Дороги, которые нам выбрали

Транспортная инфраструктура признана основой комплексного развития СЗФО. Однако в перечне крупных транспортных проектов региона больше задуманных, чем реализуемых

Распоряжение федерального правительства №2074-р от 18 ноября 2011 года утвердило стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года. Развитие транспортной инфраструктуры признано главным направлением, которое подтолкнет экономику региона. Всего на Северо-Западе утверждены на федеральном уровне 45 проектов, еще примерно 370 – в разработке.

Рассуждая о транспортной составляющей на Петербургском экономическом форуме, президент России Владимир Путин в числе приоритетных для всей страны назвал проект Белкомур, второе кольцо автодороги вокруг Петербурга, Невский водовод и некоторые другие.

Местечковые настроения Очевидно, что экономика региона формировалась десятилетиями, и есть исторически сложившиеся специализации. Поэтому конкретные области СЗФО ориентированы на определенные отрасли, а транспортная тема остается на заднем плане.

В частности, Ненецкий автономный округ сосредоточен на разработке нефтяных и газовых месторождений и строительстве газопроводов для перекачки ресурсов. В Новгородской области в приоритете сельское хозяйство, в Пскове – тоже, но вдобавок областная администрация развивает индустриальные парки, готовя места для промышленных производств. Вологодская область четко ориентирована на промышленность и сельское хозяйство. В Коми проекты, кроме Белкомура, касаются разработки и добычи полезных ископаемых. Калининград больше нацелен на развитие промышленного производства, в частности автомобилестроения, хотя уделяет внимание энергетике и сельскому хозяйству. В Мурманске есть глобальные проекты создания транспортного узла, но до реализации дело пока доходит в отдельных случаях – по частям. Мурманск – это энергетика и транспорт. Архангельск занят модернизацией традиционных действующих производств (бумага, лес), но также стремится добывать больше алмазов. Транспортные проекты присутствуют – с участием РЖД, однако завершатся они нескоро. В Карелии в центре внимания – модернизация, особенно в сфере энергетики и производства. В Ленобласти все сосредоточено вокруг Усть-Луги. Она не только становится важным транспортным узлом – параллельно здесь развиваются самые разнообразные проекты, включая рыбообработку.

С надеждой на экспертов

Масштабные региональные проекты меньше завязаны на инвестиционную привлекательность территорий – скорее на полезные ископаемые и суровую жизненную необходимость обеспечить население прожиточным минимумом благ.

В каких-то регионах руководители пытаются привлечь инвесторов и выбить средства из федерального бюджета, в других пробуют обойтись своими силами. Но транспортные проекты пока мало где считаются приоритетными.

В помощь стратегическим планам СЗФО создан Экспертный совет АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию СЗФО». «Практика последних пяти лет показала, что система государственной поддержки инвестирования инициатив имеет изъяны. Они кроются в том, что органы власти принимают решения о финансовой, политической поддержке проектов, не имея времени и возможности получить всестороннюю оценку инициативы. Это часто влечет за собой экономическую и политическую ответственность за принятие решений перед регионами», – отметил председатель экспертного совета, помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО Сергей Зимин.

Экспертный совет должен оценивать поступившие на экспертизу проекты и рекомендовать (или не рекомендовать) их к реализации. Инвестиционный проект следует всесторонне просчитать, и только после этого он может претендовать на поддержку бюджетную, имущественную, политическую. «Административный ресурс мы хотим перевести в экспертное русло», – заявил Зимин.

На ближайшем общем собрании учредителей АНО первым пунктом повестки дня значится обсуждение «основных направлений реализации в пределах Северо-Западного федерального округа Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года». Солидный состав стратегических партнеров позволяет надеяться на лучшее, но уже хочется понять, когда регион перейдет от обсуждений к действиям.

Справка

Для Петербурга приоритетными в сфере транспорта считаются Западный скоростной диаметр, реконструкция аэропорта Пулково, а также трасса Москва – Петербург. Крупный проект на территории Ленинградской области – порт Усть-Луга, в Девяткино началась организация мультимодального комплекса. Для Архангельской, Мурманской и Калининградской областей важными в сфере транспорта остаются морские перевозки – там на разных стадиях реализации находятся несколько проектов: контейнерный порт и терминал в Калининграде, Мурманский транспортный узел, глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта и морского порта Онега. Что касается других видов транспорта, ведется реконструкция аэропорта в Архангельске, строительство терминально-логистического центра РЖД там же и модернизация железнодорожной инфраструктуры в Карелии. 

Калининград
Петербург
Распределение по регионам СЗФО крупнейших инвестиционных строительных проектов

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №32-33 (630) 12 августа 2013
    Инвестиционно-строительный комплекс СЗФО
    Содержание:
    Девелоперы хотят ясности

    Некогда один из лидеров по инвестиционной привлекательности в стране, сейчас Петербург занимает 22-е место в рейтинге российских регионов. Город регулярно принимает разного рода документы, направленные на улучшение инвестиционного климата, и организует рабочие группы. А девелоперам по-прежнему некомфортно

    Реклама