ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

В борьбе за читателя

2013
Фото: архив «Эксперт С-З»

Денис Котов: «Книга – это тренажер для мозга»

Пока большинство малых и средних игроков книжного рынка стараются выжить, книжная сеть «Буквоед» наращивает инфраструктуру и расширяет ассортимент услуг. Как удержаться на плаву в кризис и куда движется российское книжное дело, рассказал генеральный директор крупнейшей в Петербурге розничной книготорговой сети Денис Котов:

 – Книжный рынок в последние пять лет сокращается по всей России. Более того, это общемировая тенденция. Не исключение и Петербург, занимающий, по разным оценкам, 10-12% книжной отрасли по стране. Сейчас падение затормозилось, то есть, вероятно, это уже не 10-15% в год, но насколько устойчив тренд, пока неясно. 

– Что предпринимает «Буквоед», чтобы сгладить последствия кризиса?

– Мы, как это ни парадоксально, открываем новые магазины, развиваем инфраструктуру и сервис. С начала года открыли восемь магазинов в Петербурге, планируем усилить свое присутствие в Мурманске, Североморске, Череповце и Калининграде. Что до ассортимента, то мы расширяем сегмент некнижной продукции. Только канцелярия дает дополнительно 25% к выручке. Расширяем линейку товаров для творчества, проводя для этого различные мастер-классы.

Примерно на 100% в год растут наши онлайн-продажи, претворяется в жизнь концепция «Книга на расстоянии вытянутой руки». Еще запустили новый сервис – печать по требованию, что увеличило совокупный ассортимент книг до уровня более 1 млн наименований. Сейчас у нас можно заказать в единственном экземпляре книгу, которой нет нигде в продаже. Эта услуга вполне доступна среднестатистическому потребителю – стоимость печати по требованию варьируется от 300 до 800 рублей.

В общем, мы растем. В этом году компания планирует достигнуть 15% роста выручки за год – это очень серьезный показатель на падающем рынке.

Рынок без инвестиций

– Каковы, на ваш взгляд, основные причины сокращения книжного рынка?

– На первое место я бы поставил сокращение числа книжных магазинов.

– Разве это не следствие?

– Это совсем не следствие, и наш пример – тому подтверждение. Магазины закрываются не оттого, что они не востребованы, а от недостатка инвестиционного ресурса, просчетов в менеджменте. Книжная торговля – очень сложный бизнес: без четкой компьютеризированной системы навигации по ассортименту и отлаженной системы администрирования «утонуть» очень легко. Добавьте к этому низкую рентабельность, едва достигающую 3%, высокие арендные ставки и налоговые издержки. В итоге видим, что в постсоветское время число розничных книготорговых точек сократилось почти в три раза. Сейчас в стране работает всего около 2 тыс. книжных магазинов (по официальным данным – около 3 тыс. – «Эксперт С-З»). А точек продажи алкоголя, например, в одной только Ленобласти 22 тыс. Будет больше точек сбыта книжной продукции –  издательства начнут печатать книги большим тиражом. Увеличится средний тираж – снизится розничная цена одного экземпляра. Если книга станет доступнее, то и спрос на нее возрастет – логика тут простая.

– А что вы думаете о падении интереса к чтению?

– Безусловно, это тоже одна из причин сокращения рынка. Сегодня в медийном поле книга практически отсутствует. И объяснений тому несколько. Это и следствие деградации массовой культуры, и влияние фактора повышенной занятости населения, и конкуренция способов проведения досуга. Если брать информационное пространство, то сегодня у потребителя наиболее востребованы телевизионный поток и интернет.

– От чего это больше всего зависит?

– Конечно, от отсутствия культуры чтения. Есть проблема низкой грамотности потребителя, не владеющего навыками поиска хороших книг. Хороших, умных книг много, постоянно появляются новые интересные авторы. Но нужно приложить хотя бы минимум усилий для выбора. Проблема безграмотности – результат длительной политики государства, пустившего развитие культуры на самотек – без системного стратегического планирования. Все отдано на откуп шоу-бизнесу. В итоге вырастили молодежь со сформированным клиповым мышлением, исповедующую культ коротких текстов и отучившуюся думать.

– Какова роль издательств и книгораспространителей в создании новой книжной культуры и формировании вкусов аудитории?

– Роль книжников велика, но при существующих приоритетах государственного управления генеральные тренды сломать трудно. Можно, конечно, устраивать в честь конца книгораспространения танцы на тонущем корабле, и мы устраиваем – проводим литературные встречи, семинары, разные культурные акции. Но по большому счету, пока за дело всерьез не возьмутся власти страны, ничего не изменится. И государству это нужно в первую очередь, ведь думающие люди – это здоровое общество и развитая экономика. Я всегда говорю: книга – это тренажер для мозга, авторы – тренеры, книжные магазины – спортивные центры.

– Что сегодня наиболее востребовано у массового читателя?

– Около трети продаж приходится на художественную литературу, правда в основном на переводную. Также традиционно большим спросом пользуется детская литература, досуговая, философская и психологическая. В последнее время мы наблюдаем, что люди стали читать более сложную и качественную литературу – развлекательным чтивом уже «наелись».

Книжная конкуренция

– Не угрожает ли рынок электронных изданий производителям традиционной бумажной продукции?

– Критически не угрожает. Да, с ростом производства всевозможных гаджетов активно увеличивается доля книг, переведенных в электронный формат. Какое-то время этот рост еще будет достаточно бурным, потом на рынке наступит стагнация. Я уверен, что доля людей, предпочитающих бумажные книги, останется достаточно высокой – точно не менее 50%. Ведь не исчез же театр с появлением телевидения, хотя и предрекали.

Более того, в перспективе в процесс выпуска книг на электронных носителях в массовом порядке включатся и издатели. Сейчас они особо не суетятся, поскольку им это невыгодно из-за дикой ситуации с пиратством. На долю нелегального контента сегодня приходится почти 90% книг.

– Но борьба с пиратством идет?

– Движение есть, но очень медленное. Мне кажется, наведение порядка в этой сфере займет несколько лет. Но все реально – за границей, например, проблема не стоит так остро.

– Какой прогноз вы дадите для петербургской книжной отрасли?

– Мы стараемся избегать прогнозов. Просто работаем, создавая это самое будущее. Работаем и постоянно учимся. Сегодня надо заниматься развитием книжной инфраструктуры и сервиса, задача каждого игрока на рынке  – внести свой вклад в этот процесс. Я убежден, что Петербург может стать наглядной моделью для всей России – и каждому губернатору и заинтересованному лицу станет ясно, как создавать читающий высококультурный город.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №47 (644)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама