Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Надежда на розницу

2014

Рынок лизинга стагнирует, следуя в общем экономическом тренде. Однако эксперты видят неплохой задел для будущего роста как в корпоративном, так и в розничном сегментах

Согласно совместному исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА» (RAEX) и Объединенной лизинговой ассоциации, охватившему более сотни лизинговых компаний, на которых в совокупности приходится не менее 90% рынка, российский рынок лизинга, по итогам первого полугодия 2014 года, стагнировал. Так, новый бизнес (стоимость имущества, переданного в лизинг) за январь – июнь 2014 года составил около 344 млрд рублей (сокращение по отношению к первому полугодию 2013 года составило около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров – 505 млрд рублей (сокращение на 15%). Столь существенная разница между темпами изменения показателей объясняется снижением объема крупных сделок в сегментах авиа- и железнодорожного лизинга и ростом розничных сделок.  Отмечается рост просроченной задолженности лизингополучателей.

Основным лейтмотивом 2014 года была и остается общая ситуация в экономике, которая формируется под воздействием процессов, происходящих в мире и Европе.

Двуликие санкции

«Одна из проблем, с которой столкнулись участники рынка лизинга – повышение курсов валют, обусловленное внешнеполитическими событиями, что ожидаемо привело  к увеличению стоимости предмета лизинга, – комментирует генеральный директор CARCADE Алексей Смирнов. – Все участники рынка ждут дальнейшего развития событий в сфере санкционных ограничений, роста котировок акций, курсов валют и т. д. Для лизинговой отрасли следствием этой ситуации станет снижение спроса – многие российские компании  по факту «заморозили» инвестпроекты, реализация которых могла бы потребовать приобретения различной техники, транспорта и оборудования. При этом для каждого сегмента последствия воздействия макроэкономических факторов носят свой специфический характер. Например, авиализинг сейчас столкнулся с тем, что из-за санкционных ограничений закупка самолетов за рубежом сейчас затруднена». «Самое широко известное событие отечественного лизинга в связи с санкциями – это, конечно, прекращение полетов разрекламированного «Добролета» вследствие отзыва лизинговых контрактов с Boeing. Такого антипиара лизинга в России я не припомню», – говорит генеральный директор «КОНТРОЛ лизинг» Дмитрий Тимофеев.

Кроме того, возросла стоимость фондирования: в частности, опрошенные «Экспертом Северо-Запад» руководители лизинговых компаний отмечают рост стоимости кредитования на 0,5-3 процентный пункта, что закономерно сказывается и на удорожании лизинга, и – для прибанковских лизингодателей – на ужесточении политики в отношении лизингополучателей, принятии рисков на проекты. «Ситуация с фондированием усложнилась для всего рынка. В выигрыше остаются компании, которые за прошедшие годы развили диверсифицированную систему фондирования и не зависят от одного-двух основных кредиторов. К примеру, «Европлан» развил систему фондирования не только от банков-кредиторов, но и на рынках капитала», – отмечает вице-президент компании «Европлан» Александр Михайлов.

Однако в каждой бочке дегтя есть и своя ложка меда. «Некорректно было бы говорить о текущей ситуации в черно-белых тонах, так как при всей видимой сложности она таит в себе достаточно много позитивного потенциала. С одной стороны, например, в вопросе краткосрочных перспектив ликвидности в финансовой системе сложившаяся сегодня ситуация может выглядеть настораживающей. С другой, если взять, к примеру, ставший очень актуальным вопрос импортозамещения, мы видим очень высокий потенциал для формирования повышенного спроса на новое оборудование, что влечет за собой увеличение спроса на лизинг», – обращает внимание руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко, добавляя, что имеющееся падение спроса носит временный характер и формирует отложенный спрос на лизинг. Это хорошо иллюстрируется примером 2010-2011 годов, когда во многом благодаря отложенному спросу, который был сформирован в период кризиса 2008-2009 годов, российский  рынок лизинга рос очень высокими темпами (130 и 80% в год соответственно).

«В корпоративном сегменте идет этап ожидания, – согласен директор по развитию бизнеса ГК «Балтийский лизинг» Валентин Карнарук. – Но, учитывая, что корпоративные клиенты уже точно знают, что будут приобретать, вплоть до подробной спецификации, можно сказать об отложении спроса на недолгий период. До нового года мы ожидаем активизацию корпоративного клиента, выраженную в запросах на реализацию задуманных проектов».

Разнонаправленные сегменты

Автолизинг чувствует себя достаточно неплохо на общем фоне. «По экспертным оценкам,  объем нового бизнеса в сегменте лизинга легковых автомобилей  и легкого коммерческого транспорта в первом полугодии 2014 года показал умеренный рост и увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года приблизительно на 10%.  Примечательно, что сегмент вырос на фоне сокращения продаж автомобилей в нашей стране  на 20%. Это свидетельствует о том, что лизинг, являясь наиболее предпочтительным инструментом приобретения автотранспорта для компаний и предпринимателей,  пользуется достаточно высоким спросом даже в условиях сложной экономической ситуации», –  делает вывод Алексей Смирнов.  Эксперты CARCADE отмечают тренд на развитие автолизинговыми операторами программ экспресс-лизинга и ассортимента дополнительных сервисных опций.

Лизинг грузового транспорта не показал роста в первом полугодии 2014 года. Это связано, прежде всего, с завершением многих масштабных инфраструктурных проектов, требующих  большого количества грузового транспорта, в то время как новые проекты (строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали, стадионов к чемпионату мира по футболу и др.) еще не перешли в стадию реализации. По этим же причинам не показывает положительной динамики и лизинг строительной и дорожной техники – бюджеты на строительные работы не увеличиваются, объем продаж в лизинг спецтехники сокращается.

«По лизингу грузового транспорта мы также не ожидаем значительных изменений в ближайшей перспективе, – продолжает управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Енькова. – Фактором поддержки выступает тренд импортозамещения, который стимулирует рост объемов выпуска продукции отечественными производителями».

В авиации пока реализуются региональные программы и сделки, заключенные ранее. Поэтому на объемах этого сегмента экономический спад скажется с некоторым временным лагом. «В среднесрочной перспективе мы ожидаем замедление темпов роста этого сегмента», – говорит Ольга Енькова.

В сегменте железнодорожного транспорта продолжается общее снижение спроса из-за избыточного количества вагонов на сети. При этом в первом полугодии незначительно нарастили поставки отечественные производители вагонов. Это связано с фактическим отсутствием поставок вагонов с Украины, которые в 2011 году доходили до трети российского рынка, отмечают специалисты ГК «Альфа-Лизинг». Парк грузовых вагонов в России составляет около 1,5 млн единиц, в то время как с учетом скорости движения и формирования составов он не должен превышать 1,4 млн.  Почти у трети парка в России был превышен срок эксплуатации. «В августе этого года правительство России приняло постановление, в котором законодательно ужесточены процедуры продления срока службы вагонов старше 20 лет. Эта мера выступит фактором поддержки рынка лизинга вагонов, так как отправит под списание около 20% всех грузовых вагонов», – подчеркивает Ольга Енькова.

Наблюдается рост количества сделок в сегменте судов. Пока он ограничен спецификой сегмента (короткие контракты в этом сегменте дают повышенный уровень риска и более жесткие требования к лизингополучателям) и не очень хорошим финансовым состоянием многих клиентов.

В общем и целом на рынке лизинга растет конкуренция за самых перспективных лизингополучателей, а также усиливается негативное давление на существующий тренд снижения маржи лизинговых компаний.

Уже произошло некоторое перераспределение лизингополучателей среди лизинговых компаний. «Если раньше крупные компании старались диверсифицировать свои обязательства по договорам лизинга, приобретая различные виды транспорта и техники у разных лизинговых операторов, то сейчас многие предпочитают выбирать себе одну лизинговую компанию в качестве партнера», – расшифровывает Алексей Смирнов.

Розница: возврат к истокам термина

Начиная с 2014 года, розница в лизинге стала действительно розницей. Так, ранее под лизинговой розницей понимались единичные сделки либо сделки по нескольким единицам предметов лизинга общей суммой до 5-7 млн рублей. Сделки эти реализовывались с юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями. «Главное событие на рынке лизинга – причем не только 2014 года, но, возможно, за всю историю российского лизинга – это активизация лизинга автомобилей для физических лиц. Лизинг для физических лиц – это не просто разовое событие, это создание нового «рынка в рынке», создание глобального направления, рассчитанного не на тысячи юридических лиц, каким ранее был классический лизинг, а на миллионы физических лиц», – говорит Александр Михайлов.

Соответствующий продукт активно и успешно развивают, в частности, «Европлан» и «КОНТРОЛ Лизинг». «В условиях повышения ставок на автокредиты и снижения реальных доходов населения автолизинг становится чуть ли не единственным инструментом, который позволяет сохранить привычный «автомобильный уровень потребления» (класс автомобиля). Автолизинг для физлиц работает против всеобщего негативного экономического тренда», – подчеркивает Дмитрий Тимофеев. В США и многих странах Европы, например в Прибалтике, именно лизинг для физлиц является, как и автокредит, основным финансовым инструментом приобретения автомобиля. Там водители около 30% автомобилей покупают за наличные, 40% – в кредит и 30% – в лизинг.

В случае автолизинга для физлиц клиент выплачивает не 100% стоимости автомобиля, а меньшую его часть (разницу между продажной и остаточной стоимостями). Кроме того, машина приобретается с учетом корпоративных скидок лизинговой компании, которые передаются клиенту, что позволяет дополнительно снизить ежемесячный платеж. Разница в платеже по сравнению с автокредитом составляет 1,5-3,5 раза. В конце срока договора водитель может выкупить автомобиль в собственность, вернуть его в лизинговую компанию или обменять автомобиль на новый, заключив новый договор  лизинга.

«Очевидно, что не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально гораздо более массовый и рисковый, чем традиционный для России финансовый лизинг. Чтобы передавать машины в лизинг физическим лицам, нужно очень хорошо уметь определять остаточную стоимость авто через один, два, три года эксплуатации, быть готовым к многочисленным нарушениям правил эксплуатации, претензиям, возвратам и т. д.», –  подчеркивает Александр Михайлов. «Автолизинг для физических лиц, о появлении которого в своей линейке в этом году объявили сразу несколько компаний, является по большей части пилотным продуктом и по ряду объективных причин не может пока конкурировать с привычными для потребителя инструментами автокредитования», – считает Алексей Смирнов. Конечно, перестройка потребительского менталитета – дело небыстрое. Вместе с тем экономическая выгода для потребителя способна значительно ускорить этот процесс.

Санкт-Петербург

Объем нового бизнеса в Санкт-Петербурге за 1 полугодие 2014 года (стоимость ПЛ без НДС)

Объем нового бизнеса* за 1 полугодие 2014г., Северо-Западный Федеральный округ (за исключением Санкт-Петербурга)

ВАС разъяснил

Одним из знаковых событий на рынке лизинга в первом полугодии 2014 года стало принятие постановления пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) от 14 марта 2014 года № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» – документа, во многом установившего правила игры и указавшего вектор будущей судебной практики. Постановление касается лизинговых договоров, предусматривающих, что после выплаты всех полагающихся платежей предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя (так называемый выкупной лизинг). Это наиболее популярный на российском рынке вид лизинга, в отличие от договора операционного лизинга, истечение срока которого завершается возвратом предмета лизинга лизингодателю. Пленум ВАС РФ распространил действие данных в постановлении  разъяснений и на случаи, когда лизингополучатель по завершении договора выкупает имущество у лизингодателя по символической цене.

По мнению судей ВАС, такого рода сделка больше напоминает кредитование под залог, а не финансовую аренду, как это ранее считалось. Постановление, в частности, снимает ряд вопросов в случаях досрочного прекращения договоров выкупного лизинга, предлагая сальдовый метод для определения расчетов, кто кому и сколько должен. Эти изменения требуют корректировки типовых договоров лизинговых компаний, хотя часть из них и ранее новые сделки заключала, предусматривая именно «сальдовый метод».

По мнению специалистов компании Taxadvisor, серьезным минусом постановления является отсутствие оговорки в отношении пересмотра судебных дел по выкупной стоимости в пределах сроков на обжалование по вновь открывшимся обстоятельствам.

Оптимизация и упрощение ускоряют процесс

 023_expertsz_39_1.jpg
Вячеслав Спиров, директор Департамента корпоративного бизнеса ЗАО «Сбербанк Лизинг»:

– Сегмент автотранспорта остается достаточно стабильным направлением лизингового рынка. В первом квартале 2014 года существенных изменений доли авто на рынке лизинга не произошло. В автолизинге ключевую роль играют так называемые розничные сделки – контракты на одну-три единицы автотранспорта, заключаемые по экспресс-продуктам. В основном эта часть рынка достаточно сильно консолидирована между пять-семью крупными игроками, которые последние пять лет активно инвестировали в развитие филиальной сети, а также в автоматизацию бизнес-процессов. Без географической близости к клиенту на розничном поле сейчас крайне сложно добиться существенных объемов нового бизнеса. При этом не менее важна архитектура и степень автоматизации бизнес-процессов, поскольку розничный лизинг подразумевает в первую очередь скорость и простоту, а количество сделок в данном сегменте измеряется десятками тысяч, распределенными по всей территории Российской Федерации. Быстрое обслуживание такого потока возможно только при условии оптимизированных и упрощенных процессов принятия решения и оформления сделки, причем доступных клиенту в самых различных уголках нашей огромной страны.

Распределение нового бизнеса в СЗФО
«Эксперт Северо-Запад» №39 (682)



    Реклама

    Секрет успеха производственной системы технониколь: вебинар с Сергеем Колесниковым

    Вебинар-интервью от журнала «Эксперт» с Сергеем Колесниковым, президентом корпорации ТехноНИКОЛЬ, где производительность труда в 8 РАЗ ВЫШЕ, чем средняя по стране


    Реклама