Концессия домашнего приготовления

Тема недели
Москва, 10.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №23 (620)
Руководство страны вновь возвращается к вопросу о создании государственно-частных партнерств в жилищно-коммунальном хозяйстве

Похоже, власть полна решимости разрубить гордиев узел проблем, сплетенный вокруг жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Суть заявлений, прозвучавших на недавнем Госсовете, посвященном проблеме ЖКХ, сводилась к тому, что без привлечения частных инвестиций при имеющихся реалиях это вряд ли возможно. По сути, именно данному вопросу, как и тесно связанной с ним проблеме обеспечения конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ, Госсовет и был посвящен. Правда, особое внимание уделили не столько тому, что делать, сколько тому, как это делать наиболее эффективно.

Незабытое старое

Стоит отметить, что задачу «привлечения частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении публичной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру» как одно из основных направлений экономических преобразований в ЖКХ России федеральное правительство формулировало еще в 2004 году. Получается, этому важному, но тяжелореализуемому процессу скоро исполнится десять лет.

Тем не менее, судя по выступлению на том же Госсовете президента РФ Владимира Путина, именно в частных инвестициях руководство страны видит панацею от большинства бед в отрасли. Президент отметил, что рост тарифов более чем в 40% регионов в этом году не превысил 7%. При этом фонды сильно изношены и только на первичное их восстановление требуется более 9 трлн рублей. Использовать лишь бюджетные средства неэффективно и недостаточно, поэтому необходимо привлекать в комплекс частные инвестиции. Но они минимальны – всего 8% годового оборота предприятий коммунального комплекса. При этом ЖКХ – огромный рынок с оборотом 4,2 трлн рублей в год.

В продолжение темы губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что оборот рынка ЖКХ составляет порядка 7% ВВП России и «только население платит в год более 1 трлн 300 млрд рублей».

В целях увеличения привлекательности сферы ЖКХ для инвесторов губернатор Северной столицы предложил «обеспечить проведение открытых конкурсов на передачу коммунальной инфраструктуры частным операторам» (используя в качестве приоритетной формы отношений именно концессионные соглашения), а также «рассмотреть возможность упрощения правил предоставления гарантий субъектами Российской Федерации по возврату инвестиций путем их обеспечения собственностью на объекты централизованных систем коммунальной инфраструктуры и формирования источников для их возврата в составе тарифов на коммунальные ресурсы».

Таким образом, сущностью и главной целью ГЧП становится скорее создание более эффективной системы управления ЖКХ, чем просто финансирование инвестиционных потребностей его инфраструктуры.

Плюсы и минусы

При соглашениях в формате ГЧП возникает ряд позитивных факторов. Во-первых, появляются предпосылки для создания совместных предприятий и привлечения иностранных инвесторов, поскольку последние имеют преимущества в плане и опыта работы, и доступа к длинным дешевым деньгам западных банков и инвестиционных фондов. Во-вторых, ограничения по росту тарифов, озвученные президентом, вынуждают потенциальных концессионеров искать возможности для снижения издержек, что неизбежно заставит их применять инновационные подходы и иные, более эффективные по сравнению с имеющимися управленческие решения. Это, в свою очередь, вызовет необходимость привлечения сотрудников для работы с более сложной техникой, что потенциально решит и проблему с гастарбайтерами, так как дешевый неквалифицированный труд станет менее выгодным.

При этом эксперты отмечают, что компенсацию инвестиционных затрат, направленных на модернизацию ЖКХ, можно переложить на потребителей без значительного повышения платежей, поскольку именно при концессии возмещение происходит на протяжении достаточно длительного времени.

При этом эксперты фонда «Институт экономики города» отмечают: привлечение в монопольную отрасль частной компании, ориентированной на прибыль, заключает в себе немало рисков и угроз. Английская пословица гласит, что хуже монополии – только частная монополия. В этой связи гораздо острее встает вопрос о силе, компетентности и беспристрастности регулирующего органа, который должен, с одной стороны, позволять коммунальному предприятию оставаться финансово устойчивым, а с другой – противиться разнообразным уловкам частного бизнеса, нацеленным на изъятие монопольной ренты.

Кроме того, в случае перехода ЖКХ на концессионные соглашения формируется совершенно иной правовой комплекс отношений между населением и теми, кто его обслуживает. Это уже не просто отношения «гражданин – государство» с присущими им привычными иждивенческими ожиданиями, где государство всегда должно и обязано, а отношения двух хозяйствующих субъектов.

Еще нужно учесть, что приход больших игроков будет означать и их большие возможности в области лоббирования своих интересов во власти, и поэтому, как бы ни декларировали открытость конкурсов, остается риск злоупотреблений. Причем как в процессе заключения концессионных соглашений, так и при их исполнении. А значит, здесь самое широкое участие должно принимать общество, так как, во-первых, это касается всех и каждого, а во-вторых, происходящее по своему масштабу и значимости – едва ли не самое революционное преобразование с момента большой приватизации. И столь же масштабное по своим последствиям.

Учет и контроль

Также в своем выступлении на Госсовете Владимир Путин остановился на необходимости обеспечения прозрачности счетов на оплату коммунальных услуг, что требует создания информационной системы, позволяющей контролировать потребление и порядок начисления платы за него. В целях же усиления контроля общества за процессами в сфере ЖКХ президент предложил «привлекать инициативных, неравнодушных людей к участию в процессах реформирования ЖКХ, создавать системы общественного контроля».

Правда, учитывая присущую большинству населения апатию, пока вряд ли стоит надеяться на активное участие домовладельцев как в создании ГЧП, так и в контроле за их деятельностью. Это отмечают и чиновники Жилищного комитета Петербурга, считая, что зачастую в проблемах с управляющими компаниями виноваты  собственники жилья, так как не хотят сами разбираться в вопросах, проявлять инициативу, надеясь на «доброго дядю», который придет и все сделает за них – примет все решения, разберется в вопросе.

А ведь сегодня именно от собственников жилья зависит многое, в том числе принятие решения о текущем ремонте, которое, в свою очередь, влияет на размер дальнейших коммунальных расходов. Они же при необходимости принимают решение о замене управляющей компании, так как основной критерий оценки ее работы – мнение собственников. Они не настаивают на раскрытии информации о расчетах тарифов, а ведь это, по сути, основной показатель того, что в деятельности управляющей компании нет злоупотреблений. Ведь при их отсутствии прятать нечего. Но собственники, к сожалению, зачастую предпочитают ничего не предпринимать и только жаловаться на действия управляющей компании, имея по закону все возможности для ее замены.

Стоит отметить, что, говоря о внедрении концессий, государство вовсе не снимает с себя ответственность за финансирование ЖКХ. Так, в течение 2013-2020 годов федеральный бюджет по госпрограммам модернизации коммунальной инфраструктуры предусматривает выделение средств в размере более 24 млрд рублей. Еще 15 млрд составит финансирование программ Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В этом смысле у бизнеса, который готов стать партнером государства, есть неплохие шансы на соинвестирование модернизации взятой им в концессию инфраструктуры.

В целом благодаря ГЧП органы власти могут освободиться от забот по управлению процессом производства (а в случае концессии – и от забот по вложению инвестиций в соответствующие виды имущества) и сосредоточиться на регулировании отрасли, в том числе тарифном, и контроле за качеством предоставляемых услуг, в то время как частный оператор, для которого данная деятельность является профессиональной, будет искать пути ее оптимизации для обеспечения требуемого качества обслуживания потребителей. Это может дать ощутимую выгоду местному сообществу в виде повышения качества предоставляемых услуг, а также принести политические дивиденды местным властям.

Санкт-Петербург

Генеральный директор управляющей компании «ООО „Гарант-Сервис“» (в управлении – почти 180 домов) Марина Ярош:

– Что касается концессионных соглашений, то я считаю, что данное предложение касается не управляющих компаний как таковых, а скорее компаний, эксплуатирующих объекты инфраструктуры. Не думаю, что здесь будет позитивный результат, так как всегда остается опасность при смене власти потерять конечный смысл концессионного соглашения и не получить запланированный результат. Есть большая вероятность, что концессионер не выполнит свои обязательства по ремонту и модернизации объекта, одновременно стремясь его приватизировать.

Кроме того, существует опасность, что концессионер, пользуясь монопольным положением, может начать диктовать свои условия. Как пример могу привести ситуацию в Кировске, где местный «Водоканал» был передан в аренду, и сейчас город имеет крайне негативные последствия этого соглашения. Думаю, нужно принять много дополнительных документов, регулирующих эту сферу, для того чтобы учесть все возможные нюансы.

Принятые в международной практике сроки концессионных соглашений

  • Платные дороги – 20-30 лет
  • Электроэнергетика – 15-20 лет
  • Гидроэнергетика – 20-30 лет
  • Водоснабжение и водоотведение  – 15-30 лет
  • Удаление и переработка твердых отходов  – 10-15 лет

Источник: фонд «Институт экономики города»

Формы государственно-частного партнерства:

  • сервисный контракт (подрядный договор);
  • договор на управление;
  • договор аренды;
  •  концессионные соглашения, традиционно называемые BOT (build, operate, transfer – «строить», «эксплуатировать», «передать») и ВООТ (build, own, operate, transfer – «строить», «владеть», «эксплуатировать», «передать»);
  • полная приватизация, включая схемы BOO (build, operation, own – «строить», «эксплуатировать», «владеть»).

Источник: фонд «Институт экономики города»

У партнеров

    Реклама