Будем жить надеждой

Инвестиционно-строительный комплекс СЗФО
Москва, 12.08.2013
«Эксперт Северо-Запад» №32-33 (630)
Алексей Шаскольский, член Королевского общества сертифицированных экспертов Великобритании (MRICS), аффилированный член Института оценки, США, заместитель руководителя Департамента оценки Института проблем предпринимательства:

– Злопыхатели сочтут это направление парафразом рузвельтовской программы выживания в «Великую депрессию» – тогда вертикаль власти тоже озадачилась дорожным строительством, то есть косвенным признанием того, что, во-первых, одна из двух главных российских проблем передается из поколения в поколение и, во-вторых, дееспособного на Северо-Западе больше ничего нет – ни науки, ни образования, ни машиностроения и далее по списку. Имеем депрессию, хоть и невеликую (ведь все при деле, квартиры покупаем, на авто чуть не очередь, а как «пошли по миру» – мир ахнул, сколько русские могут ухнуть на одну загранпоездку, в году не единственную). Те же злопыхатели объявят, что дорожно-транспортное строительство – известная черная дыра, и редкое другое направление бизнеса позволяет столько наворовать из бюджета. Это в целом вписывается в их, злопыхателей, картину экономического развития страны, процветающей по плану известно кого.

Привести дороги в некое соответствие потребностям времени (какое, милые, тысячелетие ныне?) – это позавчерашняя задача, пусть хоть в далеком будущем она решится (жаль, только жить в эту пору прекрасную...). В каком же Госплане могли предположить, что даже наше полусвободное предпринимательство на порядки увеличит количество «автолюбителей», а бизнес сподобится пересадить уважаемых россиян на такие самобеглые коляски, что не снились «малиновым пиджакам» недавнего отрочества новорусского суверенного капитализма?

Собственно, геостратегическое положение региона предписывает ему на этом зарабатывать – негоже пренебрегать естественными преимуществами, каковые могут оказаться поважнее небесполезных ископаемых. Транспортная инфраструктура (почему к ней отнесена малая авиация – и в большой возможности немалые?) сама по себе формирует и спрос, и предложение, и товары, и услуги; вот как без нее все это складывается – пожалуй, один из важнейших фрагментов «русского чуда». Конечно, обидно, что весь потенциал региона предлагается сфокусировать на извозе – как еще недавно «доцентам с кандидатами» от бескормицы таксовать-бомбить приходилось. Вот и нам передают: на иное, толковое дело в конкурентном пространстве неспособны, человеческий капитал мелковат, транзитный хаб – предел мечтаний. Так и управлять проще: Сибирь – труба-дело, мы тут – перевалочный пункт, остальное – факультатив. Опять же, отрасль предлагается благонадежная – там всяким офисным хомячкам и прочему неуправляемому контингенту место в чулане под лестницей, остальные же работники за бюджетный прикорм верой и правдой служить будут кому положено.

Однако ж, несмотря на неустанную заботу столоначальников снизу доверху, бизнес, по Марксу, «родился и постоянно рождается из мелкого производства» – сколько о нем ни радей, все мельтешит и норовит перерасти в средний, а на такой оркестр дирижеров не напасешься. Вот и будем жить надеждой – природу-то загубить можно и сподручно, но человеческую природу даже ГУЛАГом извести не удалось окончательно, сохранились еще кое-где у нас порой человеки отчаянные, умницы и умельцы, охочие свое дело созидать и ширить; глядишь, пути-дороги эти, что госвласть благословит, приведут нас хоть не к храму, так к более мобильному пространству, каковое само по себе стимулирует упомянутый народец и тех, кто не токмо на бюджетные деньгораспилы уповает... 

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №32-33 (630) 12 августа 2013
    Инвестиционно-строительный комплекс СЗФО
    Содержание:
    Девелоперы хотят ясности

    Некогда один из лидеров по инвестиционной привлекательности в стране, сейчас Петербург занимает 22-е место в рейтинге российских регионов. Город регулярно принимает разного рода документы, направленные на улучшение инвестиционного климата, и организует рабочие группы. А девелоперам по-прежнему некомфортно

    Реклама