Старые грабли

Тема недели
Москва, 05.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №20 (667)

Фото: архив «Эксперт С-З»

Cостояние судостроения в стране не соответствует статусу России как морской державы.

Из всего объема мирового гражданского транспортного судостроения отрасль сегодня выпускает всего 0,5% судов по тоннажу, или 1,3% – по числу кораблей.

Большие надежды возлагаются на программу «Развитие судостроения на 2013-2030 годы», утвержденную в конце 2012 года председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым.

Выполнение программы возложено на Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), созданную почти семь лет назад. Но именно исполнитель задач, точнее – его возможности, и вызывает большие сомнения. Не секрет, что многие судостроительные предприятия вошли в состав ОСК, чтобы получить государственные заказы, и пользуются этим в полной мере. Но это касается прежде всего заводов, выполняющих гособоронзаказ. Другие предприятия, готовые строить суда для других целей, остаются как бы не у дел: большинство из них акционировались, стали частными, и диктовать им условия выполнения тех или иных заказов не представляется возможным. Здесь все решает экономика. Если судовладельцу невыгодно строить судно на верфи, входящей в состав ОСК, он и не будет этого делать, найдет предприятие за рубежом, где ему построят корабль быстрее и дешевле. Тогда в чем смысл существования ОСК?

Опыт по созданию крупных государственных корпораций, который есть в России, – негативный. Предприятия неэффективны и существуют разве что по инерции или в интересах каких-то людей, структур. Достаточно вспомнить Объединенную авиастроительную корпорацию, которая обещала насытить рынок авиаперевозок самолетами «Суперджет». И где эти лайнеры? Авиаперевозчики до сих пор, к сожалению, ориентируются на импортную продукцию, лишая страну налогов. Государство вновь наступило на те же грабли, создавая Объединенную судостроительную корпорацию.  Невозможно руководить входящим в корпорацию конкретным предприятием на удалении. Сейчас речь должна идти о том, чтобы корпорация четче определила приоритеты своей деятельности, к руководству ею пришли грамотные управленцы, эффективно лоббирующие вопросы модернизации предприятий в правительстве РФ, сотрудничающие с Академией наук, заказчиками, укреп-ляющими кооперативные связи между предприятиями. И здесь, наверное, не надо двухсот управленцев, как сейчас в ОСК, – достаточно двух десятков человек. 

Современное судостроение РФ крайне необходимо. Страна имеет более 50 тыс. км морской границы и 100 тыс. км внутренних водных путей. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок. Нельзя не учитывать выгоды этого процесса – ни в политическом, ни в экономическом аспекте.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (667) 5 мая 2014
    Судостроение
    Содержание:
    Неспешной поступью

    Реформа судостроительной отрасли России буксует. Сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов привело к сложному экономическому положению почти всех судостроительных заводов в стране и значительному удорожанию продукции

    Реклама