В поисках драйверов

Русский бизнес
Москва, 21.04.2014
«Эксперт Северо-Запад» №17 (664)
Кризис – самое лучшее время, чтобы получить толчок для развития. Главное – найти те самые точки роста, которые дадут импульс для выхода на новый уровень, и не опоздать с их поисками

Фото: архив «Эксперт С-З»

Поиск точек роста стал основной темой форума, организованного журналом «Эксперт Северо-Запад». Участники одного из круглых столов в рамках форума обсудили ряд исследований на эту тему и сформулировали перечень драйверов.

Все согласились с тем, что кризис – наиболее подходящее время для поиска точек роста. «Про рост сейчас говорить не очень прилично – все говорят про кризис, рецессию, но тем не менее, если подумать, то как раз про точки роста нужно говорить в первую очередь», – убежден региональный управляющий банка «БКС Премьер» Никита Демидов. В качестве положительного примера, опробованного на финансовом рынке, он назвал работу банкав посткризисном 2009 году: эффект сложившейся на тот момент низкой базы удалось использовать по максимуму и получить толчок для развития. По словам Никиты Демидова, в последние годы финансовому рынку хвастаться нечем, однако это должно взбодрить: «Мы видим, что растет кредитование, растет задолженность в кредитной сфере. Говорить про какие-то темпы роста вообще смешно.

В то же время, когда кажется, что тучи со-всем сгустились, мы столкнулись с новыми вызовами, появились какие-то новые возможности, и надо быть эффективнее. Есть теория антикризисного военного управления – она говорит, что нужно проявлять гибкость, быстро реагировать на вызовы, иметь планы Б и В и вступать в какие-то партнерства, федерации, и как раз этим мы можем сегодня заняться».

Руководитель проектного направления фонда «Центр стратегических разработок Северо-Запада» Дмитрий Санатов также уверен в необходимости искать новые точки роста, и не только из-за сложной экономической ситуации: «Очевидно, что предыдущий инвестиционный цикл заканчивается. Это связано как с геополитическими и экономическими факторами, так и с тем, что предыдущая модель себя исчерпала. Мы знаем прогнозы Центробанка, который рассчитал, какой будет экономика, если цена на нефть будет на уровне 90 долларов за баррель, 100 и 125. Даже при 125 долларах мы все равно получаем дефицитный бюджет начиная с 2015 года. В этом смысле совершенно очевидно: нужны новые точки роста».

Новые направления

Направлений, которые могут стать или уже стали точками роста, достаточно: технологии, территории, проекты и т.д. В частности, одно из направлений может стать таким импульсом, полагает заместитель директора НИУ ВШЭ Дмитрий Толмачев: «ВШЭ недавно принимала участие в большом исследовании с целью найти свободные ниши для продукции из других регионов. Был выполнен серьезный анализ железнодорожной базы, по итогам этого исследования выявлен целый ряд товарных групп, импорт которых проходил через Петербург. Приведу пример: мы с коллегами рассматривали абразивные материалы, которые завозятся через Питер, и они разместили свое производство не рядом с Петербургом, а в Татарстане. При этом сохраняется серьезный объем импорта через Петербург, который идет в том числе на Урал. Это маленькие проекты, маленькие объемы, но из них могут складываться точки роста – не для Петербурга, но для конкретного бизнеса».

Участники дискуссии согласились, что кризис – наиболее подходящее время для поиска точек роста 018_expertsz_17.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Участники дискуссии согласились, что кризис – наиболее подходящее время для поиска точек роста
Фото: архив «Эксперт С-З»

Участники круглого стола отметили роль государства – не только как участника рынка, но и как драйвера для развития тех или иных отраслей, в которых уже бизнес, подключаясь к реализации тех или иных проектов, подрастает. По мнению руководителя представительства Агентства стратегических инициатив в Северо-Западном федеральном округе Евгения Лебедева, стагнации в действительности нет, если говорить о частном секторе. Снижение инвестиций, по его мнению, связано с выходом государства из завершенных проектов. Тогда какова доля государства? «Прямая доля невелика, если считать не только госинвестиции, но также инвестиции РЖД и других окологосударственных корпораций, – говорит Евгений Лебедев. – Петербург, как мы знаем, вырос в последние годы благодаря инвестициям, которые вкладывали государственные структуры». Однако он отмечает: в стране есть примеры, когда отдельные субъекты прирастают по инвестициям в основной капитал довольно значительно. Возможно, опыт регионов, которые опираются на частные инвестиции, – тоже одна из точек роста.

Еще одно направление, способное стать точкой роста, – схема государственно-частного партнерства (ГЧП), полагает региональный координатор НП «Клуб лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти, член совета директоров Банкирского дома «Санкт-Петербург» Вячеслав Трактовенко. Обратившись к исследованию «Точки роста», выполненному журналом «Эксперт С-З» и НИУ ВШЭ, он обратил внимание участников круглого стола: в целом ряде регионов СЗФО крупные проекты связаны с инвестициями «Газпрома», а в Калининградской области восемь из 22 проектов – инфраструктурные, с большой долей государственных средств. «Но это как раз тот пример, где региональные власти и предприниматели находятся в активном диалоге и выделяют те параметры, те способы взаимной кооперации и работы, которые действительно позволяют создавать точки роста и возможность эффективных инвестиций», – подчеркнул Вячеслав Трактовенко.

Петербург выбыл из числа лидеров, хотя именно здесь реализуется целый ряд проектов по схеме ГЧП: реконструкция нового аэропорта, ЗСД, стадион. И Закон о ГЧП впервые появился именно в Петербурге в 2000 году, подчеркнул Вячеслав Трактовенко. «На федеральном уровне законопроект до сих пор не может пройти второе чтение и не принят, а принципы создания этих инструментов заложены и эффективно используются достаточно давно», – добавил он.

Вячеслав Трактовенко полагает, что надо «возвращаться к использованию Закона о ГЧП, искать вместе с инвесторами, индивидуально общаясь с каждым из них, интересные проекты, способы использования ГЧП, которые через бюджетные механизмы и нагрузку на бюджет снимают, и в то же время приводят в регион дополнительные инвестиции». Это, по его мнению, надо делать немедленно. Иначе Петербург скоро окажется на последних позициях в рейтингах.

Безусловным драйвером должны стать новые технологии, уверен генеральный директор ООО «НПО “Комсомольской правды”» Сергей Цыбуков. Представленный на Московском экономическом форуме проект трансъевропейского пояса развития, по его мнению, больше, чем с Северо-Западом, связан с Сибирью, Дальним Востоком, даже с Крымом. «Но трансъевропейский коридор немыслим без инновационных проектов, которые должны быть реализованы в точках, где условия для этого уже созданы. И на экономическом форуме в мае планируется подписание договора с Петербургом, который должен стать таким центром трансфера технологий не только при строительстве, но и при эксплуатации и создании при этой агломерации 300 км железнодорожных путей и новых производств, новых поселений и вообще новой среды», – рассказал Сергей Цыбуков. Иными словами, от Петербурга ждут не только технологических и технических новшеств.

Безусловным драйвером для роста экономики должна стать новая модель рынка, считают участники круглого стола 019_expertsz_17.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Безусловным драйвером для роста экономики должна стать новая модель рынка, считают участники круглого стола
Фото: архив «Эксперт С-З»

Сергей Цыбуков надеется, что создание транспортного коридора Восток – Запад оживит коридор Север – Юг: «Это то, о чем мы говорили год назад: северный коридор роста. Его презентовал мэр города Турку на Петербургском экономическом форуме в прошлом году, а на прошлой неделе на встрече финских компаний с нашим губернатором он вернулся к этой идее. Сейчас это больше Стокгольм – Турку – Питер, но проговаривается возможность продлить его в Краснодарский край, учитывая, что там сейчас начинается строительство Южного Потока. Поэтому в моем понимании от того, какие деньги будут вложены федералами в эти проекты, зависит и то, насколько Петербург сумеет отреагировать в гуманитарной, технической, технологической части. Для меня важно содержание соглашения, которое будет подписано в мае. Если будут чисто формальные вещи – это одно. А если будут обсуждены конкретные проекты и сроки финансирования – это уже другое».

Драйвером для роста Евгений Лебедев считает также импортозамещение: «У России сейчас есть один продукт, который она продвигает в глобальном плане, – это Таможенный союз. Импортозамещение в его рамках могло бы стать акцентом, в том числе и для Санкт-Петербурга, потому что все-таки мы – международный логистический центр. Здесь однозначно есть большие возможности для развития».

Серьезной точкой роста, по мнению участников круглого стола, способно стать комплексное освоение новых территорий. Применительно к Петербургу – Петербургская агломерация. «Мы разделяем точку зрения, что формирование Санкт-Петербургской агломерации – безусловно, мощный импульс для развития экономики СЗФО. Но идя к идее создания агломерации со стороны города, мы развиваем сейчас идею нового подхода к территориальному планированию, который совмещает развитие строительства с идеей формирования новых территорий, удобных для жизни человека. Это “города в городе”. Это территории, которые удобны для проживания, ведения экономической деятельности, ведения бизнеса, для досуга. То есть это сбалансированный рост территорий», – говорит член экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, директор по консалтингу ООО «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ» Леонид Ивановский.

Новые модели

Безусловным драйвером должна выступить новая модель рынка: прежняя почти исчерпала себя. По мнению экспертов, наступает переломный период. «2015-2017 годы – переломный период, переход из одной модели, которая себя исчерпала, в модель новую. Как раз в этот период должны сформироваться основные компетенции и основные центры принятия решений, которые позволят эту модель завести», – указывает Вячеслав Трактовенко. По его мнению, это период, когда решения нужно принимать быстро и нельзя совершить ошибку. И на этом этапе очень важно взаимодействие власти и бизнеса: контакт должен быть более плотным и носить точечный характер. За последние годы регионы, которые добились впечатляющего роста, не имея к тому ни природных, ни географических предпосылок, такие как Калуга или Белгород, подрос-ли, по словам Вячеслава Трактовенко, за счет индивидуального подхода властей к каждому инвестиционному проекту.

Президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга Владимир Евсеев соглашается: «Модель, которая реализуется у нас в течение более 20 лет, в общем-то, себя изжила». По его словам, в этой ситуации резко возрастает роль государства, иначе нельзя будет удовлетворить те потребности развития экономики, которые, скорее всего, будут переходить на мобилизационный уровень развития, на мобилизационную схему. «Потому что так складывается обстановка, что нам самим в первую очередь нужно думать о том, чтобы развивать свои возможности, а мы это упускали долгие годы, – рассуждает Владимир Евсеев. – Поэтому инвестиционные проекты будут или заморожены, или свернуты: у государства не хватит средств на развитие всех направлений – особенно это касается новой индустриализации. Но только развитие промышленного потенциала государства сможет нам помочь вытащить экономику и ответить на те проблемы, которые сейчас возникли в нашей стране и в мировом сообществе, в том числе в связи с Украиной». Между тем участие государственных органов в развитии промышленного потенциала Владимир Евсеев считает недостаточным: «Мы примерно знаем, в каких направлениях нужно развивать: это законодательное обеспечение процесса модернизации нашего промышленного потенциала, это развитие кадров, спрос, заказ, в том числе оборонзаказ, но вот этот процесс взаимодействия нужно налаживать “сверху”. Потому что мы не можем достучаться до чиновников».

Дмитрий Санатов полагает: драйвером роста может выступить качественное изменение на существующих базовых рынках недвижимости, девелопмента и промышленности в крупных городах. На основании исследования «Перспективы запуска новых производств и девелоперских проектов в Петербургской агломерации» появилась схема, при которой два субъекта – Петербург и Лен-область – выработали единый механизм, благодаря чему стали решаться общие структурные проблемы, общие для обоих субъектов. «Мы исходим из того, что в ближайшие пять-семь лет откроется окно возможностей для трансформации экономики агломерации и запуска нового типа девелоперских проектов», – подчеркнул Дмитрий Санатов.

Упор в исследовании сделан на девелопмент – один из ключевых рынков для развития городской системы. Инвестиционный цикл сейчас завершается, основные крупные инвестиционные проекты уже запущены. Проекты, которые реализуются сегодня и реализацию которых остановить нельзя, после ввода в эксплуатацию, полагает Дмитрий Санатов, очень сильно изменят картину экономики Санкт-Петербурга (во всяком случае – структуру рынка девелопмента) и вызовут последствия на смежных рынках.

«Следующие два-три года мы будем жить в ситуации трансформации рынков – по сути, это будет такая фаза реорганизации, когда на первый план выйдут так называемые мягкие меры. В том смысле, что больших денег на крупные инвест-проекты, кроме тех, что уже запущены, скорее всего, у нас не будет. Если только придут какие-то очень смелые инвесторы», – предупреждает Дмитрий Санатов.

Государственные деньги, рассуждает он, были драйвером развития Петербурга в нынешней фазе, но роль государства будет сокращаться, и в этом смысле перед городом – новый вызов. «После 2018 года, когда будет построен “Лахта-Центр” и проведен чемпионат мира по футболу, перед городом откроется новый инвестиционный цикл – и либо мы заложим под него новые проекты, либо нет. Пафос всей этой ситуации состоит в том, что государство, по всей видимости, в прежнем виде не сможет участвовать в экономике – должны быть какие-то иные схемы. И нужно искать инвесторов, которые смогут сделать ставку на новые форматы в торговле, промышленности, возможно, даже в научно-образовательной сфере, чтобы это смогло тянуть экономику последующие 15 лет», – говорит Дмитрий Санатов.

Частные инвестиции, по его мнению, могут прийти на отдельные территории, где могут быть реализованы перспективные проекты в новых секторах экономики. Например, в Гатчину, где реализуется проект создания Международного центра нейронных исследований на базе исследовательского реактора «Пик». «Если цепляться за такого рода инициативы, одна из которых – в Гатчине, экономику Санкт-Петербурга, во всяком случае его пригородных зон и периферийной части, агломерации, можно будет очень сильно трансформировать. Важно, чтобы эти проекты состоя-лись», – почеркнул Дмитрий Санатов.

Структурных изменений, по его словам, можно ожидать на целом ряде рынков. Например, рынок ритейла в Петербурге насыщен, но есть ряд форматов, которые в городе еще не представлены. Также можно ожидать развития промышленного девелопмента. Сейчас, говорит Дмитрий Санатов, завершается фаза, «то есть, по сути, начинают работать только те объекты, которые сертифицированы, встроены в международные сети индустриальных и технопарков, которые инвесторы могут получать не по случайности, а сфокусированно находя себе резидентов. Второе – это рост доли малого и среднего бизнеса в промышленных инвестициях при запросе на действия в масштабах международного рынка. По сути, если все вот так будет дальше развиваться, у города должна появиться технологическая политика, которая будет способствовать созданию новых предприятий».

Также на рынке могут появиться совершенно новые форматы, например science-парки – офисные парки, сконцентрированные на медицине. Аналоги есть и в других секторах экономики. «Если, например, судостроение Петербурга пойдет по пути глубокой реструктуризации, рано или поздно оно столкнется с форматом специализированных офисных индустриальных парков. Потому что это технологизированный продукт – вся модульная система сборки судна завязана на то, чтобы и объекты недвижимости были организованы под эту технологическую цепочку определенным способом. Если мы будем реструктуризировать сложные секторы по мировому опыту, безусловно, придется создавать такие объекты», – добавляет Дмитрий Санатов.

К драйверам эксперты также относят транспортную инфраструктуру, без которой развитие региона просто невозможно. Явным драйвером выступает и гособоронзаказ – именно на это пойдут средства, направленные государством на модернизацию промышленности. Важно эффективно их использовать, чтобы создать новую платформу.

Лови момент

Однако определить, где находятся точки роста, мало – нельзя упустить время, благоприятное для их формирования. «Если мы этот этап пропустим сейчас, не создадим нужную инфраструктуру, нужные программы, то я боюсь, что как мы в свое время “проспали” мобильную революцию, так и новый инвестиционный цикл можем просто “проспать”», – беспокоится Дмитрий Санатов.

«В условиях общей экономической стагнации с уже практически официально зафиксированной рецессией если не искать точки роста, а просто ориентироваться на достаточно пессимистичные прогнозы, которые рисует Минэкономразвития, и самим предаваться этому пессимизму, никаких точек роста не создать, – резюмирует Вячеслав Трактовенко. – Если в переходный период мы их не сформируем, то, боюсь, у нас не то что точки роста не возникнут, но и совсем пессимистическое будущее нас ждет».

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама