Форум глобального российского развития

Тема недели
Москва, 19.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №21 (668)
Повестка дня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2014 году отражает вызовы, встающие перед Россией на фоне угроз экономических санкций со стороны США и Евросоюза, – создать импульс для внутреннего развития отечественной экономики, опираясь при этом на проекты трансконтинентальной интеграции

Фото: архив «Эксперт С-З»

Нынешний форум не только изменил дату проведения (с конца июня, как в предыдущие годы, на 22­24 мая), но и существенно скорректировал свою повестку. При изучении его программы (основное содержание которой, кстати, формировалось еще до переломных событий на Украине и спровоцированных ими внешнеполитических последствий) складывается впечатление, что ее составители как будто предугадывали проблемы, которые особенно остро встанут перед российской экономикой. В итоге львиная доля сессий и круглых столов в рамках форума так или иначе посвящена поиску решений проблем, стоящих перед российским государством либо во внутриэкономической сфере (на уровне регионов, мегаполисов или конкретных отраслей), либо роли и перспективам России в процессах глобальной интеграции (причем как с Европой, так и с Азией и Америкой).

И в этом видится глубокий смысл. С одной стороны, Россия демонстрирует, что во многом не вопреки, а скорее благодаря «волне экономических санкций» со стороны Запада наше государство концентрируется на внутренних резервах и рынках, давая зеленый свет и господдержку программам локализации и импортозамещения. С другой стороны, из глобальных вопросов, заявленных в программе форума, следует посыл: невозможно отмахнуться от России как державы, определяющей сценарии развития мировой экономики. Следовательно, ее роль и вес будут только возрастать в активно развивающихся интеграционных процессах (например, между Европой и Азией). Внутренняя же экономическая активность (которая, безусловно, будет политически и финансово простимулирована государством через федеральные отраслевые программы и новые мегапроекты) даст возможность сформировать перспективные рынки для привлечения международных инвестиций и положительно скажется на экономике всей планеты.

Один в поле воин

Еще раз касаясь повестки форума, стоит отметить, что о роли, которая в этом году отводится нашей стране, говорит тот факт, что специальный тематический блок «Раскрытие конкурентного потенциала России» насчитывает 42 мероприятия, при том что на остальные четыре блока приходится 36 дискуссий (из которых три опять же посвящены конкретно России). Хочется верить, что такой уклон не вызовет отторжения, а, напротив, только подогреет интерес иностранных гостей к проблемам и перспективам страны – хозяйки форума. И хотя целый ряд транснациональных корпораций уже отказались участвовать в форуме, те выводы и новые модели взаимодействия, которые будут предложены на форуме, безусловно, их заинтересуют. А по мере снижения напряженности между Россией и ее европейскими и американскими партнерами велика вероятность, что последние в итоге впишутся в запускающиеся интеграционные процессы. При этом, судя по повестке, ощущается усиление присутствия стран – членов БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). И вполне вероятно, что на фоне обещаний западных политиков ограничить Россию в кредитных и инвестиционных ресурсах из Европы и США к финансированию крупных российских инфраструктурных проектов может подключиться Банк развития БРИКС, о создании которого было заявлено в сентябре 2013 года на саммите G­20, проходившем в Санкт­Петербурге. Уставный капитал банка составляет 50 млрд долларов, валютный резерв – 100 млрд. Из них 41 млрд вносит Китай, 5 млрд – ЮАР, все остальные участники, в том числе Россия, – по 18 млрд. Эти 100 млрд долларов и станут ориентиром для потенциальных партнеров и показателем финансового потенциала для частных инвесторов.

Вопросы…

В повестке ряда круглых столов форума поставлены ключевые для России вопросы. Например, касающиеся индустриализации как инструмента экономического роста. Дефицит кадров рабочих специальностей, рост арендной платы, стоимости земли и недвижимости в столичном регионе и крупных мегаполисах, перегруженность транспортной инфраструктуры, рост потребления и благосостояния населения приводят к формированию нового взгляда на локализацию производств в регионах. Инвесторов интересует, стоит ли создавать там дополнительные промышленные площадки или реструктурировать существующие, а также какие преференции для развития бизнеса предоставляет государство российским и иностранным инвесторам, как и где правильно локализовать производство, чтобы снизить стартовые издержки.

Учитывая масштабы российской территории, развитие транспортной инфраструктуры и системная интеграция логистики становятся ключевыми задачами для подъема экономики. Сегодня Россия тратит на транспорт и логистику около 20% своего ВВП, занимая по этому показателю одно из первых мест в мире и опережая как Китай (15%), так и Европу (7­8%). Это, безусловно, отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. Соответственно, возникают вопросы: какие меры необходимо принять для повышения эффективности российской логистики и, в частности, какие технологии и новые стратегии позволят добиться рационализации и интеграции бизнес­процессов? Как построить диалог между государственным и частным сектором, чтобы он содействовал формированию более совершенных стандартов и новых подходов?

В контексте интегрированной логистики на форуме поднимается вопрос, особенно актуальный для Северо­Запада: как обеспечить устойчивое экономическое партнерство между Россией и Финляндией, при том что для расширения двусторонних торговых отношений необходимы дополнительные инвестиции в строительство, логистику и соответствующую инфраструктуру. Может ли приграничный Северо­Западный регион стать международным центром торговли товарами и услугами и какие модели государственно­частного партнерства позволят ему стимулировать свое всестороннее развитие? Какие меры необходимо принять для обеспечения экономической эффективности совместных логистических и инфраструктурных проектов?

Ну и конечно, как для Северо­Запада, так и для России в целом остается нерешенной задача создания новых центров экономического роста в регионах. Федеральный центр и местные власти понимают, что условием создания динамичной деловой среды является формирование многоотраслевых экономических кластеров с участием различных компаний для оказания взаимной поддержки в процессе общего роста и развития. Но пока в масштабах страны этого сделать не удается.

В этом году ряды иностранных гостей ПМЭФ поредели, но те, кто все же прибыл, смогут узнать все о конкурентном потенциале российской экономики. (фото с форума - 2012) 10.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
В этом году ряды иностранных гостей ПМЭФ поредели, но те, кто все же прибыл, смогут узнать все о конкурентном потенциале российской экономики. (фото с форума - 2012)
Фото: архив «Эксперт С-З»

…и ответы

Между тем на многие из описанных выше вопросов повестки форума уже предложены если не ответы, то пути их нахождения. С инициативой по созданию нового промышленно­технологического и социально­культурного уклада для нашей страны выступил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Видение своей стратегии он изложил еще в марте этого года на заседании президиума РАН в докладе «Интегральный проект солидарного развития на Евро­Азиатском континенте (научно­практическая концепция)», подготовленном на базе Института социально­политических исследований РАН. Ключевой темой этого доклада стала идея проекта «Трансъевразийский пояс развития» (ТЕПР), предполагающего создание транспортных путей нового типа, включающих не только сверхскоростной железнодорожный транспорт, но и энергомосты, трубопроводы и линии связи от восточных до западных границ России и далее – от Аляски до Лиссабона. При этом предполагается создать коммуникационный «стержень» шириной до 300 км, к которому будут примыкать поселения и производства нового типа.

Стоит отметить, что идея евроинте­ грации и трансконтинентального развития не только нашла поддержку и одобрение в научных и деловых кругах Санкт­Петербурга, но и начала активно обсуждаться экспертами. Это касается как использования научно­технического и инновационного потенциала местных вузовских, академических и научно­производственных центров, так и непосредственно включения в ТЕПР транспортного коридора, проходящего через субъекты СЗФО и связывающего европейские страны (через Финляндию и порты Санкт­Петербурга) с Россией, Казахстаном и Юго­Восточной Азией.

Возникающие в последние месяцы осложнения геополитических взаимоотношений между Россией и Европой не ослабляют, а, напротив, повышают потребность в трансъевразийской интеграции. При этом возрастает актуальность более тесных связей с азиатскими регионами, а также раскрытия внутренних индустриальных ресурсов России, ориентированных как на импортозамещение, так и на создание продукции с высокой добавленной стоимостью. Экономические, правовые и политические аспекты евразийской интеграции уже нашли отражение в дискуссии на форуме «Евразийская экономическая перспектива», состоявшемся в апреле 2014 года в Санкт­Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ).

А в преддверии Петербургского международного экономического форума СПбГЭУ совместно с журналом «Эксперт С­З» провел круглый стол,  на котором ученые, промышленники и финансисты обсудили существующий потенциал для интеграции и новые точки внутреннего роста в СЗФО в рамках мегапроекта ТЕПР.

Эксперты сошлись во мнении, что структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, способствуют интенсификации товаротранспортных потоков в направлении Европа – Азия. Это открывает новые возможности для реализации потенциала экономического роста России, но требует, в свою очередь, комплексных инфраструктурных решений в системе евразийских транспортных коридоров. Необходимость комплексных решений по развитию промышленно­логистических парков, мультимодальных хабов и крупных транспортно­логистических узлов может лечь в основу модели формирования коридоров развития.

«Для реализации такой модели определяющую роль будет играть интеграция СЗФО в евразийскую транспортно­логистическую систему, – высказывается председатель совета директоров ГК “Союз­Инвест” Станислав Невзоров. – Разработка и внесение предложений в стратегию формирования экономической политики Балтийского макрорегиона на основе инфраструктурного развития регионов и создания единой технологической платформы могут лечь в основу формирования Трансъевразийского пояса развития. В настоящее время идут разработка и внедрение программы единой торгово­транспортной сети на базе развития интермодальных (комбинированных) перевозок, что позволит создать многофункциональные торгово­логистические комплексы международного класса и привлечь высокодоходные товарные потоки (как евро­азиатские, так и трансатлантические). Инструментом может стать создание сети многофункциональных транспортно­логистических центров (ТЛЦ), которые выступят точками роста в системе евразийских транспортных коридоров».

Такого рода ТЛЦ будет представлять собой не престо многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в узлах транспортной сети, выполняющий функции распределительного центра и обеспечивающий взаимодействие различных видов транс­ порта. В первую очередь мощности такого центра будут интегрированы с индустриальными зонами, сформированными на базе промышленных предприятий, индустриальных парков, ОЭЗ, связанных между собой единой инженерно­технической и транспортной инфраструктурой.

Кластерная основа

На этом пути первым шагом должно стать создание Центра межотраслевого сотрудничества на базе СПбГЭУ, формирующего региональную кластерную политику в системе евразийских транспортных коридоров. «Затем организуется транспортно­логистический кластер “Северо­Запад”, ориентированный на создание межотраслевых консорциумов по промышленной кооперации, импортозамещению, привлечение инвестиций в транспортно­логистическую инфраструктуру, – продолжает Станислав Невзоров. – После чего можно говорить о расширении кластера до Балтийского макрорегиона и строительстве в Санкт­Петербурге евразийского центра делового сотрудничества по типу МЦПС “Хоргос” в Казахстане на границе с Китаем – с элементами особой технико­внедренческой экономической зоны».

«В своей концепции Владимир Якунин подчеркивает, что в рамках ТЕПР должны быть созданы разные по своей природе типы инфраструктуры (социокультурная, технологическая, инновационная, индустриальная, финансово­инвестиционная, а также внешней и внутренней безопасности), интегрированные в единый комплекс, – говорит заместитель председателя совета Санкт­Петербургской торгово­промышленной палаты, генеральный директор НПО “КП” Сергей Цыбуков. – Но экономическими драйверами вокруг этого коридора должны стать индустриальные парки нового типа, костяк которых будет состоять из кластеров, ориентированных не только на строительство и эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры, но и на трансфер технологий в другие отрасли (прежде всего – в транспортную). И для этого они должны плотно работать как с федеральными научными центрами, так и с местными вузами. Особенно важны привлечение в эти индустриальные парки интернациональных инжиниринговых компаний, организация каналов сбыта на внутрирегиональные рынки и создание условий для развития предприятий малого и среднего бизнеса. При этом на подобных площадках могут быть точечно размещены и высокотехнологичные производства для оборонно­промышленного комплекса».

Сергей Цыбуков также обращает внимание, что именно кластерная модель позволяет привлекать смешанное финансирование из различных источников – от бюджетов разного уровня, средств крупнейших российских банков (таких, как ВТБ и Сбербанк), частных инвестиционных ресурсов, как отечественных, так и иностранных. «И эти деньги придут потому, что создаваемые кластеры вовлечены в национальный мегапроект. А поскольку он должен быть конкурентоспособным на глобальных рынках, это и служит постоянным стимулом для осуществления трансфера технологий в другие отрасли, создания новых каналов сбыта и постоянной работы над улучшением и повышением конкурентоспособности своей продукции», – подчеркивает он.

О реальных перспективах поддержки проекта ТЕПР высказывается советник председателя Северо­Западного банка Сбербанка Татьяна Логинова: «У нас уже существует кредитная программа, которая предусматривает поддержку создания новых предприятий на территориях индустриальных парков. Концепция данного продукта подразумевает его максимальную адаптацию под потребности любого предприятия, что создает возможности для организации новых эффективных производственных цепочек, которые могут появляться на территориях, которые будут способствовать развитию потенциала регионов Северо­Запада».

Таким образом, не исключено, что часть вопросов, которые будут подняты в рамках форума, начнут решаться в рамках мегапроекта ТЕПР. Как скоро это произойдет, пока неясно. Однако региональный бизнес и финансисты уже проявляют большую заинтересованность в появлении на Северо­Западе первых моделей коридоров развития. А поскольку роль ведущей научно­дискуссионной площадки по данной теме взял на себя Государственный экономический университет, можно предположить, что движение в сторону формирования Евразийского экономического союза и запуска ТЕРП все же активизируется, несмотря на изменение современной геоэкономической и геополитической архитектуры.

Санкт­-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №21 (668) 19 мая 2014
    ПМЭФ
    Содержание:
    Университет участвует в новой индустриализации

    Игорь Максимцев, ректор Санкт­-Петербургского государственного экономического университета:

    Международный бизнес
    Реклама