Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

MNP: перенося непереносимое

2013
Фото: архив «Эксперта С-З»

До запуска услуги по смене сотового оператора с сохранением номера остается совсем немного времени, однако до сих пор игроки рынка не уверены ни в технической готовности сетей и инфраструктуры, ни в реальной заинтересованности абонентов

МNP (Mobile Number Portability), или, проще говоря, возможность перехода в сеть другого сотового оператора с сохранением номера, – один из самых обсуждаемых в последнее время сервисов наряду с защитой от SMS-спама и мобильным широкополосным доступом в интернет (ШПД). Согласно указу президента РФ, MNP должна быть запущена в России 1 декабря 2013 года, однако уже нашлись пути для отступления. Так, в середине октября Минкомсвязи предложило установить переходный период для принимающих операторов – 135 дней со дня подачи заявления о переносе абонентского номера, но не позднее 15 апреля 2014 года. То есть фактически можно обратиться с заявлением о подключении с сохранением номера уже 1 декабря текущего года, а оператор будет решать, когда начать предоставлять услуги, в соответствии с техническими возможностями и законодательным ограничением времени ожидания. Это касается физлиц, а для перехода корпоративных клиентов, в особенности госструктур, предусмотрены несколько иные, более жесткие для операторов и выгодные для абонентов, правила.

Подкручивая гайки

Все смещения сроков обусловлены только неуверенностью самих игроков рынка в готовности к запуску MNP. Примечательно, что не исчезает она даже после тестовых «прогонов» сервиса. Как рассказали представители операторов, 3 октября 2013 года прошли тестовые работы по переносу номера между ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МТС» – номер МТС, зарегистрированный в Санкт-Петербурге,  был передан в сеть  «Билайн».

«Тестовые звонки на перенесенный номер прошли успешно как с сети “Билайн”, так и с МТС. Удачно завершилось и тестирование передачи SMS и других данных, – рассказывает старший менеджер по внешним коммуникациям Северо-Западного региона ОАО “ВымпелКом” Мария Балутина. – Успешно проведя данное тестирование, участники продемонстрировали свою техническую готовность к реализации функционала по переносу номера между двумя операторами и установлению соединения с ним. Таким образом, мы не видим причин делать выводы о различной степени технической готовности операторов на основе проведенных тестов. Всем операторам помимо организации тестовых зон в одном регионе предстоит тиражировать подготовленное техническое решение на всю сеть».

Одновременно «ВымпелКом» и МТС провели тестирование процесса переноса номера совместно с ЦНИИС, который недавно был назначен оператором реестра перенесенных номеров. ЦНИИС реализовал базовый бизнес-процесс – от фиксирования информации о приеме заявления до переноса номера в другую сеть.

Участие ЦНИИС позволило протестировать не только сетевую, но и ИТ-составляющую процесса переноса номера благодаря наличию у необходимой ИТ-инфраструктуры, объясняет Мария Балутина. Таким образом, тесты, проведенные МТС и «ВымпелКомом», осуществлены в большем объеме и имели гораздо большую техническую сложность, чем тот, что продемонстрирован в ранее проведенных другими операторами испытаниях. Вместе с тем, отмечает Мария Балутина, реализация тестов пока не позволяет сделать вывод о полной готовности сети связи общего пользования к внедрению на российском рынке услуги по переносу номера. «Для полноценного результата необходимо тестирование всех бизнес-процессов между всеми участниками предоставления услуги, в том числе оператором БДПН, который пока не определен, и описание всех процедур взаимодействия, – пояснила она. – Исходя из этих факторов, а также из нашей заинтересованности в предоставлении абонентам качественной услуги, 1 декабря 2013 года не представляется практически возможным сроком начала предоставления услуги по переносу номера».

Руководитель направления корпоративных и бизнес-коммуникаций Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Людмила Чехова также высказывает сомнения в готовности к запуску: «Это достаточно сложная и дорогостоящая операция. Решение о запуске MNP приводит к модернизации сети. Необходимо переоборудование сетей и систем, на всех системах требуется прописать новое программное обеспечение, и т.д. Для хорошей работы сервиса необходимо все заранее протестировать. 25 сентября мы провели первый тестовый перенос номера – он прошел удачно, но впереди еще много тестов».

Кроме того, операторы обращают внимание на вполне ожидаемые сезонные трудности: в новогодне-рождественский период, и так отличающийся повышенной нагрузкой на сотовые сети, запуск такого сложного сервиса, как MNP, может негативно сказаться на качестве услуг, предоставляемых абонентам.  

А был ли мальчик?..

Разумеется, абонента, который хочет сохранить свой номер, но по каким-то причинам сменить оператора, технические вопросы волнуют меньше всего: для него важно другое – чаще всего это называют избавлением от «мобильного рабства». Но существует ли оно в действительности?

Корпоративные клиенты операторов, конечно, могут сильно зависеть от номера, если, к примеру, в его продвижение вложены серьезные деньги, он задействован в рекламных материалах, и т.д. Однако тут стоит вспомнить, что в большинстве случаев – особенно если компания крупная – реклама строится на фиксированных телефонных номерах, коротких номерах или номерах из категории 8-800, а это уже совершенно другая история. Так что потери при смене номера вряд ли будут такими уж катастрофическими.

Другое дело – пул номеров, которые принято называть рабочими телефонами сотрудников. Вот тут могут быть сложности: как минимум придется сообщить о замене партнерам, поставщикам, клиентам – если не всем, то ключевым. Конечно, информировать о смене номеров – не самое приятное и простое занятие, но относить такую задачу к разряду невыполнимых тоже не стоит. Инструменты для этого давно уже есть: и переадресация, и SMS-рассылки – вариантов много, было бы желание их использовать.

Что касается частных абонентов, то и здесь ситуация вовсе не катастрофична. Даже если телефон служебный, смена номера мало кого пугает: при переходе на другую работу (а это в наше время совсем не редкость) менять номер все равно приходится.

А собственный номер многие меняли даже не раз – мало найдется людей, ни разу не получавших SMS с текстом: «Друзья, это мой новый номер». Такое сообщение давно никого не удивляет.

Особняком стоят любители «красивых» номеров, на покупку которых иногда потрачены весьма существенные суммы, – им терять свой номер не хочется. Однако и здесь есть нюансы: человек, готовый платить за приятные для него цифры, вряд ли будет менять оператора из-за того, что тариф у другого на 5 копеек выгоднее.

Сами операторы вовсе не ждут массовой миграции абонентов и существенного передела долей рынка в сегментах B2C и B2B. Причем они поразительно единодушны в своих оценках заинтересованности абонентов в MNP.

«Мы провели собственное исследование, в ходе которого опросили более 12 тыс. респондентов по всей России, – рассказывает Людмила Чехова. – Согласно полученным данным, сегодня около 20% российских абонентов хотели бы перейти к другому оператору со своим номером. Однако следует понимать, что реальное количество перешедших абонентов будет ниже, чем потенциально заинтересованных в этой услуге. Хотя конкурентная ситуация в каждом регионе отличается, в целом по стране количество абонентов, готовых перейти в “МегаФон”, больше, чем тех, кто интересуется услугами других операторов. Также мы проанализировали опыт внедрения MNP за рубежом. В странах с похожими условиями переноса номеров данной возможностью воспользовались не более 10% абонентов. Конечно, сервис и качество услуг, которые предоставляют салоны сотовой связи, играют немалую роль в этом процессе, а они у каждого оператора свои. “МегаФон” сегодня делает основной упор на услуги и сервисы, ориентированные на пользователей, не забывая при этом о качестве обслуживания».

По словам Марии Балутиной, у группы «ВымпелКом» MNP внедрено в трех странах – Пакистане, Грузии и Италии, на подходе еще несколько государств. «В целом, согласно опыту стран присутствия компании, услугами MNP может воспользоваться 2-3% абонентской базы, хотя некоторые аналитики дают и большие цифры. На наш взгляд, процент миграции в сегменте корпоративных клиентов с вводом MNP в России будет незначительным», – поясняет Мария Балутина. По ее словам, сейчас уже более 250 тыс компаний выбрали в качестве поставщика телекоммуникационных решений «Билайн». Бизнес и количество новых клиентов растут из года в год, несмотря на невозможность сохранить номер. «Мы понимаем, что в случае с корпоративными заказчиками цена не будет определяющим фактором для перехода. Важными критериями выбора поставщика услуг остаются качественная поддержка, индивидуальный подход к реализации поставленных клиентом задач и большой набор решений и услуг в продуктовом портфеле», – говорит Балутина.

Специалист по связям с общественностью филиала МТС «Северо-Запад» Юлия Кочержук также уверена в лояльности абонентской базы: «Сейчас у МТС самый низкий отток среди операторов “большой тройки” – по итогам второго квартала 2013 года он составил 9,4%, что свидетельствует о высокой лояльности абонентов.  На этот показатель влияют такие факторы, как качество связи, доступность услуг, меры оператора по борьбе с мобильным мошенничеством. У нас есть все основания рассчитывать, что MNP позволит нам привлечь в свою сеть новых пользователей и упрочить позиции на рынке».

Об этом же говорят и представители Tele2: «Мы прогнозируем, что внедрение MNP в России, скорее всего, будет проходить по спокойному сценарию и услугой воспользуются лишь несколько процентов абонентов».

 Жизнь после старта

К сожалению, светлого будущего, по крайней мере в ближайшей перспективе, у MNP в России не ожидается: слишком многие «но» пока не устранены.

«Реализация MNP в России в ее текущем варианте будет отличаться от мировых практик в худшую сторону, – уверена Мария Балутина. – В мировом телекоме нет прецедентов с запуском MNP в такие сроки. Также никто не пытался параллельно готовить нормативно-правовую базу и разрабатывать ИТ-решения, схемы технической реализации, осуществлять закупки оборудования и  проводить  тестирование. Это невозможно. Если, конечно, планируется запуск действительно качественной, полезной и востребованной услуги. Пока есть опасения, что в России MNP станет не благом, а головной болью для абонентов».

А сделать предстоит еще многое. Юлия Кочержук поясняет: «Для внедрения MNP необходимо, чтобы Минкомсвязи доработало и утвердило Порядок организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера, в котором бы четко прописало порядок тарификации перенесенного номера в реальном времени, регламент работы платежных систем, механизм интеграции биллинговых и CRM-систем операторов и порядок расчетов операторов по интерконнекту».

Сами абоненты также могут столкнуться с рядом сложностей. К примеру, пока вообще непонятно, как будет реализована оплата перенесенных номеров в платежных терминалах, где сейчас предлагается выбрать оператора и только затем вводить номер. О вероятности потери платежей говорят многие эксперты. К тому же неминуемы финансовые потери для тех, кто пользуется тарифами с бесплатным внутрисетевым голосовым трафиком: раньше по номеру адресата можно было точно определить, услугами какого оператора он пользуется, а значит, и оценить стоимость вызова. Кроме того, велика вероятность общего роста цен: инвестиции в подготовку к MNP (а их оценивают в несколько сотен миллионов долларов на всех) надо каким-то образом окупать, и скорее всего, сделано это будет за счет абонентов.

Однако говорить о полной бесперспективности MNP в России не стоит. «Никаких трудностей с переносом номера у абонентов не должно возникнуть, хотя позже эта процедура будет установлена на законодательном уровне, – подчеркивает Людмила Чехова. – Мы рассчитываем, что все будет просто: абонент пишет заявление о намерении перевести свой номер в другую сеть, а информацию о нем один оператор передает другому. При переходе у абонента сохраняется только номер: он заключает новый договор, подключает новый тариф и получает новую SIM-карту. Возможно, будут введены некоторые ограничения на перенос номера – пока планируется ввести возможность переносить его не чаще одного раза в полгода. Данная мера вполне оправданна, так как поможет избежать мошенничества, а также неуплаты долгов по предыдущим текущим SIM-картам, но в дальнейшем этот вопрос будет прорабатывать регулятор».

Операторы планируют извлечь выгоду даже из неопределенной ситуации: «MNP является отличной возможностью привлечь абонентов и укрепить рыночные позиции для динамичных, креативных и решительных компаний, – утверждают в “ВымпелКоме”. – Все наши коллеги по группе по итогам MNP увеличили или как минимум сохранили свои рыночные доли. Мы планируем повторить их результат».

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №42 (639)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама