Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Выбор нужного курса

, 2014
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Перед избранными в ходе сентябрьского голосования губернаторами стоит непростая задача – скорректировать стратегии своих регионов так, чтобы обратить в плюсы все минусы, которые образовались в России в связи с осложнением внешней политической и экономической ситуации

Конечно, решением комплекса вопросов от импортозамещения и привлечения инвестиций до наполнения бюджета и выполнения всех социальных обязательств должны заниматься главы всех регионов, но с прошедших сквозь выборы представителей исполнительной власти спрос особый. Свои предвыборные обещания они давали, уже зная, какая за окнами их кабинетов складывается обстановка, а значит, готовы предлагать оперативные решения.

То, что на выборах победили действующие региональные лидеры, конечно, можно расценивать как кредит доверия и от населения, и от федеральной власти, согласовавшей именно их выдвижение. Однако эксперты предупреждают: доверие это может очень быстро раствориться, если регионы не продемонстрируют достижение конкретных целевых показателей.

Региональная специфика

Притом, что всех избранных глав регионов делегировала «Единая Россия», их оппоненты в каждом субъекте были разными: помимо КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» на Северо-Западе своих кандидатов выдвинули партии «Родина», «Гражданская платформа», «Правое дело» и даже «Зелёные». Анализ результатов единого дня выборов также дает главам регионов серьезный повод задуматься как над своим имиджем среди жителей, так и о командах. Так, практически во всех субъектах явка была не- высока – в среднем чуть выше 30% избирателей. Это говорит о том, что на самом деле основная масса экономически активных жителей весьма пассивна в политическом плане. Причина, вероятнее всего, в том, что пошедшие на выборы действующие губернаторы уже не вызывали доверия у части избирателей, а потому они не сочли необходимым даже проголосовать (пусть и за альтернативных кандидатов).

Переизбранный губернатор Вологодской области Олег Кувшинников 008_expertsz_39_4.jpg
Переизбранный губернатор Вологодской области Олег Кувшинников

Наиболее низкий процент проголосовавших в Вологодской области – всего 29,7%, число приверженцев действующего губернатора Олега Кувшинникова также самое низкое – ему удалось собрать только 62,9% голосов. С таким заделом руководителю столицы русского севера придется приложить максимум усилий, чтобы «молчаливое несогласие» избирателей не переросло во что-то большее. При этом у Вологодчины, где высок агропромышленный потенциал, есть хороший шанс обратить ситуацию с продуктовыми санкциями себе на пользу, чтобы заместить своей продукцией иностранную. Пока международные санкции не коснулись «Северстали» (флагмана вологодской экономики) и персонально ее руководителя Алексея Мордашова, но полностью исключать такой риск нельзя. Поэтому региону надо по максимуму усиливать дифференциацию своей экономики и формировать новые источники пополнения бюджета.

Переизбранный губернатор Мурманской области Марина Ковтун 008_expertsz_39_2.jpg
Переизбранный губернатор Мурманской области Марина Ковтун

Схожая ситуация в Мурманской области, где при явке 31% за действующего губернатора Марию Ковтун проголосовало чуть более 64%. Не самый крепкий мандат доверия, который также очень сильно зависит от складывающейся в регионе экономической ситуации. А санкции ударили по области довольно чувствительно. Например, одно из крупнейших в России  предприятий по переработке рыбы «Мурманский рыбокомбинат» остановило работу из-за отсутствия попавшего под санкции сырья. Теперь комбинат подал иск правительству России.

Переизбранный губернатор Псковской области Андрей Турчак 008_expertsz_39_5.jpg
Переизбранный губернатор Псковской области Андрей Турчак

Аналогичные средние показатели по явке и довольно высокие по количеству собранных голосов продемонстрировали губернаторы Псковской области, Ненецкого автономного округа и Санкт-Петербурга. Так, за действующего губернатора Андрея Турчака проголосовали 78,36  из 37,9% пришедших на выборы псковичей. В Ненецком автономном округе (НАО) голосовали 43% жителей, и 76,7% из них отдали свой голос за врио губернатора Игоря Кошина.

Переизбранный губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин 008_expertsz_39_3.jpg
Переизбранный губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин
Кстати, Кошин – единственный из кандидатов в губернаторы в СЗФО, кто перед выборами не работал главой своего региона. Дело в том, что губернатором с приставкой врио он стал только в феврале 2014 года, сменив на этом посту Игоря Федорова, который ушел в отставку «в связи с истечением полномочий». Теперь Игорю Кошину, который прежде был сенатором от округа в Совете Федерации РФ, предстоит попробовать силы в исполнительной власти. К слову, он уже баллотировался в губернаторы НАО в 2005 году, но неудачно. Примечательно, что Игорь Федоров остался на службе на Северо-Западе – в середине лета он назначен генеральным директором петербургского ГУП «Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) СПб».

Работающий градоначальником Санкт-Петербурга с августа 2011 года Георгий Полтавченко сумел набрать 79,3% голосов из 39,36% пришедших на выборы петербуржцев.

Переизбранный губернатор Республики Коми
Вячеслав Гайзер 008_expertsz_39_1.jpg
Переизбранный губернатор Республики Коми Вячеслав Гайзер

Наиболее высокие показатели по посещаемости выборов продемонстрировали избиратели Республики Коми – 59%. Это единственный регион СЗФО, где свой гражданский долг выполнили больше половины жителей. В итоге действующий глава республики Вячеслав Гайзер получил одобрение 78,97% избирателей.

Стратегия без министерства

Хотя у всех избранных (и действующих) губернаторов уже есть стратегия развития их регионов, в той или иной степени проработанная, им придется существенно поменять тактику достижения заявленных в стратегиях целей, учитывая внешнеэкономические сложности. При этом и сами стратегии требуют переработки, поскольку, к примеру, в Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года указано, что данный документ разработан без учета форс-мажорных обстоятельств в виде все тех же международных экономических санкций. Соответственно, этот план нуждается в корректировке, иначе он становится просто необъективным ориентиром. Аналогичные ситуации и в других субъектах.

Масла в огонь подлило и упразднение Минрегионразвития, как раз ответственного за разработку и увязку стратегий как регионов, так и страны. Также остается открытым вопрос с рейтингованием регионов и их глав – этим тоже занималось аннулированное министерство. Кто теперь будет составлять рейтинги, итоги которых послужат оценкой эффективности работы губернаторов, непонятно.

«Можно ожидать, что сентябрьское упразднение Министерства регионального развития станет значимым событием как в коммуникации регионов с федеральным центром, так и в механизмах рейтингования регионов, – высказывается президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. – При этом кадровая чехарда (смена пяти министров за десять лет) снижала аппаратный вес ведомства, а выделение из него различных блоков (создание отдельных ведомств по ЖКХ, министерств по развитию Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма) приводило к дальнейшему размыванию функций. В последние месяцы основной акцент делался на создании на базе Минрегиона коммуникационной площадки с участием глав регионов и поиске источников саморазвития региональных экономик. При этом возможности претендовать на участие в решении многих политических вопросов (кадры, муниципальная реформа и т. п.) ведомство не имело».

Еще одним направлением работы Минрегионразвития было создание системы оценки эффективности региональных администраций. «Однако эта сфера тоже не была монопольной функцией ведомства. Что неизбежно приводило к разноголосице в государственных и полугосударственных рейтингах (Минрегионразвития, Минэкономразвития, АСИ и др.), оценки которых оказывались подчас полярными»,  – отмечает Михаил Виноградов.

Проектный подход

Эксперты уверены, что администрациям субъектов предстоит в самые сжатые сроки перестроить подходы к организации системы управления. «Если Санкт-Петербург заявил в своей Стратегии-2030, что он будет развивать в ближайшие годы «экономику знаний», то необходимо менять и подходы к управлению такой экономикой – от функционального подхода к проектному,  убежден ректор СПб университета ИТМО Владимир Васильев. – Каждый чиновник должен понимать, какую задачу он выполняет и по каким результатам она будет оценена».

Кстати, именно теме корректировки стратегий и выработки новой тактики в социально-экономическом развитии страны был посвящен прошедший на прошлой неделе Госсовет. На нем президент РФ Владимир Путин заявил: «Наша главная цель – использовать одно из важных конкурентных преимуществ России, емкий внутренний рынок, заполнить его качественными товарами, которые производят реальные секторы отечественной экономики – разумеется, сохраняя стабильность и сбалансированность внутри рынка, экономики в целом, думая, разумеется, и об интересах потребителей, об этом мы никогда не должны забывать. По сути, речь идет о формировании такой экономической политики, такой стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора».

Действительно, сейчас перед регионами стоит задача откорректировать свои стратегии развития таким образом, чтобы в них появились реально достижимые цели, а для достижения этих целей были предложены понятные бизнесу и обществу механизмы. Это должны быть конкретные проекты, например, по достижению определенного процента по импортозамещению в конкретной отрасли к конкретному сроку.

Об этом на Госсовете и заявил губернатор Белгородской области, руководитель рабочей группы Евгений Савченко: «К сожалению, в погоне за иностранными инвесторами мы стали забывать, что главным инвестором национальной экономики является рядовой российский покупатель. Каким же видится масштаб импортозамещения? На наш взгляд, объем замещения должен быть не менее 100 млрд долларов, или 4 трлн рублей; сроки реализации – два, максимум три года; количество новых рабочих мест при этом будет создано – не менее 1 млн; и дополнительные поступления во все уровни налогов составят порядка 500 млрд рублей».

Таким образом, реализовав программу импортозамещения, предполагается совершить экономический рывок, на который ранее потребовались бы многие годы. В рамках обсуждавшихся на Госсовете проектов как раз и была обозначена ключевая роль регионов – от обучения и подготовки квалифицированных специалистов для реального сектора до максимально широкого использования инструментов государственно-частного партнерства.

Санкт-Петербург

Итоги выборов глав субъектов в Северо-Западном федеральном округе РФ

«Эксперт Северо-Запад» №39 (682)



    Реклама

    Обновление от Canon – больше функций, меньше стоимость

    В линейке принтеров и МФУ i-SENSYS от Canon продукция для домашних, мелких и средних офисов стала доступнее, а один из лидеров рынка снова удивил новыми функциями


    Реклама