ЕГЭ. Версия-2014

Общество
Москва, 01.09.2014
«Эксперт Северо-Запад» №36 (679)
В 2014 году бюджет организации государственной итоговой аттестации, по данным Рособрнадзора, вырос на 663 млн рублей – именно столько потребовалось, чтобы обеспечить видеонаблюдение на экзаменах и доставить экзаменационные материалы спецсвязью

Фото: архив «Эксперт С-З»

Основные проблемы, над решением которых из года в год работают организаторы ЕГЭ, связаны с утечкой ответов на задания в Интернет, их доступностью во время экзамена с помощью мобильных устройств, коррупцией, а также субъективным подходом к проверке работ. Поэтому одним из главных организационных нововведений ЕГЭ 2014 года стало внедрение института федеральных онлайн-наблюдателей, которые в режиме реального времени могли следить за любой аудиторией и любым этапом экзамена.

В Комитете по образованию Санкт-Петербурга отметили, что в целом сдача ЕГЭ не принесла неприятных сюрпризов, экзамен прошел честно, организованно и спокойно. Правда, как раз меры по обеспечению максимальной честности и объективности при его проведении в определенной степени повлияли на последующее снижение минимальных баллов по русскому языку (с 36 до 24 баллов) и математике (с 24 до 20), позволив выявить реальный уровень знаний выпускников.

Эксперты высказывают различные мнения относительно этого события. В Комитете по образованию отмечают, что снижение минимальных порогов ЕГЭ дало ребятам, имеющим определенные проблемы с учебой, возможность продолжить свое образование, в частности, в средних профессиональных образовательных учреждениях. Председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева объясняет: «Все дети учатся по-разному. У всех разные таланты и интересы. Но главное, что сейчас все они получают федеральный государственный образовательный стандарт. И те выпускники, которым, возможно, сложно давалась учеба, теперь все-таки смогут продолжить свое обучение профессии, взять старт в профессиональной карьере».

Член Общественного cовета Министерства образования и науки РФ, заслуженный учитель России, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Рукшин обеспокоен: «Математика – точная наука. Кажется, что разница в 4 балла ничтожна. Но сейчас, чтобы получить не двойку по математике, достаточно решить первые три задачи из 21-й (при этом первые пять задач одного из вариантов ЕГЭ при мне смог решить грамотный четвероклассник). Опасность даже не в самом факте понижения порога, а в низком уровне знаний тех, кто завтра придет в вузы, которым дали право принимать документы, если выпускник набрал по математике 24 балла. Но представьте, если самолет или мост будет делать специалист, выпущенный из школы со знаниями пятиклассника. Вот пример из практики: недавно на работу пришел устраиваться молодой инженер-судостроитель. Когда ему предложили решить некую инженерную задачу, он спросил: «А какие есть варианты ответа, чтобы выбрать правильный?» Конечно, вузы могут поставить планку выше, чем 24 балла. Но сейчас они вынуждены цепляться за студентов, чтобы просто сохранить своих сотрудников».

Что касается результатов сдачи ЕГЭ в 2014 году в Санкт-Петербурге, Комитет по образованию предполагает обнародовать их в начале октября. Пока доступны предварительные итоги по результатам первой волны (результаты сдачи выпускников текущего года).

По мнению Жанны Воробьевой, Петербург показал в этом году стабильные результаты: «В целом результаты сопоставимы с прошлым годом. Может быть, в этот раз у нас меньшее количество 100-балльников, но больше ребят, которые получили сумму выше 80 баллов. Радует, что второй год подряд заметен осознанный подход школьников к экзаменам по выбору. Они уже не набирают много разных экзаменов на всякий случай, а сдают те, которые потребуются для поступления в вуз. Предварительные итоги показали, что самыми популярными предметами по выбору являются: обществознание (его выбрали 53,4% выпускников), физика (26%), иностранный язык (20,2%), история (18%) и биология (16,7%)».

… в вуз

Снижение федеральных минимальных баллов ЕГЭ по русскому языку и математике тем не менее не повлияло на планку, установленную в этом году вузами для абитуриентов. Проректор СПбГУ по учебно-методической работе Марина Лаврикова комментирует: «Утвержденный Министерством образования и науки РФ порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – бакалавриата, специалитета и магистратуры на 2014/15 учебный год не подразумевает изменения единожды установленного и объявленного вузом минимального количества баллов ЕГЭ, подтверждающего успешное прохождение вступительных испытаний, то есть фактически саму возможность участия в конкурсе на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета. Снижение минимальных федеральных значений баллов по ЕГЭ в 2014 году на результатах приема в СПбГУ, ориентированного на сильнейших абитуриентов, никак не отразилось».

В настоящий момент результаты ЕГЭ играют ключевую роль при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, поясняют в СПбГУ. В большинстве случаев именно результаты ЕГЭ составляют основу суммы баллов, с которой поступающий участвует в конкурсе. Хотя есть и некоторые исключения. Во-первых, на основании решения правительства РФ ряду вузов ежегодно разрешается проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности – по тем предметам, которые установлены в качестве вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета. При этом каждый год правительство корректирует и перечень таких вузов, и список направлений подготовки и специальностей, при приеме на которые они могут проводить такие испытания.

«СПбГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова имеют право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по любым направлениям. МГУ такое право активно использует на протяжении всех пяти лет с момента вступления в силу указанного федерального закона. А СПбГУ придерживается другой позиции: с 2012 года поступить на обучение по большинству образовательных программ бакалавриата и специалитета возможно только по результатам ЕГЭ без дополнительных вступительных испытаний по тем предметам, по которым сдан ЕГЭ. Исключение составляют направления подготовки и специальности, при приеме на которые оценка компетенций, знаний, умений и навыков поступающего по содержательным причинам не может быть произведена только на основании результатов ЕГЭ – направления в области культуры и искусства, физической культуры и спорта и некоторые другие», – рассказала Марина Лаврикова.

В СПб ГАТИ отмечают, что по формальному принципу показатель ЕГЭ не может быть определяющим при поступлении в творческий вуз. Как правило, он имеет значение в спорных ситуациях, сложившихся по итогам творческих испытаний. «Конечно, неграмотных людей желательно не брать. Но при этом существует еще вопрос обучаемости. Бывает, что к нам, к примеру, поступает человек довольно низкого культурного уровня, но очень талантливый, и как раз в процессе обучения в стенах академии он обретает совершенно новый уровень культуры. Есть, конечно, и обратные примеры, когда люди в этом смысле какими поступают, такими и выходят. Но творческие испытания как раз дают возможность предварительно понять, будет ли этот человек артистом, режиссером, театроведом, продюсером или нет, и насколько он обучаем. Другие вузы, принимающие студентов исключительно по результатам ЕГЭ, как правило, лишены этой возможности», – поясняют в академии.

Сдача ЕГЭ – довольно заформализованная процедура 027_expertsz_36_1.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Сдача ЕГЭ – довольно заформализованная процедура
Фото: архив «Эксперт С-З»

Камень преткновения

ЕГЭ до сих пор остается предметом споров сторонников и противников данной формы государственной итоговой аттестации и реформ образования в целом. По утверждению ряда специалистов, в этом году ЕГЭ получился действительно более честным, что стоил значительных усилий и финансовых затрат. При этом, к сожалению, снижение средних баллов по ряду предметов и двух федеральных минимальных баллов, которое называют ожидаемым, так или иначе заставляет задуматься о степени соответствия программ и методов нынешнего среднего образования интересам и потребностям вузов, общества и страны. Еще она проблема, обсуждаемая экспертами, заключается в порою довольно резких изменениях, касающихся ЕГЭ (в частности, содержания заданий), которые могут становиться неожиданностью для школьников, родителей, учителей.

Уже известно, что следующий 2015 год принесет ЕГЭ новые изменения. Информация о них опубликована на официальном портале Рособрнадзора. Для допуска к итоговой аттестации, например, придется заранее написать сочинение. А при проведении ЕГЭ по иностранному языку по желанию участника в него может быть включен устный раздел «Говорение».

Ряд специалистов за подобные изменения, так как отмечают в них некоторое обращение к старой и проверенной системе. Хотя становится грустно от сознания, что потребовалось столько времени и сил, чтобы вернуться к тому, с чего начинали.

Санкт-Петербург

Средний тестовый балл по предметам ЕГЭ в 2014 и в 2013 годах (предварительные итоги)
Вузы, в которые зафиксирован наибольший конкурс в 2014 году

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №36 (679) 1 сентября 2014
    Точки роста
    Содержание:
    Кто в кластере живет

    Район между Суворовским проспектом и Синопской набережной окончательно расстается со своим промышленным прошлым и превращается в своеобразный административно-деловой кластер

    Реклама