Коротко

Повестка дня
Москва, 10.02.2014
«Эксперт Северо-Запад» №7-8 (655)

Фото: архив «Эксперт С-З»

Девелопмент: музей вместо жилья

Планы «Газпрома» построить на Охтинском мысу коммерческие и жилые объекты, чтобы окупить вложенные в несостоявшийся проект «Охта-центр» 7,2 млрд рублей, не осуществятся. Санкт-Петербургский городской суд удовлетворил заявление градозащитников и запретил застройку территории, тем самым отменив разрешение, выданное КГИОП в 2013 году.

Охтинский мыс включен в реестр археологических памятников с культурным слоем V тысячелетие до н.э. – XX век. Истцы доказали, что стройка привела бы к уничтожению фрагментов крепости Ниеншанц и других объектов, обнаруженных на участке.

Городская прокуратура поддержала решение суда. Теперь, в соответствии с российским законодательством, территория должна быть музеефицирована на федеральные средства.

Инфраструктура: Москва дала денег

Реконструкция участка Выборг – Каменногорск позволит увеличить объемы доставки грузов к портам Приморск, Высоцк и Выборг 004_expertsz_07_08_2.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Реконструкция участка Выборг – Каменногорск позволит увеличить объемы доставки грузов к портам Приморск, Высоцк и Выборг
Фото: архив «Эксперт С-З»

В результате трехлетних переговоров властям Ленобласти удалось добиться выделения 1,23 млрд рублей федеральных средств на строительство трех путепроводов через железную дорогу на участке Выборг – Каменногорск. Деньги выделяет Росавтодор: в 2014 году – 230 млн рублей, в 2015-м – 1 млрд. Это только около трети суммы, необходимой для завершения строительства. По словам вице-губернатора Ленобласти Георгия Богачева, власти региона рассчитывают на дальнейшее федеральное финансирование, но не исключают, что часть денег может быть выделена из областного бюджета. Окончание строительства запланировано на 2016 год.

Реконструкция участка Выборг – Каменногорск ведется в рамках комплексного инвестпроекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская ОЖД». Проект предполагает проведение главного второго пути, что позволит отделить грузовое движение от пассажирского, ускорив последнее. Прогнозируемая интенсивность движения после реконструкции – 44 пары грузовых поездов в сутки.

Аэропорт: претензии сняты

Перевод рейсов в новый «Терминал-1» аэропорта «Пулково» продлится до конца февраля 004_expertsz_07_08_3.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Перевод рейсов в новый «Терминал-1» аэропорта «Пулково» продлится до конца февраля
Фото: архив «Эксперт С-З»

Компания «Воздушные ворота Северной столицы» получила от Ростехнадзора заключение о соответствии нового терминала аэропорта «Пулково» техническим требованиям регламентов и проектной документации. Теперь оператору нужно получить разрешительный документ от другого ведомства – Росавиации: она выдаст сертификат соответствия на осуществление аэропортовой деятельности по обслуживанию пассажиров и багажа.

С начала запуска терминала в тестовом режиме до получения заключения про-шло два месяца. Ростехнадзор предъявлял оператору претензии, связанные с нарушением проектной документации в части архитектурных решений: расхождением между заявленными и проекте и использованными марками стали и бетона, нарушением противопожарной безопасности. Генподрядчик проекта турецко-итальянская компания IC Astaldi оштрафована на 60 тыс. рублей за невыполнение предписания надзорного органа в установленный срок.

После завершения перевода рейсов в новый терминал старый «Пулково-1» закроется на реконструкцию.

Похоронный бизнес: на основе ГЧП

В Вологде за счет частных инвестиций будет построен морг. Объем вложений – около 30 млн рублей. Планируется, что учреждение начнет работу уже в конце этого года.

Проектом занимается Корпорация по развитию Вологодской области. По словам ее руководителя Александра Перфильева, существующие в области морги не соответствуют современным стандартам, а бюджет не позволяет вкладывать большие средства в решение системных задач. Инвестор, которого удалось найти, давно работает в похоронном бизнесе. «Мы думаем, что это будет лишь первый проект в серии других», – сказал Александр Перфильев. В перспективе – привлечение частных инвестиций на строительство крематория.

Транспорт: миллиард в перспективе

По приказу президента России Владимира Путина 100% акций ОАО «Псковавиа» переходят из федеральной собственности в собственность Псковской области. Условие передачи – привлечение областными властями до 2020 года на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 1 млрд 212,3 млн рублей. Назначение инвестиций – комплексная реконструкция и модернизация имущества «Псковавиа», развитие инфраструктуры аэропорта Псков. К слову, «Псковавиа» объявила о расширении маршрутов региональных перевозок: с 12 февраля открываются два новых регулярных маршрута – из Петербурга в Курск и Петрозаводск.

Промышленность: спугнули инвестора

Проект завода по производству карбамида и аммиака, который ГК «ИСТ» намеревалась построить в промзоне «Усть-Луга», оказался под вопросом. Против строительства выступили жители Вистинского сельского поселения, обеспокоенные возможиз-за предприятия. По словам губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, теперь президент ГК «ИСТ» Александр Несис рассматривает варианты строительства завода в другом регионе России. В ближайшее время по проекту будут проведены общественные слушания. Кроме того, региональные власти приняли решение об экологической экспертизе территории, прилегающей к участку, где планировалось строительство. Предполагалось, что ООО «Балтийский карбамидный завод», дочерняя компания ГК «ИСТ», станет якорным инвестором индустриальной припортовой зоны «Усть-Луга». Стоимость завода – 53 млрд рублей, проектная мощность – 3 тыс. тонн аммиака и 3,5 тыс. тонн карбамида в сутки. Налоговые поступления от него превысили бы налоги от всех терминалов порта Усть-Луга.

Экономическая кооперация в агломерации

 005_expertsz_07_08.jpg

Общество и бизнес все активнее вовлекаются в обсуждение перспектив развития Петербургской агломерации. Опубликованные в прошлом номере журнала «Эксперт Северо-Запад» материалы «Механизм метрополии» и «Большому городу – большое плавание» вызвали широкий резонанс в деловой среде. В частности, особое внимание агломерационным вопросам теперь будет уделять Агентство стратегических инициатив (АСИ).

«Сейчас обсуждается создание рабочей группы по формированию единого инвес-тиционного пространства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, – говорит глава представительства АСИ в СЗФО Евгений Лебедев. – В дальнейшем она может преобразоваться в координационный инвестиционный совет по взаимодействию двух регионов, состоящий из инвесторов и предпринимателей. Его основными задачами станут унификация инвестиционной среды в пределах региональной агломерации, выработка единых подходов к инвес-тору, снятие различий и противоречий, стандартизация процедур и регламентов, в том числе “единого окна”, а также совместная Программа инвестиционного развития агломерации».

Представительство АСИ в СЗФО предлагает бизнесу активнее включаться в эту работу и через АСИ вносить свои предложения по формированию «дорожных карт» развития агломерации, которые в дальнейшем будут обсуждаться с властями обоих регионов.

Со стороны государства первым шагом в направлении унификации взаимодействия с инвесторами стал созданный в ноябре 2012 года Координационный совет в сфере социально-экономического развития, состоящий из чиновников Санкт-Петербурга и Ленобласти. На последнем заседании совета были подтверждены планы по разработке единой кластерной программы двух регионов, реализации ряда совместных проектов.

Власти регионов-соседей осознают, что в условиях ограниченных бюджетных возможностей реализация большинства со-вместных проектов Петербурга и Ленобласти исключительно за государственный счет вряд ли возможна. Согласно разработанной Центром стратегических разработок «Северо-Запад» (ЦСР «Северо-Запад») Концепции комплексного развития территорий Ленобласти, граничащих с Петербургом, расходы на оптимизацию инвестиционного климата данных территорий к 2020 году составят 115 млрд рублей, через пять лет увеличатся еще на 77 млрд, а к 2035-му цена вопроса возрастет до 352 млрд рублей. Эксперты ЦСР «Северо-Запад» рекомендуют снизить уровень рисков и уменьшить бюджетные затраты с помощью вовлечения бизнес-сообщества в проекты в области инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Предполагается, что механизмами такого сотрудничества станут концессионные соглашения и другие формы государственно-частного партнерства. Кроме того, предусматривается предоставление инвесторам налоговых льгот. Привлечение бизнесменов на начальном этапе как к процессу разработки «дорожных карт», так и к подготовке конкретных инвестиционных проектов, несомненно, повысило бы инвестиционную привлекательность территорий города и области, формирующих будущую агломерацию.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7-8 (655) 10 февраля 2014
    Малый бизнес
    Содержание:
    Выехать из кризисной распутицы

    Число малых предприятий в регионах Северо-Запада продолжает снижаться. Чтобы стагнация окончательно не отбила у людей желание заниматься собственным бизнесом, федеральным и региональным властям нужно срочно менять подходы к господдержке этой сферы

    Реклама