Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Экономика

Расстановка сил

2014
Фото: Пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

В условиях спада турпотока для правительства Санкт-Петербурга основными задачами в области туризма стало формирование единого туристского продукта, укрепление конгрессно-выставочной деятельности, а также изменение «атмосферного» настроения Петербурга

Внешнеполитическая ситуация, сложившаяся за последние полгода на международной арене, безусловно, сказалась на экономических тенденциях. В частности, претерпела значительные изменения индустрия туризма. Въезд иностранцев в Россию с целью туризма в первом полугодии 2014 года практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизившись всего на 0,1%. Общий въезд (с учетом деловых посещений) вырос почти на 2%.

По официальным данным, падение турпотока иностранных граждан в Петербург составило порядка 7%, – в первом полугодии 2014 года город посетили 1,35 млн иностранных туристов против прошлогодних 1,45 млн. Зато вместо иностранцев в Северную столицу поехали россияне и жители СНГ.

Изнутри и снаружи

«В связи с осложнившейся политической обстановкой и мощной антироссийской кампанией в западных СМИ мы не ожидаем в этом году традиционного роста турпотока из-за рубежа, – комментирует ситуацию председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Инна Шалыто. – Цифры подсчитаем по итогам года, но думаю, что роста точно не увидим. Вероятно, будет даже определенное снижение турпотока,  насколько – этот вопрос пока отрыт. Что касается распределения туристов по странам, откуда они прибывают, то число гостей из США, Канады и Западной Европы в Петербурге в этом году уменьшилось. Если говорить о россиянах, то их стало больше. Серьезно вырос поток туристов из Китая. Поэтому говорить о том, будет ли в абсолютных числах серьезное уменьшение, пока рано. Полностью мы поймем ситуацию к концу сезона. И, тем не менее, увеличение туристского потока в Санкт-Петербург – это наша основная задача. Если в силу известных обстоятельств сегодня нет роста иностранных туристов, значит, следует больше внимания уделять внутренним туристским потокам».

Некоторые из разработанных правительством соглашений о сотрудничестве с российскими регионами начнут осуществляться уже в текущем году. Так, например, в ноябре 2014 года по инициативе Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга и при содействии Российского союза туриндустрии (РСТ) в 15 городах России планируется проведение серии семинаров, круглых столов и презентаций по теме «Туристский Санкт-Петербург». Цель этих мероприятий состоит в продвижении туристских возможностей и продуктов Санкт-Петербурга в регионах Российской Федерации в формате роуд-шоу.

Несомненно, важность активного развития туристской отрасли обусловлена ее существенным вкладом в экономику города, так как около 80% иностранных туристов принимает именно Санкт-Петербург. Сегодня основная задача состоит в формировании инновационного туристского продукта, который бы привлекал туристов, несмотря на опасения, связанные с нестабильной международной ситуацией. Появилась существенная необходимость заполнить пробелы в досуговой программе города, формировании четкого туристского бренда, а также создании уникальных онлайн-площадок. Эти проблемы существовали долгое время, но за последний год приобрели особую значимость.

Существенно увеличило число иностранных гостей введение закона о пребывании в Санкт-Петербурге в течение 72 часов в безвизовом режиме туристов, прибывающих на круизных судах и паромах. Также ожидается принятие Государственной думой РФ федерального закона о безвизовом режиме для транзитных авиапассажиров. «Такое право будет предоставляться лишь иностранным пассажирам российских авиакомпаний в 11 аэропортах России, и Петербург, несомненно, войдет в их число, – уверена Инна Шалыто. – Мы рассчитываем также, что статус «транзитных» получат те пассажиры, которые прилетают на самолетах, а покидают страну на круизных судах или паромах, или наоборот».

Организация неорганизованных

Развитие неорганизованного туризма повлекло за собой создание новых условий для туристского рынка. По мнению министра культуры РФ Владимира Мединского, череда банкротств туроператоров должна подтолкнуть к усиленной работе над освоением внутренних туристских пространств. Недавно Министерство культуры разработало законопроект, по которому можно будет компенсировать затраты на турпутевки внутри страны за счет налоговых вычетов. Стоит отметить, что, согласно результатам опроса ВЦИОМ, 76% россиян этим летом организовали свой отдых сами.

Яркий пример того, как предприниматели осваивают новый рынок в секторе индивидуального туризма, – петербургская компания «Юлмарт», одна из крупнейших онлайн-площадок по продаже бытовой техники, которая уловила последний туристский тренд. «Юлмарт» объявил о запуске сервиса поиска и бронирования отелей. Услуга запущена в рамках нового направления «Юлмарт Travel». «Компания предлагает туристам, которые все чаще отказываются от услуг туроператоров, платформу, где они смогут в режиме одного «Личного кабинета» сформировать маршрут любого своего путешествия, приобрести необходимые для поездки товары, а заодно легально закачать на свой смартфон или планшет книги и музыку для долгого перелета», – добавляет руководитель проекта «Юлмарт Travel» Николай Матвеев.

Инна Шалыто также отмечает, что положительному развитию туризма в рамках Северо-Западного федерального округа будет способствовать и проект создания в Кронштадте аэропорта для малой авиации – до 20 пассажиров. Безусловно, это существенно увеличит приток иногородних и иностранных туристов, как самостоятельных, так и организованных, не только в Санкт-Петербург, но и в соседние города и регионы. В результате улучшения транспортной доступности с регионами-соседями могут возникнуть уникальные туристские предложения, то есть речь идет о создании общего туристского продукта.

Новый старый бренд

Город с его неповторимой архитектурой, петербургской культурой, достижениями в области образования  –  это замечательно, это контент, уверены в Комитете по развитию туризма. Но сейчас требуется более активное развитие туриндустрии, обеспечивающей городу доход: новые отели, интересные комбинированные маршруты для туристов, международная реклама и многое другое, что сделает Петербург привлекательным для иностранных и российских туристов. Чтобы они хотели приезжать к нам и возвращаться вновь, Петербург должен стать глобальным городом, центром мирового туризма.

Безусловно, приоритетным направлением в Санкт-Петербурге, как и во многих других регионах, является внутренний туризм. Сделать так, чтобы часть российских туристов предпочли петербургские каналы парижским кафе – задача номер один как для туроператоров, так и для властей. Поэтому еще одним шагом в реализации стратегического плана привлечения туристов является создание конгрессно-выставочных комплексов. Совсем недавно состоялось открытие новой крупной конгрессно-выставочной площадки – «Экспофорум». Создание подобных комплексов имеет особое значение для привлечения в город представителей бизнес-структур.  В 2013 году в городе прошло 32 конгрессных мероприятия, притом, что лидеры в этой сфере проводят по 180-200 мероприятий в год. Именно таких показателей в Комитете по развитию туризма хотят добиться в ближайшие шесть лет.

Сейчас администрация города разрабатывает туристскую символику Санкт-Петербурга. «Мы хотим представлять город на международных и российских выставках в едином стиле и уже приступили к работе в данном направлении. Мы становимся «своим», дружелюбным, безопасным городом. Петербург должен быть узнаваемым. И здесь не обязательно делать упор исключительно на панорамы с куполом Исаакиевского собора или шпилем Петропавловской крепости. Наша задача – показать, что Петербург разный, живой. Сюда нужно ехать и возвращаться вновь», – заключает Инна Шалыто.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №45 (686)



    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама




    spam@petrov.vodka