Закрома родины

Русский бизнес
Москва, 30.06.2014
«Эксперт Северо-Запад» №27 (674)
Дмитрий Чтецов: ««Азбука Вкуса» – это прежде всего магазин на каждый день, куда удобно приходить за свежими продуктами»

Фото: архив «Эксперт С-З»

Спрос на продукты премиум-класса и просто высококачественные продукты в Петербурге растет, а значит, число продуктовых магазинов luxury – тоже. Однако держать марку им непросто. О требовательном покупателе, вложениях в оборудование, проблемах взаимодействия с фермерами и инвестициях в сельхозпредприятия рассказал директор филиала сети супермаркетов «Азбука Вкуса» в Санкт-Петербурге Дмитрий Чтецов.

– Первый магазин «Азбука Вкуса» открылся в Петербурге в конце 2012-го, год спустя в регионе открылось сразу несколько магазинов сети. Темпы будут нарастать?

– В наших планах – открыть не менее 15 супермаркетов сети в Петербурге. С точки зрения затрат на логистику товаров, стабильности ассортимента, в особенности в части группы fresh, нет смысла открывать одну или две торговые точки. Сейчас в городе на Неве и в Ленинградской области уже работают шесть супермаркетов. Многие наши супермаркеты открываются не в центре города, а на окраине или за городской чертой, рядом с трассой.

Держать марку

– На какого покупателя ориентированы магазины сети в Петербурге?

– Наши товары  предназначены для широкой аудитории. Это люди, заинтересованные в приобретении гарантированно качественных товаров, а таких покупателей становится все больше – я бы даже сказал, что в Петербурге их уже большинство. Растет интерес к экотоварам, к продукции фермерских хозяйств. Кроме того, у нас есть что предложить гурманам.

Но мы не являемся магазином для избранных, продуктовым бутиком – в каждом супермаркете сети покупатель найдет товары на каждый день, стоимость которых вполне конкурентна.

– Как меняется конкурентная среда в Петербурге? Ваши конкуренты – по-прежнему «Лэнд», «Глобус Гурмэ», «Стокманн»?

– Круг конкурентов широк. По сути, это все продуктовые розничные сети, так как в Петербурге уровень их развития и используемых технологий достаточно высок. Безусловно, бороться за премиального покупателя нам приходится с теми компаниями, которые ориентированы на luxury-сегмент. Однако «Азбука Вкуса» – это прежде всего магазин на каждый день, куда удобно приходить за свежими продуктами.

– Как идет «борьба» за свежесть продуктов?

– Рецепт прост: отлаженная логистика и постоянный контроль на полке. С момента появления компании в ней существует управление по качеству. У нас есть как внутренние проверки, которые проводят сотрудники этого подразделения, так и внешние аудиты. Нам важно все, вплоть до аромата в супермаркете. Поэтому мы трепетно относимся к своим будущим магазинам еще на этапе проектирования и строительства. Дополнительные вложения, например, в оборудование у нас составляют вдвое большие объемы, чем в обычных магазинах.

Недавно мы сертифицировали петербургские магазины по системе ISO 9001, предоставив нашим клиентам таким образом дополнительную гарантию высочайшего качества товаров и услуг.

От сохи

– Возникают ли проблемы при сотрудничестве с фермерами? Может ли магазин подобного формата обойтись без такого сотрудничества?

– Вряд ли может обойтись. Сегодня, как я уже говорил, покупатель очень неравнодушен к свежему и натуральному. И мы постоянно ищем хозяйства, способные не только предложить нам первоклассный фермерский продукт, но и гарантировать стабильные качество и объем поставок.

– А может ли российский фермер сегодня предложить такие опции?

– В текущих российских условиях работу с отдельным фермером действительно выстроить сложно. Отчасти причина кроется в нас самих – мы предъявляем высокие требования и к объему, и к стабильности, и к качеству. Работу осложняет и то, что индивидуальные хозяйства разбросаны по карте России, – выстраивать с каждым из них отдельные отношения, включая отдельную логистику, накладно. 

– Но покупатель все равно каждый день приходит к прилавкам и ищет глазами свежие молоко, мясо, овощи и т.д.?

 – И находит, и будет находить. Скоро мы запустим проект по производству мраморной говядины травяного откорма. Недавно закупили семена томатов японской компании «Сокато», которая специализируется на селекции.

А решение проблемы у нас одно: мы привлекаем инвестиции и сами инвестируем в развитие фермерских хозяйств на территории России.

Мы инициировали создание фермерских хозяйств, расположенных компактно на территории одного региона – Мосальского района Калужской области. Таким образом мы оптимизировали затраты как на создание инфраструктуры, так и на логистику. Мы создали кооператив, где выступаем как инвесторы и полноправные участники процесса: закупаем технику, делимся технологиями, берем на себя все, что связано с упаковкой, логистикой, сбытом. И мы имеем возможность напрямую управлять процессом, вносить необходимые изменения, контролировать качество и планировать объемы.

 – Фермеры охотно сотрудничают?

– Безусловно, фермеры испытывают потребность в инвестициях. И мы готовы помогать нашим партнерским хозяйствам. Так, наши специалисты обучают партнеров технологии сухого вызревания мяса (dry aged). Гарантированный сбыт также важен для любого, особенно небольшого, фермерского хозяйства.

В кооперации у нас есть возможность добиться синергетического эффекта от взаимодействия крупного бизнеса и индивидуальных фермерских хозяйств.

В случае форс-мажорных обстоятельств, в которые может попасть фермерское хозяйство (неурожай, скачки цен и нестабильность валют и т.д.), мы имеем возможность поддержать своих партнеров.

Мы отдаем себе отчет в том, что сельское хозяйство на территории России представляет собой высокорискованный вид деятельности. Это длительные инвестиции, и здесь не стоит ожидать мгновенного результата.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама