Города-спутники России не нужны

Русский бизнес
Москва, 01.09.2014
Города-спутники усугубляют урбанистические проблемы России

Фото: архив «Эксперт С-З»

Сегодня консультанты рисуют красивые утопичные концепции городов-спутников. Проблема в том, что в России подобные города остаются только на бумаге; их востребованность определяется исключительно намерениями и возможностями инвестора, а не объективной необходимостью с точки зрения урбанистки. Если таковых причин для создания города-спутника нет, то последние могут усугубить проблемы основного города.

Ни в одном городе-миллионнике (кроме Москвы и Петербурга) численность населения не растет. Таким образом, люди живут и работают в разных местах, поэтому строить для них город с развитой инфраструктурой не логично. Конечно, если говорить об экономике проектов расселения ветхого жилья или создания в чистом поле города-спутника, то заниматься расселением более сложно. Но первый вариант городам-миллионникам, несомненно, нужнее.

Города-спутники усугубляют транспортную ситуацию и создают нагрузку на социально-культурные объекты в основном городе. Также они не обеспечены в полной мере собственной инфраструктурой и рабочими местами, поэтому создают большую проблему на дорогах в час пик из-за ежедневной маятниковой миграции горожан. Спутники теряют свою экономическую активность, которую притягивает основной город. А учитывая, что содержатся города-спутники из бюджета основного города, ясно, что они становятся балластом для последнего.

Города-спутники «растягивают» основной город. Наоборот, нужно создавать компактный город: выносить за его пределы промзоны, нефункционирующие объекты, сносить ветхое жилье и т.д. Таким образом, город нужно уплотнять. Здесь важна роль городской администрации; она должна сформировать стратегические планы, на основе которых будут созданы инвестиционные проекты по редевелопменту территорий. Максимально подготовленный проект облегчает и ускоряет работу девелопера, а город получает необходимый результат. Нужно развивать инфраструктуру в пешей доступности от дома, за счет чего горожане могут не пользоваться автомобилем, что положительно скажется на дорожной ситуации. При этом инфраструктура тоже приносит прибыль. Необходимо следовать по пути интенсивного, а не экстенсивного освоения городов. Это принцип нового урбанизма.

Город-спутник «Южный» в Петербурге – пример инициативы девелопера 021_expertsz_36_2.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Город-спутник «Южный» в Петербурге – пример инициативы девелопера
Фото: архив «Эксперт С-З»

Важно, чтобы инициатива создания города-спутника исходила не от девелопера, а от городской администрации, которая по результатам проведенных градостроительных изысканий приходит к выводу о том, что город-спутник нужен. Город-спутник «Южный» в Петербурге – пример инициативы девелопера, в отличие от «Смарт сити» в Казани по аналогии с Masdar City в ОАЭ. Управляет проектом «Смарт сити» ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан» (100% принадлежит Минземимущества республики). Насколько я знаю, комплексный подход создания города-спутника с использованием  автоматизированного управления в России существует только в рамках этого проекта.

Все проекты городов-спутников остаются только на бумаге и не были реализованы, кроме Казани. Все рисуют красивые концепции и зарабатывают деньги на консультациях, поэтому и стал модным тезис, что города-спутники России нужны.

Москва – Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №36 (679) 1 сентября 2014
    Точки роста
    Содержание:
    Кто в кластере живет

    Район между Суворовским проспектом и Синопской набережной окончательно расстается со своим промышленным прошлым и превращается в своеобразный административно-деловой кластер

    Реклама