Новое рождение детского киноискусства

Культура
Москва, 03.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №22 (619)
В Петербурге открылся Всероссийский детский кинофестиваль, в рамках которого представлены фильмы со всей страны, снятые детьми и для детей

Отечественная индустрия детского кино, когда-то крупнейшая в мире, после 20 лет стагнации фактически перестала существовать как самостоятельная отрасль в искусстве. Нет ни разветвленной, отлаженной системы детско-юношеских киностудий, ни профессионального кластера вроде знаменитой Киностудии имени А.М. Горького. И если в секторе мультипликации мы наблюдаем положительную динамику и даже видим успешные, рентабельные проекты, то в игровом кино детская тематика крайне редка, а появление самих детей в кинокартинах – и вовсе что-то из ряда вон выходящее (не считая массовки и крошечных ролей третьего плана). Переломить ситуацию и хотя бы частично воссоздать детский кинематограф на системном уровне пытается небольшая группа петербургских энтузиастов – продюсеров, актеров, режиссеров и меценатов. В результате их усилий в этом году в Петербурге проходит Всероссийский детский кинофестиваль, который собрал фильмы, созданные детьми и для детей, со всей страны – от Камчатки до Калининграда.

В День защиты детей 1 июня открылся Всероссийский детский кинофестиваль «Киноостров». На это событие организаторы возлагают большие надежды. Их цель – не только популяризация идеи возрождения детского кино, но и стимулирование занятых в сфере киноискусства детей и педагогов из разных регионов. После торжественной церемонии юные кинематографисты поехали во Всероссийский детский лагерь «Киноостров», расположенный на берегу живописного Петровского озера, где будут проходить мастер-классы по основным кинопрофессиям: актерскому мастерству, режиссуре, драматургии, сценической речи, мастерству написания сценариев, операторскому мастерству, гриму и технике создания кинообразов, основам постановки трюков в кино. Там же состоятся премьерные показы работ, номинированных в конкурсной программе фестиваля. В гости к ребятам приехали режиссер театра и кино Дмитрий Астрахан, возглавивший жюри конкурса, артисты Иван Краско, Михаил Трухин, Егор Дружинников и Дмитрий Барков, депутат Законодательного собрания Анастасия Мельникова, испанский композитор Жоффре Орта, руководитель гримерной мастерской киностудии «Ленфильм» Ксения Малкина, председатель профсоюза каскадеров и работников трюкового жанра Александр Уваров, режиссер Владимир Алейников, генеральный директор студии «Леннаучфильм» Антон Смирнов, режиссер анимационных фильмов номинант на «Оскар» Константин Бронзит и другие.

 034_expertsz_22_2.jpg

Незадолго до открытия фестиваля режиссеры, актеры, политики, кинопрокатчики, продюсеры, меценаты и другие деятели искусств собрались, чтобы обсудить и наметить хотя бы первичные контуры национальной стратегии развития детско-юношеского кино, утраченного при смене эпох. Участники обсуждения пришли к единому мнению о необходимости объединения усилий общества для открытия профессиональных детских киношкол, создания инфраструктуры индустрии в целом и обеспечения системной господдержки.

Анастасия Мельникова, которая в последнее время воодушевленно опекает этот проект, обнадежила коллег: «Мы готовы помогать, находить средства для детского кино, но для выделения их из бюджета нужна четко проработанная долгосрочная программа. В ее разработке должны принять участие и педагоги, и психологи, и профессионалы кино. И конечно же, самое живое участие в этой работе должны принять те немногочисленные детские киностудии, которые уже имеют опыт построения учебного процесса и производства завершенного кинопродукта для детской аудитории. Фестиваль «Киноостров» – хороший старт, он привлечет внимание общества к теме детского киноискусства и станет объединяющим звеном для зарождающейся индустрии».

Директор фестиваля «Киноостров» продюсер Анна Савчук предложила создать Всероссийскую единую студию детского и юношеского кино, которая будет иметь постоянное финансирование из федерального бюджета, как это заведено в большинстве развитых стран мира и как это было в СССР. Она согласилась со своими коллегами, что с мультипликацией в России дела обстоят куда лучше, хотя в основном лишь благодаря студии «Мельница», практически в одиночку тянущей всю отрасль.

Исполнительный директор кинопрокатного концерна «Киносити» Константин Гончаров на осторожный вопрос о том, будут ли фильмы для детей брать в прокат операторы кино- и театральных сетей, поспешил успокоить и своих коллег, и присутствующих журналистов: «Уверяю вас, любой прокатчик с удовольствием будет работать с детскими фильмами. Проблема в том, что качественного игрового кино для детей и подростков в России практически нет. Так что в случае возрождения полноценного кинопроизводства со стороны реализации проблем не будет».

 034_expertsz_22_3.jpg

А известный меценат Владимир Смирнов выразил готовность оказать финансовую поддержку проекту, отметив особенность таких инвестиций: «На развитие детей всегда приятно тратить деньги. Но это делать вдвойне интереснее, если рассчитывать на то, что потом можно будет увидеть результат их творчества. Скоро мне представится такая возможность: как член попечительского совета я посмотрю все фильмы, снятые ребятами в рамках фестиваля».

Когда-то непревзойденный мастер актерской игры Вячеслав Тихонов предельно точно заметил: «Киноискусство – это главный инструмент настройки мировоззрения поколений, ведь только оно способно проникнуть в душу ребенка так глубоко, чтобы стать мотивом всей его жизни». Действительно, главная функция кино – воспитательная. Мы учимся на фильмах, берем из них определенные модели поведения, которые потом воспроизводим в той или иной степени в течение всей жизни.

Мы, взрослые, в ответе за то, чтобы наши дети не пошли по ложному пути, и должны постараться, чтобы у них был доступ к правильным паттернам в искусстве, основанным на общечеловеческих ценностях, любви к ближнему и патриотическом осознании себя частью великой страны. Политическая элита России, похоже, начинает это понимать, и сегодня можно наблюдать реальные шаги со стороны правительства в области возрождения отечественного кинематографа, работающего без оглядки на ложные идеологические ориентиры и инвестиционный капитал. Однако индустрия кино до сих пор не ориентирована на подрастающее поколение.

А движение в данной области началось с того, что в 2009 году Анна и Евгений Савчук (творческий тандем продюсера и актера) вместе с Дмитрием Барковым (будучи ребенком, сыграл роль Петрова в советском хите «Приключения Петрова и Васечкина») предприняли попытку вдохнуть новую жизнь в детский кинематограф и организовали в Петербурге киношколу для детей. Не кружок, а профессиональную учебную студию, где педагоги из творческих вузов и мастера кино преподают ребятам все 14 дисциплин киноискусства, от написания сценария до актерского мастерства.

 034_expertsz_22_4.jpg

На их призыв откликнулись именитые режиссеры, продюсеры и даже прокатчики. Впоследствии был открыт летний детский кинолагерь, где дети проводили каникулы, снимая кино и осваивая тонкости кинопроизводства. Был проведен первый кинофестиваль «Киноостров», который собрал работы детских творческих коллективов со всей страны. В основном это были коллективы из Москвы и Петербурга.

В этом году, доказав саму возможность возрождения детского киноискусства, организаторы заручились активную поддержку уже у большей части профессионального сообщества. Поездив по России, они собрали юные таланты из самых разных ее уголков и организовали уже настоящий Всероссийский детский кинофестиваль с жюри, состоящим из именитых мастеров. В процесс включились и Союз кинематографистов России, и правительство Петербурга, и даже Госдума.

Торжественная церемония закрытия кинофестиваля и награждения победителей состоится 23 июня в кинотеатре «Родина».

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама