Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Экспертная платформа для Арктики

2014

Российские ученые уверены, что даже в условиях санкций они смогут своими силами спроектировать новые платформы и оборудование для освоения Арктического шельфа

В настоящее время освоение арктического шельфа, где находится около 85% извлекаемых запасов российских углеводородов, является нашей национальной проблемой. К 2030 году, по планам правительства, объем добычи газа на всем континентальном шельфе должен увеличиться в четыре раза (с нынешних 57 до 230 млрд кубометров), а нефти – в пять раз (с 13 до 66 млн тонн). В связи с этим в ближайшее десятилетие потребуется решить задачу создания десятков морских платформ (МП) для поисково-разведочного бурения и разработки арктических месторождений. Решение такой сложной комплексной научно-технической и организационной задачи (исследования, изыскания, проектирование, разработка технологий, формирование/ организация специализированных предприятий различного назначения, а также соответствующих коллективов исследователей, проектировщиков, экспертов, строителей, операторов и иного обслуживающего персонала) потребует усилий всей страны в достаточно  длительный период времени.

Основной особенностью проектирования таких платформ является полное отсутствие идентичных проектных условий и невозможность использования стандартных проектов. Их проектирование представляет собой уникальный, трудно формализуемый процесс.

До недавнего времени проблема создания морских платформ в России решалась преимущественно путем привлечения специализированных зарубежных компаний. Сегодня, в условиях санкций западных государств, такая возможность привлечения зарубежных компаний фактически исключается. Поэтому проектирование, впрочем как и любую другую деятельность, потребуется обеспечить собственными силами на основе стратегии импортозамещения.

Как показывает ретроспективный анализ шельфовых проектов (например, Приразломного проекта и строительства МП «Арктическая»), возможность реализации такого импортозамещения неочевидна. Более того, имеется достаточно сильная аргументация в пользу мнения о невозможности решить данную задачу, поскольку опыт потенциальных разработчиков проектов платформ в России недостаточен для подтверждения их готовности самостоятельно (без привлечения зарубежных компаний) решить задачу их проектирования с обеспечением приемлемых сроков, стоимости и качества работ. Причина этого известна: долгие годы отсутствовало должное внимания к развитию проектной деятельности. В результате накопилось много проблем – от отсутствия эффективной организационной схемы проектирования и слабого взаимодействия партнеров (заказчиков, научных, проектных, производственных и эксплуатирующих организаций и предприятий) до недостатка квалифицированных кадров.

Тем не менее, опираясь на исторический опыт развития российского производства, можно утверждать, что импортозамещение в создании морских платформ имеет еще свои шансы (по принципу «Все новое – это хорошо забытое старое»). Действительно, более 35 лет назад в бывшем СССР решалась аналогичная по сложности и значимости проблема освоения первоочередных морских месторождений нефти и газа. Необходимо было организовать на государственном уровне масштабные работы по поиску и разведке морских залежей нефти и газа в Каспийском, Черном, Балтийском, Баренцевом и Охотском морях, а также начать освоение первоочередных месторождений. Для решения этой задачи потребовалось создание на основе импортозамещения новых для того времени сооружений: блок-модулей верхних строений и опорных оснований морских платформ ферменного типа, полупогружных и самоподъемных плавучих буровых установок, буровых судов с системой динамического позиционирования, глубоководных водолазных комплексов, специализированных судов обеспечения нескольких типов, а также научной, проектной и производственной базы для строительства и эксплуатации этой техники.

В любом случае, надо понимать, что проектирование является частной задачей создания МП. Поэтому проблемы проектирования могут успешно решаться только в комплексе с другими проблемами создания этих сооружений. При этом главным условием успешного импортозамещения, как представляется, будет тесное взаимодействие государства и нефтегазовых компаний, которым предоставлено право освоения арктических месторождений нефти и газа. Только при совместной работе государства и нефтяного бизнеса возможно достижение оптимальных результатов.

Россия имеет опыт проектирования и строительства любой морской техники. Поэтому отечественные проектные организации имеют хорошие перспективы развития, способные обеспечить достаточно быстрый переход на преимущественно российские исследования и разработки.

Для ускорения и оптимизации принятия решений по проблемам создания МП в условиях санкций целесообразно объединение неравнодушных к судьбе России высококвалифицированных специалистов, ученых, конструкторов и организаций, готовых внести свой вклад в решение этой сложнейшей комплексной научно-технической и организационной проблемы на основе принятой в обеспечение в нашей стране стратегии импортозамещения. Сегодня такое объединение на принципах независимости и компетенции уже создано на основе Морского технического экспертного бюро (МТЭБ), и неравнодушные отдельные профессионалы отрасли пытаются найти решение этой задачи.

Конечно, весь объем вызовов по освоению арктического шельфа еще предстоит обсудить с привлечением профессионалов, но, как говорят англичане, «хорошее начало – половина дела», и шаг за шагом нам по силам справиться с этой задачей.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №48 (689)



    Реклама

    Пятновыводители

    Новая технология очистки воды от нефтепродуктов, разработанная уральским стартапом «Биомикрогели», нашла применение в несколько неожиданной сфере


    Реклама