Петербург метит в центр мира

Русский бизнес
Москва, 24.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №25 (622)
Петербург может стать главным центром притяжения для международных компаний в Европе, как, например, Буэнос-Айрес в Южной Америке и Дубай на Ближнем Востоке. О большом потенциале города накануне XVII Петербургского международного экономического форума написали сразу несколько авторитетных исследовательских групп

Фото: Interpress

Как заявил на недавней встрече с инвесторами губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, город ставит перед собой высокую планку по привлечению инвестиций. Сославшись на журнал Economist, включивший на днях Петербург в топ-5 самых динамично развивающихся городов мира, градоначальник заявил, что городские инвестпроекты «прежде всего должны отвечать интересам города и его жителейи дол-жны быть выгодны самим инвесторам».

Действительно, потенциал крупных городов развивающихся стран велик, их конкурентоспособность растет.

По версии Аналитического подразделения журнала Economist, исследовательской компании The Economist Intelligence Unit и транснациональной финансовой группы Citigroup, крупные города Индии, Бразилии и России, в том числе Петербург, в период с 2012-го по 2025 годы повысят свою конкурентоспособность и догонят многие города стран с развитой экономикой по целому ряду показателей. В рейтинге конкурентоспособности городов мира в 2025 году (Global City Competitiveness Ranking) Петербург занял 92-е место, поднявшись на 15 позиций.

Еще одно исследование – «Московской школы управления Сколково» – поставило целью поиск на глобусе новых центров притяжения крупного международного бизнеса. Авторы оттолкнулись от тезиса, что компаниям, желающим обеспечить свое присутствие в странах с быстроразвивающимися рынками, есть резон перенести штаб-квартиры в новые центры коммерческого влияния в развивающемся мире.

К претендентам предъявили следующие требования: наличие аэропорта, через который проходят все основные воздушные трассы региона (региона в глобальном смысле, например, Юго-Восточной Азии или Южной Африки), низкие налоги, дешевая квалифицированная рабочая сила, комфортные условия регулироывания, «интернетизация» и высокий уровень жизни в целом.

Петербург вместе с Москвой попал в первый эшелон городов, наиболее привлекательных для размещения головных или региональных штаб-квартир международных компаний. Соседями по эшелону стали Дубай, Пекин, Лагос, Сан-Паулу и др. Правда, Дубай авторы исследования поставили особняком как наиболее благоприятный по всем оцениваемым параметрам.

В отчете по итогам исследования приводится много примеров того, как через новые города-центры завоевываются интенсивно растущие рынки. Например, компаниям, интересующимся торговлей с Пакистаном, Дубай предлагает канал для перевозки товаров на сумму 4,1 млрд долларов. Размещение в Стамбуле обеспечивает стартовую площадку для реализации крупномасштабного маркетингового плана проникновения в Алжир, – поясняют авторы.

Примерно такие же линии связи предлагают Петербург и Москва, подчеркивают они. Встает вопрос, чего же не хватает для нового статуса Петербургу, оставившему позади себя в сколковском рейтинге Рио-де-Жанейро, Тель-Авив, Каир, Йоханнесбург и все крупные города Индии.

Воздушные ворота

В исследовании приводятся примеры влияния наличия международного аэропорта на развитие городов как крупных мировых бизнес-центров.

«Аэропорты Гуанчжоу и Лос-Анджелесе сделали возможной прямую поставку из Китая в Калифорнию. Международный аэропорт им. Джомо Кеньятта превратил Найроби в центр европейского цветочного рынка. Аэропорт Дубая обслуживает штаб-квартиры тысяч корпораций, которые реализуют продукцию в Индии, поставляя ее с Ближнего Востока. Близость к аэропорту – желательно, связанному с новой сетью международной торговли, – определяет размер потенциального рынка компании, себестоимость продаж и конечную прибыль».

Как известно, в 2009 году в Петербурге в Пулково началось строительство нового централизованного пассажирского терминала, а также Северной посадочной галереи, транспортной двухуровневой эстакады, намечена также реновация аэровокзального комплекса «Пулково-1».

По планам, изменения коснутся также прилегающей к аэропорту территории: предполагается возвести парковочный комплекс, четырехзвездочный отель и бизнес-центр. Пропускная способность нового объединенного пассажирского терминала после завершения реконструкции «Пулково-1» в 2014 году должна составить 17 млн пассажиров в год. В 2012 году пассажиропоток Пулкова составил 11 млн человек, в нынешнем ожидается 12 млн человек.

С появлением новых воздушных ворот Петербург сможет дать европейцам выход на российский рынок, а россиянам – на европейский, минуя Москву.

Но появление нового аэропорта – техническое решение. Оно не охватывает проблем другого порядка – визовых, которые могут быть решены лишь на федеральном уровне, а никак не на городском.

«Новый аэропорт может помочь Петербургу привлечь внимание деловых людей и туристов. Хороший аэропорт любому городу улучшает репутацию. Но не так важны иностранному предпринимателю VIP-зоны и удобные диваны, сколько другое – он запоминает мучительный процесс получения визы через приглашение, разные условия оформления и разные цены в разных консульствах, бесконечные проверки уже после прилета с участием ваших представителей, говорящих исключительно по-русски. И важно понимать, что после таких процедур второго шанса произвести впечатление у вашего города не будет», – прокомментировал старший научный сотрудник Института исследований развивающихся рынков бизнес-школы Сколково Кристофер Хартвелл.

Наличие удобного аэропорта должно дополняться инфраструктурой, позволяющей быстро добраться из центра города. Пока таких удобств Петербург, в отличие от Москвы, не предлагает. А с ростом пассажиропотока проблема может встать остро.

Первоначально городские власти планировали пустить скоростной трамвай от Московского вокзала до аэропорта Пулково, но этот проект был заморожен. Затем предлагали построить линию для аэроэкспресса от Балтийского вокзала. Но ОАО «РЖД» не захотело брать на себя все затраты на реализацию этого проекта.

В настоящее время рассматривается еще один вариант – строительство линии метро от станции «Проспект Ветеранов» до Пулкова. Часть затрат этого проекта предполагает субсидировать Министерство транспорта РФ. Реализовать хоть какой-то из предлагаемых проектов планируется к чемпионату мира по футболу, который пройдет в России, в том числе в Петербурге, в 2018 году. Отсутствие решения может привести к большим проблемам.

Эксперты школы Сколково указывают на пример аэропорта Касабланки (Марокко), в который были вложены огромные деньги: «После прохождения таможни начинается привычный хаос. Добраться из аэропорта до Касабланки или Рабата можно, воспользовавшись чрезмерно дорогим такси или переполненным, хотя и дешевым, поездом. Вместо того чтобы посылать за гостями собственных личных водителей, работающие в Марокко компании могли бы поучаствовать в инвестировании инфраструктуры аэропорта».

Умные и дешевые

Наличие большого количества университетов и, как следствие, обилие высококвалифицированных работников, с одной стороны, и возможность появления самых передовых разработок и их быстрого внедрения, с другой – еще один козырь Северной столицы в качестве центра притяжения крупного международного бизнеса.

«Города, подобные Сан-Паулу, способствуют развитию университетов, которые повышают квалификацию или привлекают многих талантливых сотрудников, работающих примерно в половине крупнейших компаний Латинской Америки (согласно журналу Latin Trade)», – указано в исследовательском отчете.

Однако это может превратиться и в проблему, считает Кристофер Харт-велл. «Если все больше выпускников посвятит себя научной работе и продолжит учиться, добиваться звания кандидата наук, рынок может пострадать. «Люди науки», безусловно, обладают преимуществами в сфере исследования и разработок, но, скажем, сфера услуг – не самая подходящая область для них. Тут может возникать дефицит кадров», – считает эксперт.

В области университетского образования Петербургу предстоит конкурировать не только с зарубежными центрами, но в первую очередь с Москвой.

В мировые рейтинги высших учебных заведений в Северной столице попадает пока лишь Санкт-Петербургский государственный университет, и то его рейтинг с годами снижается. В рейтинге QS World University Rankings 2012/2013 СПбГУ занял 253-е место, уступив две позиции по сравнению с прошлым годом. В 2005 году он занимал 164-ю строчку.

В репутационном рейтинге THE World University Rankings СПбГУ попадает лишь в четвертую сотню (МГУ в 2012 году занял 50-е место), а в Шанхайском рейтинге – в пятую.

«Существенная разница между Петербургом и Москвой в том, что в столицу едет много специалистов из регионов России, то есть у компаний шире выбор на рынке труда. В Санкт-Петербург люди тоже, конечно, переезжают, но самые амбициозные обычно пробуют свои силы в столице», – прокомментировал председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев.

Зато оплата труда в Петербурге ниже, чем в Первопрестольной, что при прочих равных привлекательно для работодателя. Средняя зарплата в Москве в 2012 году превысила 43 тыс. рублей (а по данным московской мэрии – около 50 тыс.), а в Петербурге – около 33 тыс. (данные Росстата). По сравнению с многими городами мира уровень оплаты менеджеров в обоих российских городах отстает очень значительно. Впереди идут Ирландия, Колумбия, Мексика, ЮАР и другие, не говоря уже о развитых странах.

И проще, и доступнее

По данным Всемирного банка (совместно с Международной финансовой корпорацией), Петербург в 2012 году занял среди российских городов 18-е место из 30 по удобству ведения бизнеса, а по простоте регистрации нового предприятия вышел на первое. Как поясняют в Смольном, во многом сработала возможность электронной регистрации. По сравнению с 40 документами в Москве, в городе на Неве для регистрации своего дела понадобится всего 18.

«Петербург, конечно, наиболее „западный” из российских городов и имеет большой опыт работы с иностранцами. Для бизнеса здесь больше воздуха, чем в Москве, которая больше город для правительства и политики», – полагает Кристофер Хартвелл.

Москва оказалась аутсайдером рейтинга. В лидеры выбились Ульяновск, Ставрополь и Саранск. Однако они не могут, в отличие от Северной столицы, похвастаться еще одним преимуществом – географическим положением, в первую очередь – близостью к Европе. Поэтому по совокупности преимуществ Петербург имеет большой потенциал, делают вывод авторы исследования из Сколково. «Подтянуть» не помешало бы проблему подключения к электросетям (24-е место из 30) и регистрации собственности (27-е из 30).

По мнению Кристофера Хартвелла, большой объем земли промышленного использования в Петербурге привлекателен для производителей. Эксперт отмечает и еще один плюс: «Петербург сегодня предлагает большую стабильность, чем другие центры развивающихся стран. Аргентина (Буэнос-Айрес) терпит экономический крах, в Турции (Стамбул) идут протесты».

Жить – не тужить

Эксперты уверены: один из ключевых моментов для привлечения крупного бизнеса в город – уровень жизни в нем, складывающийся из уровня доходов, бытовой инфраструктуры и даже условий подключения к Интернету. В 2011 году компании осуществили онлайн-продажи на общую сумму 500 млрд долларов. Именно поэтому доля подключенных к сети пользователей крайне важна для развития любого города как центра бизнеса.

По этому параметру российские города пока не на высоте, в нашей стране менее 50% жителей пользуются Интернетом. Россию обходят Украина, Чили, Бахрейн и Малайзия.

По уровню развития социальных услуг Петербург (по данным Европейского университета в Санкт-Петербурге) в России делит седьмое-восьмое место с Сочи (после Красноярска, Уфы, Москвы, Новосибирска, Казани и Нижнего Новгорода), по уровню экономической стабильности – второе место после Москвы, по уровню безопасности – четвертое, по состоянию окружающей среды – 15-16-е вместе с Ростовом-на-Дону.

А по данным консалтинговой компании Mercer Human Resource, Северная столица по качеству жизни занимает 164-е место. Но по России это самая высокая позиция, Москва – на 169-й строчке рейтинга. В начале 2000-х Петербург находился на 184-й.

Подобные исследования могут стать ориентиром при разработке перспективной стратегии развития Петербурга. И больше всего пользы будет, если власть обратит внимание не только на похвалы и высокие оценки, но и на те показатели, по которым Петербург пока не на высоте.

Санкт-Петербург

Экономическая активность городов, экспортирующих товары в страны БРИК (по данным на 2010 год)*
Десять лучших мест для размещения головных офисов в развивающихся странах по версии «Московской школы управления Сколково»
Лучшие места для крупномасштабной интеграции в иностранные рынки (по данным на 2010 год)

У партнеров

    Реклама