Первая бизнес-помощь

Русский бизнес
Москва, 07.04.2014
«Эксперт Северо-Запад» №15 (662)
Ирина Панченко: «Рассчитывать на экономический рост без заметного увеличения деловой активности не приходится»

Фото: торгово-промышленная палата РФ

Почему небольшие торгово-промышленные палаты работают эффективнее, чем крупные, «Эксперту Северо-Запад» рассказала руководитель отделения Торгово-промышленной палаты РФ (ТТП РФ) в Ленинградской области Ирина Панченко, которая работает в системе торгово-промышленных палат уже 27 лет.

– Торгово-промышленные палаты во многих странах мира существуют более 400 лет. Какую роль играют сегодня региональные палаты в России?

– Основная задача региональных палат – содействие предпринимательской деятельности и интеграции российского бизнеса в мировую экономику. Мы активно участвуем в процессе формирования благоприятного делового климата, и на мой взгляд, вопрос создания комфортной предпринимательской среды сегодня является ключевым. Рассчитывать на экономический рост без заметного увеличения деловой активности не приходится.

В сложившейся ситуации задача палат – не только представлять, но и отстаивать, в том числе и перед властью, интересы бизнес-сообщества. В нашу «зону ответственности» входят различные сферы предпринимательства: торговля, промышленность, логистика, сельское хозяйство, строительство, всевозможные виды услуг.

– В декабре прошлого года ТПП РФ открыла отделение в Ленинградской области. Почему выбор пал именно на этот регион? Какие задачи стоят перед недавно созданным отделением?

– Ленинградская область является одним из наиболее перспективных регионов России с точки зрения привлечения инвес-тиций. Об этом свидетельствуют  высокие позиции в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Несмотря на негативные общероссийские тенденции, экономика здесь динамично развивается, и по некоторым показателям – даже активнее, чем в Петербурге. 

Интерес ТПП РФ к Ленобласти обоснован желанием поддержать синхронное развитие всех регионов. Для этого, кстати, и существует сеть региональных палат. Однако здесь нам пришлось усилить свое присутствие. В первую очередь – для выстраивания эффективной инвестпроводящей структуры, которая позволит мобилизовать приток капиталов в регион.

Новое отделение – вход для предпринимателей региона в систему Торгово-промышленной палаты России. Бизнес становится участником законотворческого процесса. Палата позволяет предпринимателям влиять на предлагаемые законопроекты, вносить свои коррективы и предложения.

– Сколько, по вашим оценкам, предпринимателей города и области, которые активно пользуются палатами?

– Не так много – около 20% общего количества бизнесменов. Я считаю, что их должно быть гораздо больше. Палаты расширяются и ведут активную деятельность благодаря предпринимателям. Мы предлагаем использовать возможности наших зарубежных представительств, участвовать в работе деловых советов с иностранными государствами, оказывать помощь в продвижении российской продукции на зарубежные рынки.  Благодаря существующей системе предприниматели смогут выйти на новые площадки и найти новых партнеров.

– То есть в области около 2 тыс. компаний, которые активно пользуются услугами палат?

– На самом деле их меньше. Активные предприниматели – те, кто понимает возможности торгово-промышленных палат. Они заказывают услуги, участвуют в наших мероприятиях, которые мы для них же и проводим. На базе отделения создан Центр поддержки и развития предпринимательства. Это наш социальный проект, где бизнесмены могут получать консультационную помощь юристов, налоговиков, специалистов электросбытовых и электросетевых компаний и других профессионалов. Мы также представляем интересы малого и среднего бизнеса на заседаниях  комитетов ТПП РФ, а это означает, что проблемы предпринимателей рассматриваются на федеральном уровне.

– В представлении предпринимателей значимость  и эффективность палаты измеряется количеством членов.

В обывательском сознании это или некий элитарный клуб, или все же массовая организация, с которой считаются. Вы согласны с этим?

– Конечно, чем крупнее палата, тем больше с ней будут считаться. Американцы думают иначе: чем больше членов состоит в палате, тем меньше связь между ней и компаниями. Они считают, что для эффективного взаимодействия с бизнесом количество членов палаты не должно превышать 500. Такова политика организаций, которые действительно хотят удовлетворить потребности предпринимателей, а не работать «ради галочки».

Для оптимальной работы с бизнесом нужно создавать небольшие палаты, а еще луч-ше – отделения региональной палаты. Сегодня система федеральной ТПП охватила почти все регионы России, кроме Чукотки. В Петербурге успешно работают две муниципальные палаты – Пушкинская и Кронштадтская. Мы ориентируемся на европейскую модель, главный принцип которой – создать представительство ТПП в каждом регионе и муниципалитете. Если говорить о Краснодарском крае, то там более чем за три десятка лет отделение Всесоюзной торговой палаты пре-вратилось в краевую систему торгово-промышленных палат. Сегодня там функционируют 32 межрайонных палаты и шесть их представительств. Такая структура помогает осуществлять эффективный диалог между бизнесом и властью. Ресурсы палат так или иначе ограничены, и, конечно, при условных 5 тыс. членах помочь каждому намного сложнее. Небольшие палаты фактически выполняют свою работу эффективнее: обращений меньше, и каждое из них проще отследить и довести до конца.

Ленинградская область

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №15 (662) 7 апреля 2014
    Точки роста
    Содержание:
    Мониторинг устойчивости

    Деловая активность в областях, входящих в Северо-Западный федеральный округ, снижается, однако инвестиционная активность еще видна. И хотя прогноз на 2014 год не слишком радужный, можно надеяться на завершение уже начатых проектов

    Реклама