Вдали от дома

Мнение недели
Москва, 05.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №20 (667)
Любой растущей компании со временем становится тесно на локальном рынке. Рост бизнеса возможен только за счет выхода в регионы

Поначалу мы старались не сильно удаляться от домашнего для нас петербургского рынка.

К примеру, заводы по заказу JoyCo и Amcor были построены под Великим Новгородом и в Череповце. Но со временем мы убедились в необходимости двигаться в регионы.

Первая тому причина – снижение темпов промышленного строительства в Петербурге. Если с начала 2000-х годов в городе было построено несколько десятков промышленных предприятий, то сейчас получить заказ на такие проекты стало заметно сложнее. Заказчики предпочитают Петербургу другие регионы, и надо двигаться вслед за ними. Другая часть наших потенциальных заказчиков всегда находилась в регионах. Несколько лет назад мы вышли на рынок строительства объектов для горной промышленности. Большая часть потенциальных заказов этого направления расположена за Уралом – именно там находятся основные месторождения. Это направление уже принесло крупнейший в истории нашей компании проект – возведение горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении Белая Гора в Хабаровском крае.

Сейчас наши объекты разбросаны по всей России – от Сочи до Хабаровского края. Однако, расширяя географию работы, нужно быть готовым к порой очень неожиданным трудностям, возникающим на региональных стройплощадках. Я бы условно разделил их на объективные условия, например природные, и субъективные – местные деловые традиции или состояние рынка труда.

Начнем с субъективных. На каждом региональном строительном рынке существуют свои негласные правила, часто весьма далекие от того, что вкладывается в понятие «рынок» в столицах. Например, со стороны субподрядчиков отношение к «чужакам» бывает откровенно потребительское. Я бы категори-чески не рекомендовал идти у них на поводу: сарафанное радио в регионах работает очень хорошо, и не более чем через неделю после одной серьезной уступки все остальные подрядчики выставят такие условия, что о рентабель-ности придется забыть.

Пример из практики: в одном небольшом городке в Ханты-Мансийском автономном округе работала только одна строительная компания, у которой были башенные краны. Владелец этой компании наотрез отказался сотрудничать даже по ценам, заметно превышавшим рыночные. Когда договориться не получилось, нам пришлось отойти от привычной практики привлечения субподрядчиков и аренды оборудования и купить строительный кран.

В Сочи, где в начале этого года мы завершили строительство отеля Park Inn, ситуация была еще тяжелее. На момент нашего выхода на объект в городе уже велось активное олимпийское строительство. Найти свободных подрядчиков, стройматериалы и технику было практически невозможно. А те, кто там работал, подходили к цено-образованию с сочинским размахом. В результате мы наладили работу на объекте с подрядчиками из Петербурга, Ростова, Казани и Краснодара.

Но если кран можно купить, а технику – завезти из других регионов, то новую дорогу в тайге строить сложно и не всегда экономически оправданно. Так, месторождение Белая Гора находится в районе, по условиям жизни и работы приравненном к Крайнему Северу. До ближайшего города, Николаевска-на-Амуре, – десятки километров тайги. Дороги отсутствуют. Работа на таких объектах требует максимальной концентрации всех подразделений компании – от команды на объекте до службы персонала, сметного и юридического де-партаментов. Каждую поставку техники на объект, каждый завоз стройматериалов приходится планировать до мелочей, а потом скрупулезно соблюдать установленные сроки, ведь срыв поставок грозит достаточно длительным простоем стройки. Дело в том, что привезти технику или стройматериалы на объект можно только во время зимнего или летнего транспортного сезона – баржей по Амуру или по проложенному по льду зимнику.

К региональной экспансии должен быть готов коллектив компании. В первую очередь надо подготовить коллег к длительным командировкам, которые неминуемо сопровождают проекты в провинции. Практика показала, что реализовать крупные стройки только силами нанятых на месте работников невозможно: в ходе строительства необходимо поддерживать тесные личные связи региональной команды и головного офиса – это очень помогает оперативно решать возникающие на объекте вопросы. Кроме того, по отношению к новым коллегам, примкнувшим к команде уже в процессе реализации проекта, «питерский десант» является еще и проводником в корпоративную культуру, что позволяет собирать в свои ряды созвучных нам по мировоззрению людей. Поэтому костяк команды региональных строек лучше составлять из менеджеров головного офиса. Как правило, это примерно половина руководящего состава.

Уговорить человека переехать на два года в Тверь, не говоря уже о дальневосточной тайге, очень непросто. И однозначного рецепта здесь нет. Помимо материальной мотивации очень хорошо работают карьерные перспективы. Люди едут в длительные командировки не только за деньгами, но и за опытом, который может им пригодиться в дальнейшей карьере. Не менее важен человеческий подход. Например, работодатель должен взять на себя обязательства по помощи семье на время отсутствия ее главы.

Стройки в регионах очень много дали нашей компании, и речь идет не только об увеличении оборотов. Решая проблемы работы в удалении от головного офиса или сталкиваясь с особенностями местных рынков, мы приобрели колоссальный опыт. Более того, региональные проекты помогли нам ускорить внедрение новых корпоративных стандартов, ведь «ручное» управление на расстоянии менее эффективно. Усовершенствовались многие корпоративные процедуры, регулирующие практически все сферы – от внутреннего документооборота до работы с персоналом на крупных проектах. Контроль за ходом проектов стал жестче. Это уже принесло свои плоды – рентабельность проектов в целом по компании выросла.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (667) 5 мая 2014
    Судостроение
    Содержание:
    Неспешной поступью

    Реформа судостроительной отрасли России буксует. Сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов привело к сложному экономическому положению почти всех судостроительных заводов в стране и значительному удорожанию продукции

    Реклама