибыли нефтегазовых концернов в места ее получения – из-за этого в 2012 году город недосчитался 26,5 млрд рублей и прирост, полученный в других секторах экономики, пошел на компенсацию потерь, а не на увеличение ВРП. В-третьих, по словам главы города, докризисная модель не может меняться в одночасье: чтобы развиваться дальше с опорой на собственные силы, сформировать новые точки роста, нужен анализ внутренних ресурсов и возможностей. Как отметил сам губернатор, прошлый год стал для Петербурга временем инвентаризации доходов и расходов, имущества, законодательства, которая дала понять, что в некоторых отраслях правила игры должны кардинально измениться. Так, например, ревизия Генплана, проведенная в прошлом году, показала, что его нормы устарели, и вскрыла проблему дефицита объектов соцкультбыта при новой жилой застройке. В той же жилищной сфере стало очевидно, что Петербург не должен обрастать стеной из многоэтажек.

По словам губернатора, инвестиционные итоги 2012 года получились неоднозначными: с одной стороны, инвестиции в основной капитал уменьшились на 7,4% и составили 352 млрд рублей, с другой – общий объем иностранных инвестиций впервые в истории города преодолел планку  10 млрд долларов. «Если посмотреть, какие секторы экономики росли быстрее других, то станет очевидна их связь с рекордными капиталовложениями из-за рубежа, – говорит Георгий Полтавченко. – 82% иностранных инвестиций были направлены в обрабатывающие производства. Из них без малого 2 млрд долларов – в производство транспортных средств и оборудования. И, как вы знаете, производство легковых автомобилей в нашем городе выросло за прошлый год в полтора раза, автокомплектующих – в 1,6 раза».

Локомотивом городской экономики по-прежнему остается промышленность: в 2012 году на ее долю пришлось 29% ВРП. Рост произошел преимущественно за счет машиностроительного комплекса.

Экономика качества жизни

В 2013 году никаких резких всплесков и падений в социально-экономическом развитии города не предвидится. Социальная составляющая по-прежнему останется ключевым вектором устойчивого развития. Только к классическому пониманию социально ориентированной городской экономики, которое подразумевает повышение заработной платы  работникам бюджетной сферы, доступности здравоохранения и т.д., власти Петербурга добавляют создание комфортной городской среды.

Задачей номер один на 2013 год для Северной столицы остается сохранение памятников истории и культуры, исторической идентичности как основы совокупного капитала Петербурга. Не отказываются городские власти и от идеи реновации промзон (такой вариант развития им кажется предпочтительнее, чем освоение сельскохозяйственных полей), но интересных вариантов от инвесторов пока не поступало.

Одна из наиболее актуальных для города на сегодняшний день проблем – капремонт старого жилого фонда. В 2012-м расходы на жилищное хозяйство значительно возросли, но в этом году объем капремонта будет уменьшен. Основные надежды в сфере развития старого жилого фонда власти Петербурга возлагают на программу по сохранению исторического центра. На сегодняшний день это самая масштабная городская программа, на которую из городского бюджета до 2018 года будет выделено 69 млрд рублей.

Петербургская промышленность и новые производства постепенно будут переводиться на инновационные рельсы, в том числе за счет взаимодействия с вузами. «Научно-технические традиции и сохранившиеся научные школы остаются одним из главных внутренних ресурсов Петербурга. Но отдача от инноваций должна быть более мощной и быстрой, – отмечает Георгий Полтавченко. – Нас не устраивает, что инновационной деятельностью сегодня занимаются менее 19% городских организаций. Выпускаемая в Петербурге инновационная продукция должна иметь преференции при размещении госзаказа. Критерии и перечень такой продукции зафиксирует закон «Об инновационной деятельности в Санкт-Петербурге». Я дал поручение ускорить его разработку».

Чтобы цифры подтверждали факты

Между тем, как признают в администрации города, увязать показатели социально-экономического развития с реальным качеством проживания в городе не всегда удается. Новая система государственного планирования, которую сегодня разрабатывают в Комитете по экономике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, должна нивелировать этот разрыв. В настоящий момент город развивает уже имеющиеся, но параллельно с этим ведется анализ возможных точек роста. Среди вызовов, которые стоят перед Петербургом в долгосрочной перспективе, – неблагоприятная демографическая ситуация, увеличение нагрузки на трудоспособное население, нехватка квалифицированных кадров и старение населения, прирост миграционного потока, несбалансированность социально-экономического и территориального развития. Возможно, для того чтобы отчасти решить эти проблемы, городу придется задуматься об «омоложении» населения, ведь сегодня почти четверть жителей Северной столицы – люди пожилого возраста. И для того чтобы приезжающие в Петербург учиться студенты оставались здесь после окончания вуза, бизнес региона должен сформировать «заказ» на рабочую силу. У молодежи, в свою очередь, должна быть возможность приобрести здесь жилье, что стимулирует жилищное строительство, и т.д. Сегодня рассматриваются различные варианты таких мультипликативных эффектов.

«Определение так называемых точек роста экономики является одной из главных задач разрабатываемой в настоящее время Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года. По мнению экспертов, такими точками роста являются экономика знаний, жилищное строительство, промышленность (желательно на инновационной основе), транспорт и сфера услуг», – комментирует Анатолий Котов, председатель Комитета по экономике и стратегическому планированию.  В этих сферах, по его словам, есть над чем задуматься: в настоящее время жилая обеспеченность в Петербурге составляет всего 23,88 кв. м на человека. Для сравнения: в Испании – около 30, в Германии – порядка 40 кв. м.  Подвижной состав общественного транспорта самортизирован на 40%. Налицо явный дисбаланс между центром и периферией – в центральной части расположено 800 тыс. рабочих мест, тогда как проживает всего 600 тыс. человек, не решена проблема с парковочными местами в центре города, очередями в детсады и т.д.

Приоритеты социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года станут основой государственных программ развития отраслей и территорий. Они будут предусматривать и новые механизмы достижения целей. Как показывает практика, многие действующие сегодня госпрограммы не учитывают долгосрочные перспективы либо ресурсов для их реализации недостаточно. Наиболее яркий пример такого несбалансированного планирования – строительная отрасль: многие проекты смещаются на окраины, Петербург обрастает хаотичной жилой застройкой.

Дальнейшее развитие города будет основано на территориально-отраслевом принципе. Для приоритетных отраслей выберут конкретные территории. Соответственно, исходя из этого решат, какой еще потенциал на этой территории может быть реализован – от строительства жилья и объектов соцкультбыта до развития транспортной сети. Но главная задача, которую предстоит решить городу, – привлечь бизнес к участию в этом процессе. По мнению властей Петербурга, этот  подход к развитию городских пространств даст понимание, какие коммуникации и инфраструктура и на какой территории будут развиваться, а значит, сделает правила игры более четкими и понятными.

Валовой региональный продукт (млрд рублей в основных ценах соответствующих лет)

У партнеров

    Реклама