Погружение во взаимоуважение

Общество
Москва, 14.10.2013
«Эксперт Северо-Запад» №41 (638)
Закладывая основы толерантного поведения в школьном возрасте, можно решить проблему взаимоуважения между этносами на поколения вперед. К процессу формирования межэтнической солидарности с каждым годом все активнее подключаются петербургские музеи

Фото: архив «Эксперт С-З»

Музейные образовательные проекты в рамках городской программы «Толерантность» работают в Петербурге с 2011 года. Их аудитория постоянно расширяется, и не только за счет  привлечения разных возрастных групп учащихся, но и за счет создания новых курсов, площадок, использования современных технологий и форм обучения. Просветительские и гуманистические идеи программы могут легче всего усваиваться одновременно с формированием личности ребенка, интегрированной в учебный коллектив. В начальной школе закладываются основы взаимодействия в обществе, ведь школьный класс – это своеобразная его модель. В последующем эти основы уже закрепляются. Музейные занятия, а также внеклассная работа по итогам посещения музеев, которую проводят учителя, позволяют расширить диапазон коллективных дел, объединяющих детей в учебно-познавательной деятельности, наполнить полезными впечатлениями их школьную жизнь.

В прошлом году музейными абонементами воспользовались более 20 тыс. школьников. С 2011-го проект был направлен преимущественно на детей третьих и седьмых классов, но постепенно эти две возрастные категории были расширены – появились музейные программы для первоклассников и учащихся старших классов. Образовательные проекты сегодня реализуют Российский этнографический музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей истории религии и музей современного искусства «Эрарта».

От общего к частному

Каждая из реализуемых программ, направленных на воспитание у подрастающего поколения толерантного поведения, имеет свою специфику. Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга поэтапно запускает тематические циклы, в соответствии с которыми сотрудники музеев составляют образовательные программы.

Первый цикл называется «Познаем народы России и мира – познаем себя». Он знакомит школьников с обычаями и традициями разных этносов, расширяет представление о понятии «россиянин». Занятия проходят на базе Российского этнографического музея, музея современного искусства «Эрарта» и Государственного музея истории религии.

Российский этнографический музей с 2011 года предлагает восьмиклассникам погрузиться в мир этнических традиций. Абонемент состоит из пяти занятий. «В отличие от других программ, в этом курсе основное внимание уделяется единению народов России, – подчеркивает заведующая научно-методическим отделом музея Ольга Ботякова. – Этнографы ищут различия, а мы руководствуемся объединяющей идеей».

Каждый урок в рамках программы длится полтора часа. Первые 45 минут школьников знакомят с экспозицией, а экскурсоводы рассказывают им об этнических традициях и обычаях определенной группы народов. Вторая часть – практическая. Сотрудники музея организуют мини-мастерские школы ремесел, например по древней письменности на Кавказе. Каждое практическое занятие заканчивается проигрыванием обрядов календарного праздника определенного времени года. Если, например, в начале занятия школьникам рассказывали об этнокультурных традициях славян Восточной Европы, то в конце обычно устраивают реконструкцию празднования именин хлеба или Масленицы.

В этом году Государственный музей истории религии в рамках цикла  «Познаем народы России и мира – познаем себя» впервые разработал абонементную программу «…Вместе – целая страна!» для самых юных школьников – учеников первого-третьего классов.  

На первом занятии сотрудники музея рассказывают детям о том, что же такое дом, семья, традиции, предки, Родина. С помощью наглядных примеров – модели условного жилища, доски для добывания огня, макета семейного очага – экскурсоводы знакомят ребят с культурными и бытовыми традициями народов России. На остальных уроках школьники изучают российскую культуру. В качестве иллюстраций подобраны известные произведения искусства, например полотно Ивана Эггинка «Великий князь Владимир избирает религию», копия статуи «Апостол Петр на троне» из собора святого Петра в Риме, бурятский Будда Шакьямуни, шамаил (татарский каллиграфический орнамент) «Рождение Мухаммеда» и другие.

К 2014 году сотрудники Государственного музея истории религии хотят подготовить образовательную программу и для старших классов.

По словам руководителя экскурсионного отдела «Эрарты» Анны Пушиной, в этом учебном году 80 классов из всех районов города заключили с музеем договоры на посещение занятий по авторской программе «Современное искусство: единство разных взглядов». Обучение в рамках программы проходит в несколько этапов.

Абонемент  состоит  из трех интерактивных тематических занятий с творческими заданиями.  Каждый урок включает в себя ряд карточек с заданиями, которые школьники сначала выполняют самостоятельно в подгруппах, а затем обсуждают вместе под руководством экскурсовода. Так, например, проходят занятия, посвященные теме города, – «Петербург глазами современного искусства». На нем ребята не только больше узнают непосредственно о культуре Северной столицы, но и пробуют изобразить город в разных техниках, используемых современными художниками. Также в «Эрарте» проходят занятия, которые фокусируют внимание школьников  на образе России. Творческое задание для экскурсантов – придумать проект для видеоролика, представляющий образ будущего  страны, в которой они будут жить и работать.

Кроме того, в «Эрарте» с помощью картин из коллекции музея детей учат размышлять о том, что нас объединяет и делает людьми вне зависимости от культурных и этнических различий.

Знакомство с городом

Второй цикл музейных образовательных программ – «Мой Петербург» – направлен на повышение уровня знаний петербургских школьников об истории и культуре города.

Музейные абонементы для учеников второго-пятого и шестого-восьмого классов действуют на базе Государственного музея истории Санкт-Петербурга и его филиалов – Музея-квартиры Александра Блока, Музея печати, Музея петербургского авангарда (дом М.В. Матюшина), особняка Румянцева.

Например, курс, реализуемый Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, состоит из трех занятий. Первое из них – «Клад веков» – посвящено истории невских земель до момента основания Петербурга.  На уроке школьникам рассказывают о геологических открытиях и древних племенах. «Дети должны понимать, что каждая человеческая культура глубока и интересна, – говорит методист Центра музейной педагогики Анна Глотова. – Важно осознавать связь событий и знать свою историю».

Второе занятие – «Петербург – наш общий дом» – проходит в Инженерном доме на экспозиции «Улица Времени». Экскурсия начинается с разговора о строительстве города. Благодаря выставке школьники узнают, чем занимались и как жили в Петербурге люди разных национальностей. Здесь можно увидеть кабинет чиновника, стоматолога, дом архитектора, рукодельную мастерскую и даже комнату в коммунальной квартире. На третьем занятии ребятам рассказывают об истории строительства Петропавловской крепости, а затем раздают маршрутные листы, на которых указаны станции – на каждой из них команды должны ответить на вопросы по истории города.

Программ станет больше

С 2014 года Комитет по внешним связям Петербурга планирует ввести третий цикл музейных образовательных программ – «Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой!», посвященный гражданско-патриотическому воспитанию школьников с первого по одиннадцатый класс и направленный в том числе на формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности.

Для петербургских школьников как жителей культурной столицы особенно важно знать собственную историю, разбираться в произведениях мирового искусства, уважать  культуру других народов, населяющих нашу планету. Музейные образовательные программы способны стать для молодых людей ключом к пониманию российской действительности. 

 «Ни школа, ни семья, ни общество не способны социализировать школьников в плане культурной и национальной самоидентификации, – считает доктор исторических наук, преподаватель факультета журналистики СПбГУ Марина Воскресенская. – Музеи – своего рода проводники русских традиций. У них есть солидная база экспонатов, но самое главное – это люди. Сотрудники музея способны воплотить в жизнь элементы культурной социализации. Однако надо помнить о том, что традицию, которая умерла, возрождать бесполезно. Самое важное – это понять наши духовные устои, то, чем мы живем. Работа в области просвещения относительно российской истории и культуры – это знак самоуважения, ведь пока мы не уважаем себя, к нам так же относятся и другие народы».

Санкт-Петербург

Статья опубликована в рамках государственного контракта по программе «Толерантность»

Привычка размышлять о важном

Руководитель экскурсионного отдела музея и галереи современного искусства «Эрарта» Анна Пушина:

Анна Пушина 035_expertsz_41_1.jpg
Анна Пушина

– Образовательные программы в музеях, несомненно, полезны, но могут быть рассмотрены только как дополнение к основному процессу формирования культуры толерантности в обществе в целом.

Уроки толерантности в музее – форма, которая должна развивать у детей привычку размышлять о важных вопросах, касающихся человека и общества, не только в рамках обязательного образовательного минимума. Современное искусство само по себе очень толерантно, так как предполагает свободный способ выражения мыслей и чувств свободным художником.   

Воспитывать с детского садаэ

Доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ Татьяна  Чумакова:

Татьяна Чумакова 035_expertsz_41_2.jpg
Татьяна Чумакова

– Воспитывать детей в духе толерантности надо с младшего школьного возраста, даже с детского сада. Например, во всем мире используются музейные программы. Они могут быть составлены в виде уроков, игр, викторин, конкурсов, экскурсий. Как религиовед я знаю, что в этом плане активно работает детский отдел Государственного музея истории религии. Конечно, и преподаватели нашей кафедры стараются объяснить студентам, что специалист данного профиля должен в первую очередь уважительно относиться к представителям других религий.    

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №41 (638) 14 октября 2013
    Трудовая миграция
    Содержание:
    Мигранты по востребованию

    Объявив курс на повышение эффективности и производительности труда, до сегодняшнего дня власти на собственном примере демонстрировали обратное, привлекая на масштабные госстройки и инвестпроекты низкоквалифицированную рабочую силу

    Реклама