Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

«Быстрым» компаниям – свой подход

2013
Фото: архив «Эксперт С-З»

Алексей Понкратьев: «Расти с нуля или с 10 млн рублей – разница большая: важно, чтобы спринтер не выдохся на длинной дистанции»

Одна из основных проблем быстрорастущих компаний малого и среднего бизнеса – поиск источников финансирования. Банковское кредитование по-прежнему остается наиболее удобным, простым и понятным способом привлечь ресурсы, однако к оценке кредитоспособности бизнеса, не укладывающегося в привычный формат, нужен особый подход. Который одновременно не должен создавать угрозу качеству кредитного портфеля банка.

О проблемах кредитования быстрорастущих компаний «Эксперт Северо-Запад» беседует с управляющим филиалом банка «Петрокоммерц» в Санкт-Петербурге Алексеем Понкратьевым.

– Общепринятого толкования понятия «быстрорастущие компании» нет. Расскажите, какие именно компании вы относите к этой категории?

– Радует правильная постановка вопроса. Мы пришли к выводу, что, по существу, практически всех наших клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ) можно отнести к быстрорастущим компаниям. Собственно, компания вообще не получит кредит, если нет положительной динамики финансовых показателей, и здесь мало кто показывает менее 10% роста. 

 Если говорить о выбивающихся из общего уровня компаниях и сегментации по признакам роста внутри МСБ, то я бы принял ежегодный прирост в размере 30% за критерий быстрого. Что касается компаний, демонстрирующих кратное увеличение выручки, то их надо дифференцировать в зависимости от срока работы и вида деятельности. Понятно, что созданный с нуля бизнес через год покажет тысячи процентов роста. Поэтому расти с нуля или с 10 млн рублей – разница большая: важно, чтобы спринтер не выдохся на длинной дистанции. Пока что нередко можно наблюдать, как за быстрым ростом следует стагнация. Зачастую это вызвано неправильным структурированием кредитного портфеля, финансированием инвестиционных проектов за счет коротких денег, стихийно возникающими решениями, влияющими на структуру бизнеса. В результате, по статистике, в течение пяти лет 40% компаний, относящихся к так называемому сегменту среднего бизнеса, уходят с рынка. Поэтому на высоких скоростях необходим крайне грамотный и профессиональный менеджмент, в том числе и финансовый.

 – Если отталкиваться от критерия быстрого роста 30% в год и выше, то это компании каких сфер деятельности?

– Это преимущественно компании, осуществляющие деятельность в сфере торговли, обрабатывающих производств, сфере услуг. Зачастую благодаря таким компаниям отрасли кардинально преображаются, реализуются новые бизнес-модели. Именно быстрорастущие компании малого и среднего бизнеса становятся агентами качественных изменений в отрасли.

– Каков процент обращений за кредитами компаний, демонстрирующих темпы роста свыше 50% в год? Какова динамика таких обращений?

– Таких компаний немного – не более 5-10% обращающихся к нам. Динамика положительная. Опять-таки подчеркну, что стремительный рост далеко не всегда гарантирует уверенность в долгосрочной стратегии развития компаний. Для нас это важно, поскольку львиную долю кредитов в нашем портфеле занимают средне- и долгосрочные проекты.

– Что можете сказать о российской специфике быстрорастущих компаний? Ведь не секрет, насколько у нас в стране силен, скажем так, административный ресурс...

– Безусловно, реалии зачастую таковы, что какому-то бизнесу дается зеленый свет на всех уровнях – такие компании получают госзаказы, выигрывают тендеры. Есть такие тендеры, выиграв которые, можно на перспективу нескольких лет вперед не беспокоиться о рентабельности. Например, быстрорастущими являются компании, занимающиеся озеленением вдоль кольцевых автодорог, или, скажем, компании, которые несколько лет назад выиграли тендеры, связанные с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи. 

– Вернемся к обычному бизнесу, без связей. Учитывая, что малый

и средний бизнес обычно использует не только официальную налоговую отчетность, но и так называемую управленческую, цифры которой, как предполагается,  отражают реальное положение дел, часто ли вы сталкиваетесь с завышением показателей в «управленке» с целью получения больших объемов кредитования? И каков объем просроченной кредитной задолженности компаний, которые на момент получения кредита демонстрировали высокие показатели роста?

– Скорее проблематика каких-то манипуляций с цифрами ради получения большего кредита присутствует в корпоративном сегменте – мы выявляли попытки введения банка в заблуждение.

В сегменте МСБ такие манипуляции – редкость, да и финансовый менеджмент не настолько хитер, чтобы обмануть профессиональный персонал целого ряда подразделений банка – кредитных специалистов, рисковиков, службу безопасности и т.д. В любом случае мы сравниваем полученные от клиента данные со среднеотраслевыми показателями, учитываем специфику района бизнеса, смотрим на положение дел у учредителей и руководителей компании. Если, скажем, директор «быстрорастущей успешной компании» за последний год обращался за потребкредитами в банки или за несколько лет так и не вылез из хрущевки в спальном районе, у нас закономерно возникнут сомнения  в успешности бизнеса. Но повторю: мы не сталкиваемся с массовыми случаями намеренного искажения информации со стороны МСБ.

Что касается просроченной задолженности в данном сегменте, то по нашему филиалу она равна нулю. Впрочем, в части кредитования МСБ мы сами являемся «газелью», поскольку занялись этим направлением год назад и продемонстрировали впечатляющие темпы роста –  в десятки раз.

Тем не менее наши кредитные специалисты используют проверенные десятилетием методики работы с так называемой управленческой отчетностью. Благодаря этому, с одной стороны, нас практически невозможно ввести в заблуждение, а с другой – мы облегчаем работу нашим клиентам, сводя к минимуму объем документов и отчетов, которые нужно представить в банк для получения кредита. Мы практически никогда не требуем бизнес-планы, технико-экономические обоснования, даже в случае финансирования долгосрочных инвестиционных проектов, и зачастую самостоятельно формируем управленческую отчетность клиента, отражающую реальную картину в бизнесе.

– Перед компаниями, относящими себя к быстрорастущим, стоит дилемма: с одной стороны, им нужны оперативные кредитные решения, с другой – стандартные продукты для обычных компаний не подходят. Как решить дилемму и что вы можете предложить быстрорастущим компаниям?

– В нашем банке достаточно гибкие кредитные продукты – их можно комбинировать и благодаря этому обеспечивать оптимальную для клиента структуру финансирования. Если стандартных продуктов много и диапазон их возможностей велик, то всегда можно подобрать подходящее решение. Более того, могу сказать, что за декларированием так называемого индивидуального подхода в сегменте малого и среднего бизнеса зачастую стоит банальное отсутствие готовых, отработанных кредитных продуктов. Вследствие этого решения принимаются долго и, что очень важно, субъективно, без должной методологической поддержки. С другой стороны, есть банки, кредитующие по скоринговым моделям – быстро, стандартно, дорого и на ограниченную сумму. Мы же стремимся к золотой середине, когда есть широкий спектр готовых продуктовых решений, есть четкая и однозначная кредитная политика – кого кредитуем, кого не кредитуем. Мы проводим полноценный финансовый анализ, но при этом добиваемся коротких сроков рассмотрения и не закладываем риски на авось в процентных ставках. Мы являемся банком – партнером МСП Банка, благодаря чему имеем возможность финансировать приобретение недвижимости, оборудования, ремонт, подключение мощностей и прочее под более чем привлекательную ставку. При этом максимальный срок, на который мы финансируем инвестиционные проекты наших клиентов, составляет десять лет.

– Какие выделите проблемы, возникающие при кредитовании компаний, демонстрирующих очень высокие темпы роста?

– Во-первых, конечно, они нередко рассчитывают, что банк при определении лимита кредитования экстраполирует предыдущие темпы роста на будущие периоды. Во-вторых – и это важный момент – остро стоит проблема отсутствия или недостаточности залогового обеспечения. Банк ограничен как действующими нормами, так и здравым смыслом и может принять во внимание только реалии, то есть то, что есть на данный момент. Это общая практика. В-третьих, в кредитных портфелях клиентов, обращающихся к нам, зачастую встречаются полученные ранее краткосрочные кредиты, за счет которых клиент профинансировал средне- и долгосрочные проекты. Это связано с тем, что короткие деньги дешевле и получить их проще. Но финансист понимает, что такой дисбаланс активов и пассивов зачастую влечет за собой потенциальные проблемы в финансовом состоянии компании.

– Как решить эти проблемы?

– Мы можем предложить своим потенциальным клиентам рефинансировать действующие кредиты либо на более длительный срок, либо под меньшую процентную ставку, снижая таким образом ежемесячную долговую нагрузку. Очень часто на практике мы не ограничиваемся рефинансированием на более выгодных условиях, а, сверх того, по просьбе клиента предлагаем дополнительное финансирование. Это бывает возможно даже без увеличения залоговой массы.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №45 (642)



    Реклама

    Пятновыводители

    Новая технология очистки воды от нефтепродуктов, разработанная уральским стартапом «Биомикрогели», нашла применение в несколько неожиданной сфере


    Реклама