В поисках радости

Инвестиционно-строительный комплекс СЗФО
Москва, 12.08.2013
«Эксперт Северо-Запад» №32-33 (630)
Вследствие обострившейся конкуренции петербургским генподрядчикам приходится искать новые ниши для развития, в том числе в других регионах

Фото: архив «Эксперт С-З»

В нашей стране сам термин «генподряд» остается размытым. Генподрядными называют себя и компании, имеющие собственную материальную базу и выполняющие полный объем или часть строительных работ, и фирмы, которые лишь организуют строительный процесс.

По мнению экспертов, в Петербурге сегодня около сотни компаний, осуществляющих генподряд. При этом крупных, с годовыми объемами от 3 млрд рублей, не более десятка.

Мы предлагаем условную градацию генподрядных компаний. К первой группе можно отнести генподрядчиков, действующих в составе крупных девелоперских холдингов. Некоторые из них специализируются в основном на возведении жилья (такие подразделения или дочерние структуры, в частности, имеют «Группа ЛСР», «Эталон» и прочие), другие – коммерческих проектов («Компакт», ТОР и др.). Эти компании строят своими силами, вкладывая часть прибыли в новую технику и производственные мощности.

В отдельную категорию можно вынести предприятия, активно работающие по госзаказу («Метрострой», «Интарсия» и др.). Для них характерна узкая специализация – строительство дорог, мостов, уникальных сооружений и т.п.

Наконец, третья группа – специализированные генподрядные компании, ориентированные исключительно на управление строительством (STEP, Bovis Lend Lease и др.). Такие фирмы чаще всего не имеют собственной техники, производственных площадок и субподрядных подразделений.

Несколько лет назад, до кризиса, эксперты отрасли утверждали, что рынок пойдет в сторону увеличения количества управляющих и узкоспециализированных генподрядных организаций. Однако этого не произошло. Все типы генподрядных компаний по-прежнему одинаково востребованы.

Своя рубашка ближе

Своевременная загрузка мощностей – ключевой момент в этом бизнесе. Если компании не удается вовремя получать заказы, ей крайне сложно оставаться на плаву. Поэтому, по словам экспертов, генподрядные предприятия в структуре крупных строительных холдингов – дань рынку, соответствие конъюнктуре.

В ЗАО «Строительный трест» собственные генподрядные структуры обеспечивают своевременное и качественное выполнение всех текущих задач, позволяют сэкономить время и деньги.

«В состав нашего холдинга входят несколько производственных компаний, обеспечивающие наши стройки бетоном, щебнем, металлоконструкциями, металлопластиковыми окнами и другими материалами, и два независимых генподрядчика. Это гарантирует здоровую конкуренцию между ними. А наличие большого количества персонала и строительной техники позволяет нам вести нескольких масштабных строек одновременно», – поясняют в компании. Головная организация четко контролирует качество выполнения работ, стоимость закупаемых материалов, соблюдение сроков.

Однако некоторые эксперты уверены, что собственная техническая база – палка о двух концах. «Наличие собственных проектных и строительных мощностей всегда расценивается как конкурентное преимущество, но не становится решающим фактором при выборе генподрядчика и тем более инжиниринговой компании», – отмечает генеральный директор ООО «БИК Энерго» Александр Тимоненко.

«На рынке есть примеры успешных вертикально интегрированных строительных компаний, но я уверен, что даже бизнес акционеров таких лидеров рынка, как ЛСР, был бы еще более успешным, если бы они разделили составляющие производства стройматериалов, девелопмента и строительства», – добавляет президент компании STEP Дмитрий Кунис. Его компания считает рациональным привлекать к строительству сторонние специализированные организации, в основном прилагая усилия к управлению, сервису, а также выбору оптимальных технических решений.

«Чистый» управленец должен все – кадры, стройматериалы, технику – приобретать на стороне, а это значит, что он целиком зависит от исполнительности и ответственности своих подрядчиков. Это увеличивает его риски», – предостерегает генеральный директор ПСК «Пулково» Валерий Климов.

Научились считать

Присутствие крупных строительных холдингов, имеющих в структуре генподрядные компании, влияет на рынок в целом.

«Из-за высокой конкуренции многие работают с минимальной прибылью, что сказывается на качестве услуг. Нередки случаи, когда работы по одному проекту финансируются за счет другого. Естественно, это не способствует ни качеству, ни развитию предприятий», – отмечает председатель совета директоров УК Satellit Develoment Владимир Скигин.

Наиболее сложный период для генподрядных компаний, по словам экспертов, пришелся на 2008-2010 годы. Тогда число заказов сократилось как минимум вдвое. Ради сохранения своих позиций генподрядчики соглашались на минимальную доходность или даже на работу в ноль. Разница цен у участников тендеров достигала 40 и более процентов. «В результате цены на генподрядные услуги в кризис упали примерно на 25%», – вспоминает генеральный директор ЗАО «Лемминкяйнен Рус» Юха Вятто.

Ситуацию усугубила экспансия крупных иностранных генподрядчиков из Скандинавии и Турции. С рынка фактически исчезли мелкие компании. Однако ряд экспертов позитивно оценивают эти явления. «Главный урок, который генподрядчики извлекли из кризиса, – умение считать деньги. Они стали заранее и более точно просчитывать стоимость реализации того или иного проекта. Сегодня любое управленческое решение должно быть тщательно обосновано в экономическом отношении, чем раньше некоторые компании пренебрегали», – убеждены в ООО «Интарсия».

К настоящему времени, по словам экспертов, ситуация более-менее выровнялась. Прибыль генподрядчика, по разным данным, составляет 10-20% конечной стоимости площадей строительства. «Рентабельность бизнеса – около 8% в промышленном и коммерческом строительстве», – подсчитал генеральный директор УК «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев. В жилищном строительстве она может достигать 20%, утверждают эксперты.

В тендерах сегодня участвуют пять-шесть крупных местных и зарубежных компаний, специализирующихся в той или иной отрасли. При этом заказчики учитывают не только показатели стоимости, но и надежность генподрядчика, его опыт и наличие рекомендаций от застройщиков.

Но небольшие компании вряд ли вернутся на рынок. «Нынешняя система саморегулирования погубит малый бизнес. Только чтобы получить допуск от СРО, необходимо внести минимум 300 тыс. рублей в компенсационный фонд. А еще членские, вступительные взносы, страховка, не говоря уже о необходимом оборудовании.

К примеру, с нашим объемом работ взнос в фонд составляет 2,5 млн рублей. Это ощутимые деньги, они не валяются на дороге. Но мы платим с оборота, а что делать стартап-компаниям? Они могли бы снизить себестоимость посредством инноваций и более эффективных методов организации труда, но просто не смогут раскрутиться», – уверен Кунис. По его словам, в результате конечный потребитель получает более дорогой продукт – из-за неэффективной налоговой системы, работы подрядчиков, транспортной составляющей.

В чужой огород

Одна из последних петербургских тенденций – выход на рынок промышленного и коммерческого генподряда компаний, до сих пор специализировавшихся на возведении жилья. В частности, только за последний год холдинг «Эталон» получил подряды на возведение конгрессно-выставочного комплекса ExpoForum на Пулковском шоссе и второй очереди завода Nissan в Каменке.

«У крупных строительных холдингов есть преимущества перед специализированными генподрядными компаниями.

В состав нашего холдинга входит более 60 организаций, способных выполнять большинство видов работ на промышленных и коммерческих объектах. Это позволяет сокращать сроки, экономить время на поиск подрядчиков, ощутимо снижать стоимость строительства. Кроме того, крупный холдинг обладает собственными финансовыми ресурсами, которые позволяют браться за наиболее интересные и прибыльные проекты», – поясняет заместитель генерального директора ЗАО «УК „Эталон”» Дмитрий Кашинский.

Промышленным генподрядом занимаются «дочки» «Группы ЛСР» и Setl Group. Причем в последней говорят, что готовы участвовать в конкурсах на генподряд не только в Петербурге, но и в Москве, и в других регионах России.

«Не совсем понимаю, зачем застройщикам, успешно работающим в жилищном сегменте, располагающим обширным земельным банком, административным ресурсом, отлаженной системой продаж, идти в новый для себя бизнес. Возможно, для компаний уровня «Эталона» это логичное развитие, но на другом проекте мы столкнулись с не столь крупной строительной компанией, которая пыталась занизить цену услуги. Сомневаюсь, что даже серьезный застройщик сможет заработать на генподряде, реализуя всего пару масштабных проектов. Нужны иные квалификации, нежели в сфере товарных продаж», – комментирует Кунис. Кроме того, по его словам, в роли генподрядчиков пытаются попробовать себя и субподрядные организации, например те, кто занимался бетоном или комплексными инженерными сетями. «Видимо, им не хватает работы или рентабельность упала, и они полагают, что на нашем рынке дела обстоят лучше», – иронизирует он.

В целом эксперты уверены, что петербургский рынок генподряда сжимается и конкуренция за получение новых заказов будет все жестче.

Новые горизонты

Одним из путей дальнейшего развития бизнеса становится выход на региональные рынки. А компаниям, не имеющим мощной материальной базы в Петербурге, это делать проще – не нужно перевозить технику. Заказы на строительство промышленных предприятий поступают в основном из Подмосковья, Вологодской и Ленинградской областей. Горнодобывающие предприятия традиционно строятся на востоке страны, а агропромышленные – на юге, перечисляют эксперты.

Кроме того, в некоторых регионах развитию благоприятствует конкурентная среда. «В малых городах нет компаний, которым можно доверить десятки миллионов долларов. Например, в Петрозаводске, Мурманске, Ярославле, Орле, Курске... Это областные центры с населением 400-500 тысяч человек. В том же Новгороде нет местных подрядчиков, способных на должном уровне, в срок и с гарантиями выполнить необходимый объем работ», – говорит Кунис.

Что касается трудностей работы в регионах, специалисты отмечают: рынки там могут быть не столь цивилизованными, как хотелось бы. Решения принимаются не так быстро, как в столицах, и отношение к срокам строительства иногда также не особо щепетильное. Часто приходится договариваться с петербургскими подрядчиками, чтобы они поехали вслед за генподрядчиком, так как качественных субподрядчиков на локальном рынке найти не удается.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №32-33 (630) 12 августа 2013
    Инвестиционно-строительный комплекс СЗФО
    Содержание:
    Девелоперы хотят ясности

    Некогда один из лидеров по инвестиционной привлекательности в стране, сейчас Петербург занимает 22-е место в рейтинге российских регионов. Город регулярно принимает разного рода документы, направленные на улучшение инвестиционного климата, и организует рабочие группы. А девелоперам по-прежнему некомфортно

    Реклама