Вслед за проектами

Экономика и финансы
Москва, 10.02.2014
«Эксперт Северо-Запад» №7-8 (655)
Лизинг спецтехники – лакмусовая бумажка для определения состояния экономики

Фото: архив «Эксперт С-З»

Сегмент лизинга спецтехники зависит от состояния экономики в целом и от состояния строительной отрасли. «По некоторым видам техники, особенно дорогостоящим, доля продаж с использованием лизинга доходила в лучшие времена и до 80%. По массовым видам, таким как автопогрузчики – до 30-50%, - рассказывает Александр Михайлов, вице-президент по развитию компании EUROPLAN. - Лизинг строительной техники в период кризиса сильно пострадал вместе со спросом на строительную технику в целом. Сейчас все надеются, что новый кризис, сопровождающийся сворачиванием крупных инфраструктурных проектов, все-таки не наступит. Сегмент спецтехники всегда оказывается в клещах падения продаж самоходных машин, удорожания стоимости денег и снижения рентабельности строительства, задержек оплат подрядчикам. Это приводит к большему снижению объемов, чем в других сегментах. По оценкам исследователей, в кризис 2009 года объем лизинга строительной и специальной техники упал почти на 90%. Тогда же начало расти количество возвратов строительно-дорожной и грузовой спецтехники, его досрочного выхода из лизинга. Эта тенденция затронула все регионы страны» «Можно выделить два основных источника спроса на лизинг спецтехники. Первый – это восстановление компаниями существующего парка спецтехники. Сегодня рынок Северо-Запада достаточно хорошо укомплектован новой техникой, и обновление парка производится в плановом режиме. Второй источник – это реализация в регионе новых крупных инфраструктурных и других проектов, связанных со строительством», – рассказывает руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко. «Сейчас в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в СЗФО в целом есть достаточное количество действующих проектов, от строительства стадиона на Крестовском острове и ЗСД до строительства и реконструкции сети автомобильных и железных дорог», – продолжает генеральный директор Петербургской лизинговой компании (ПЛК) Дмитрий Горизонтов. «Крупные проекты федерального и регионального уровня, как правило, зависят от финансирования из бюджета. Опыт прошлого года показал, что неравномерность освоения бюджета сказалась на потребностях крупных строительных компаний в лизинге», – подчеркивает руководитель дивизиона «Санкт-Петербург» ГК «Балтийский лизинг» Андрей Бугров. На лизинг в Санкт-Петербурге и СЗФО приходится порядка 13% общероссийского объема.

Тем не менее все опрошенные компании отмечают бойкий спрос со стороны лизингополучателей на спецтехнику. Ликвидные позиции – экскаваторы, фронтальные погрузчики, автокраны, бульдозеры, буровые установки и т.п. «В прошлом 2013 году традиционно приобретались экскаваторы (Komatsu, Hitachi, JCB, Hyundai, HIDROMEK и т.д.), бульдозеры (Komatsu, Caterpillar, Shantui), заводы для производства асфальта и бетона (Libher, Speco), бурильные установки (Vermeer), самоходные буровые установки (Ditch Witch), различные погрузчики (JCB, Komatsu, Jungheinrich, Toyota, Still, Hidromek) и другая техника», – расшифровывает Андрей Бугров. При этом компании ставят во главу угла диверсификацию портфеля. «Специальная техника в портфеле ООО «ПЛК» занимает порядка 15%. В течение последних двух лет доля значительно не изменяется – это внутренняя политика компании, согласно которой доля одного вида имущества не должна превышать 15%. Доля специальной техники в структуре нового бизнеса – также 15%», – говорит Дмитрий Горизонтов. «Принцип диверсифицированности лизингового портфеля по видам активов является для нас основополагающим. На протяжении нескольких последних лет доля спецтехники в нашем портфеле составляет примерно 25%. Оставшаяся часть портфеля разбита на три примерно равные части – около 25% каждая, а именно – на оборудование, автотранспорт и железнодорожные вагоны», – говорит Андрей Донченко. «Строительная и специализированная техника занимает в портфеле ГК «Интерлизинг» чуть более 30%, и в компании за последние годы доля существенно не изменилась. Доля строительной и спецтехники в СЗФО немного возросла», – говорит руководитель Северо-Западного дивизиона компании «Интерлизинг» Сергей Жарков.

Особенности традиционны

Лизинг спецтехники предполагает работу с очень широким спектром клиентов. В этом сегменте очень много малых предприятий, которым требуются свои специфичные подходы со стороны лизинговых компаний (например, очень важны скорость рассмотрения заявок и упрощенные процедуры при одобрении). С другой стороны, есть очень крупные операторы парков спецтехники. И к ним необходимо применять иные подходы – более индивидуальные. «Другой важный фактор этого сегмента – его сезонность. Следствием этого является не столько изменение графиков лизинговых платежей с учетом сезонности (это достаточно редкая опция), сколько глобальное повышение спроса на технику в определенные месяцы, в первую очередь – в феврале-апреле, с началом строительного сезона», – добавляет Сергей Жарков.

Особенности присутствуют в крупных проектах или в проектах с дорогостоящей специализированной строительной техникой: такая техника обычно контрактуется (приобретается) непосредственно у заводов-изготовителей за рубежом по международному контракту, и сами условия договора лизинга индивидуальны. В таких договорах обычно присутствует сезонность лизинговых платежей, нестандартный срок или аванс.

Средний срок лизинга спецтехники, по данным компаний, составляет 36 месяцев. Достаточно частыми являются сделки на срок 24-48 месяцев. «Авансы в целом соответствуют другим лизинговым сегментам и находятся на среднем уровне – 20-25%», – говорит Андрей Донченко. Удорожание в среднем находится в пределах 8% в год, добавляет Сергей Жарков. «Стоимость техники – до 6,5 млн рублей, аванс – от 10%, срок принятия решения – семь минут!» – такие параметры анонсируют в «Балтийском лизинге». 

«Возьмите обратно»

Эксперты выделяют следующие тенденции на рынке лизинга спецтехники. «Идет сокращение темпов роста в подклассе дорожно-строительной техники и опережающий рост в подклассах спецтехники на автомобильном ходу, погрузочном, для ЖКХ», - рассказывает Александр Михайлов. «Я наблюдаю рост количества розничных или небольших сделок на одну-две единицы. Это связано с выходом на рынок розничного лизинга ряда компаний с участием банков с государственной долей. Вторая тенденция – рост спроса со стороны крупных заказчиков на операционный лизинг строительной и специальной техники. В данном случае, в отличие от традиционного в России финансового лизинга, по окончании договора техника может быть возвращена лизингодателю», – говорит Сергей Жарков. Рост спроса на возвратный лизинг в 2013 году обусловлен отменой налога на имущество. Лизингополучатели, до 1 января 2013 года закупившие и поставившие технику на баланс, экономили на налоге на имущество, получали налоговые преференции с помощью лизинга, высвобождали дополнительные оборотные средства для бизнеса. «Тенденция спроса на возвратный лизинг сохраняется, и считаю, что спрос будет и в 2014 году, хотя несколько меньше по сравнению с 2013-м», – говорит Сергей Жарков. Очевидно, что при механизме возвратного лизинга, когда техника возвращается лизингодателю, последний тяготеет к качественному оборудованию и пристально смотрит на страну-производителя.

На рынке существует спрос на технику практически всех производителей 023_expertsz_07_08.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
На рынке существует спрос на технику практически всех производителей
Фото: архив «Эксперт С-З»

«На рынке существует спрос на технику практически всех производителей. Мы просчитывали с нашими клиентами разные варианты техники для различных проектов и понимаем, что в определенных случаях для реализации проекта выгоднее брать, например, более дешевую китайскую технику. Но в этом вопросе важной может стать позиция лизинговой компании в отношении предмета лизинга. Как правило, лизинговой компании гораздо интереснее иметь в качестве предмета лизинга самую лучшую и надежную технику как обеспечение рисков по проекту. Ведь срок эксплуатации, остаточная стоимость и ликвидность такой техники значительно выше аналогов», – говорит Андрей Донченко. «Если говорить о бульдозерной, экскаваторной технике, погрузчиках, то наши партнеры приобретают в лизинг технику корейских, японских, а также российских производителей. Техника европейских производителей также пользуется спросом, хотя в портфеле ПЛК ее меньше», – рассказывает Дмитрий Горизонтов. «Наибольшим спросом по запросам наших клиентов, как и ранее, пользуется европейская и корейская техника. Европейцы популярны в первую очередь из-за качества и высокой остаточной стоимости. Корейцы на рынке известны лучшим соотношением «цена – качество». Отечественная техника пользуется популярностью в отдаленных от районных центров регионах из-за высокой ремонтопригодности и простоты обслуживания, не требующего специализированных кадров», – добавляет Сергей Жарков. «Мы запустили спецпрограмму по технике китайского производства. Данный продукт оказался не только очень востребован со стороны клиентов, но и весьма интересен непосредственно поставщикам техники», – отмечает Андрей Бугров. 

Две группы конкурентов

При заводах-производителях часто существуют собственные лизинговые компании (кэптивные). К плюсам специализированных лизингодателей при заводах-производителях, перечисляет Андрей Донченко, можно отнести три основных фактора. Во-первых, эти компании достаточно плотно интегрированы в службу продаж компании-производителя и, соответственно, получают прямой оперативный доступ к клиентам-покупателям, что дает им весомые преимущества в расширении клиентской базы. Второй фактор связан с тем, что, будучи по факту одной бизнес-структурой, производитель и лизинговая компания могут перераспределять маржинальный доход между собой и делать акцент на том факторе, который более важен для клиента (цена техники или стоимость лизинга). Третий фактор – кэптивные лизинговые компании могут брать на себя более высокие риски при лизинге, поскольку обладают исключительными компетенциями в предмете лизинга и в возможности его реализации на вторичном рынке с использованием потенциала дилеров материнской компании.

Главным же минусом кэптивных лизинговых компаний по сравнению с универсальными лизингодателями является их узкая специализация. Данные компании часто просто не могут работать с другими видами техники. «Поэтому в очень распространенной практической ситуации, когда клиент покупает несколько видов техники, ему гораздо удобнее сотрудничать с одной универсальной лизинговой компанией по всем типам приобретаемых предметов лизинга», – говорит Андрей Донченко. Кроме того, специфика работы кэптивных компаний приводит к практически полному отсутствию диверсификации рисков по виду актива. Узкая специализация ставит лизинговую компанию в очень сильную зависимость как от производителя отдельной марки техники, так и от общей ситуации в сегменте рынка, где используется данная техника. Поэтому подобные компании подвержены серьезным рискам как при кризисах экономики в целом, так и в случае стагнации отдельных профильных отраслей и сегментов рынка.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7-8 (655) 10 февраля 2014
    Малый бизнес
    Содержание:
    Выехать из кризисной распутицы

    Число малых предприятий в регионах Северо-Запада продолжает снижаться. Чтобы стагнация окончательно не отбила у людей желание заниматься собственным бизнесом, федеральным и региональным властям нужно срочно менять подходы к господдержке этой сферы

    Реклама