Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Транспортный триллер «питербурхскаго Манхэттена»

2015
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Васильевский остров – один из самых оживленных жилых и деловых районов Северной столицы, имеющий при этом самые большие проблемы с транспортным обеспечением (из-за всего четырех разводных мостов, связывающих его с «большой землей»), вступает в период комплексной реновации транспортно-инженерной инфраструктуры.

Согласно планам чиновников городской администрации, все эти работы должны уложиться в период с 2015 по 2018 годы.

«Основными же целями запланированного на ближайшие три года строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры является улучшение транспортной доступности Василеостровского района, обеспечение поддержания состояния транспортных объектов, позволяющего осуществлять безопасную эксплуатацию, обеспечение требований ФИФА по транспортному обслуживанию мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года, а также подключение новых намывных территорий к общегородским инженерным коммуникациям», – пояснил вице-губернатор СПб Марат Оганесян, представляя на днях комплексную транспортную схему Васильевского острова на период проведения работ (детальные схемы по ограничению проезда см. http://krti.gov.spb.ru/press/news/8801/).

Островное наследство

Транспортная система Санкт-Петербурга с момента основания и до наших дней развивалась не без трудностей, особенно когда речь идет об исторической части города – узкие улицы, ограниченные плотной застройкой, давно не справляются с экстремально увеличившимся транспортным потоком. В отличие от Москвы, где в угоду развитию транспорта в 1930 годы расширяли магистрали, перемещая целые кварталы зданий, город на Неве в этом отношении оставался практически нетронутым, а следовательно, неприспособленным для эффективного траффика. Более того, около центральные районы и окраины стали не менее изолированными друг от друга – где-то нет дополнительных станций метрополитена, где-то не хватает транспортных развязок или ширины проспектов. Правда, сейчас эту проблему частично решает кольцевая автодорога и уже запущенные участки Западного скоростного диаметра (ЗСД), но и этих благ хватает далеко не всем.

В зоне особо трудной доступности оказался и старейший район города – Василеостровский, который изначально строился без учета возросшей за последние два десятилетия транспортной нагрузки. Нехватка пропускной способности станции метро «Василеостровская», ежедневные транспортные заторы на подходах к мостам, неэффективность работы наземного общественного транспорта, обеспечивающего связь Васильевского острова с окружающими территориями, – все это пока является повседневной реальностью как для островитян, так и для работающих здесь петербуржцев.

Транспортное обеспечение района сейчас держится всего на двух станциях метрополитена, на двух трамвайных маршрутах, пяти маршрутах троллейбуса, восьми маршрутов автобуса и 17 линиях маршрутных такси.

Выход из транспортного коллапса

Сегодня проблемы района стали актуальными не только для горожан, но и для городских властей. Правда, не только из соображений заботы о горожанах, но и в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу – 2018. Как бы там ни было, а для простых граждан важен конечный результат и четкие перспективы. Ближайшее будущее района в свете грядущего спортивного мероприятия ставило много вопросов. С одной стороны, грядущий ремонт Тучкова моста, станции метро «Василеостровская» могли буквально заморозить и без того затрудненное движение Васильевского острова, поскольку 70% транспортного обеспечения территории берет на себя общественный транспорт, в особенности – метро. 

По словам Марата Оганесяна, транспортная схема Василеостровского района на период до 2018 года, которая мучительно и долго разрабатывалась в недрах Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) с помощью ГБУ «Центр транспортного планирования», состоит из трех этапов (см. плашку).

Таким образом, до конца июня 2015 года предполагается одновременно завершить строительство вестибюля «Спортивная-2» и начать возведение станции метро «Горный институт». При этом Большой проспект тоже не обойдется без ремонта – здесь с июля текущего года будут реконструировать теплосеть. Объехать магистраль можно будет с помощью нового (временного) троллейбусного маршрута. С июля 2015 года по май 2016-го будет проведен ремонт станции «Василеостровская» – таким образом, разносятся по срокам работы на объектах метрополитена. Примечательно, что по недавно родившейся традиции, вестибюль «Василеостровской» перестроят под торговый центр. В этот же период будут достраивать станцию «Горный институт». Третий волнительный этап начнется в мае 2016 года – это реконструкция Тучкова моста.

Светлое будущее

Обсуждалась также возможность возрождения трамвайных маршрутов и реконструкции старейшего трамвайного парка № 2 с сохранением функции музея. На его основе планируется создать троллейбусное депо. Троллейбусы новых моделей (пока их в городе только две) способны проходить до 25 км без контактной сети.

В дальнейшем Смольный планирует превратить Васильевский в «зеленый остров», на котором будет курсировать только экологичный транспорт (например, троллейбусы новых моделей, способные проходить до 25 км без контактной сети). Как отметила Елена Осинцева, заместитель председателя Комитета по транспорту СПб, возрождение утраченных трамвайных маршрутов – это очень дорогое удовольствие, но и без его развития полноценная жизнь района не представляется возможной.

Если заглянуть в долгосрочную перспективу Васильевского острова, район в будущем должен получить мощный потенциал развития благодаря запущенным и планируемым масштабным проектам. К таковым в первую очередь относится запуск центрального участка Западного скоростного диаметра в 2015 году, новые станции метро – «Спортивная-2» и «Большой проспект», а до 2020-го – станции «Шкиперская» и «Морской Фасад», две станции проектируемой Кольцевой линии после 2025 года. Показательно, что городом вновь было принято решение о строительстве моста в районе острова Серный через Малую Неву и продолжения набережной Макарова в северном направлении с мостом через реку Смоленка – ранее проекты были закреплены в генеральном плане в 2005-2006 годах, но заморожены в связи с кризисом. Таким образом, в перспективе Василеостровский район будет круглосуточно связан с городом в период навигации, если, конечно в ближайшем будущем транспортные планы города вновь не разобьются о скалы нагрянувшего кризиса.  

Несмотря на существующие затруднения, по мнению экспертов, именно у Васильевского острова на сегодня отмечается самый высокий потенциал роста среди остальных районов Санкт-Петербурга: «Васильевский остров раньше остальных городских районов получит новые станции метрополитена, именно здесь завершается строительство самого масштабного транспортного проекта – Западного скоростного диаметра», – отмечает генеральный директор девелоперской группы SOLO Олег Сумбаев. Компания на протяжении многих лет реализовывает проекты коммерческого и жилого строительства именно на Васильевском острове. По его мнению, район является одним из самых интересных мест в городе даже несмотря на транспортные проблемы, а с их решением в принципе способен перетянуть на себя функцию центра. Показательно и то, что с точки зрения спроса на квартиры и уровня цен на жилую недвижимость Василеостровский – это второй район в Санкт-Петербурге, уступающий только Центральному и напрямую конкурирующий с Петроградским. Однако, по мнению эксперта, сегодня острову не хватает особенных центров притяжения для горожан и туристов.  

За развитие туристической привлекательности острова взялись и в профильном комитете. Заместитель председателя Комитета по развитию туризма СПб Римма Сачунова сообщила, что на сегодняшний день существует вариант создания пешеходной зоны по улице Репина от Румянцевского сада до Среднего проспекта В.О. и по 6-7 линиям от Среднего до Малого проспекта. При этом, для привлечения молодежи здесь есть возможность создания новых коворкинг-центров и лофтов. Для большей привлекательности все эти зоны планируют снабдить сетью Wi-Fi, разместить на исторических зданиях QR-коды. Для иностранных же туристов экскурсия может быть привлекательной с возможностью проведения досуга в кафе, сувенирных лавках, мастерских народных промыслов, в художественных галереях.

При этом в комитете отмечают, что проблемы с туристической привлекательностью Васильевского острова напрямую связаны с несовершенством транспортного сообщения.

Однако, как показывает практика, остров по-прежнему остается привлекательной зоной для бизнеса и проживания. Показательными с точки зрения спроса являются данные Российского аукционного дома (РАД) По словам главного специалиста департамента по работе с имуществом частных собственников РАД Юлии Акимовой, несмотря на особенности логистической системы острова, в последние несколько лет шло активное развитие района как деловой зоны. «Несмотря на то что на долю острова приходится не более 10% общего числа действующих офисных площадей – 21 бизнес-центр на 250 тыс. кв. м, – объемы поглощения и количество сделок свидетельствуют о высоком уровне спроса. На развитие деловой среды района влияет новое жилищное строительство, локация, а также заявленные городом улучшения транспортной ситуации», – резюмирует она. Сделки по продаже земельных участков под строительство новых объектов за последние несколько лет показывают, что большим спросом на острове пользуются территории бывших предприятий и намывные территории. 

Новые земли

Действительно, если брать за основу данные РАД, нельзя обойти вниманием очевидную девелоперскую активность на острове, что во многом связано с освоением территорий бывших предприятий и реализацией проекта намывных территорий «Морской фасад». И если редевелопмент на острове возможен пока за счет точечного освоения, то с намывом сегодня связывают формирование целого города в городе. По словам генерального директора компании «Терра Нова» Игоря Сарычева, сегодня земли намыва пользуются огромным спросом у застройщиков как в части реализации жилых проектов, так и с точки зрения новых коммерческих площадей.

«В ходе общественных слушаний был утвержден проект планировки, который предполагает возведение здесь необходимой социальной инфраструктуры. Кроме того, уже возведенные на намыве дома в скором времени обеспечат необходимой инженерной инфраструктурой. На сегодняшний день заключены необходимые договоры с «Теплосетью» и «Водоканалом» об обеспечении водой и теплом строящиеся объекты к первому кварталу 2016 года», – констатирует он. Всего Василеостровский намыв предполагает возведение 700 тыс. кв. м жилья и 400 тыс. кв. м коммерческих помещений. Игорь Сарычев также сообщил, что по существующему замыслу в центре намывных территорий турецкая компания Renaissance construction построит крупный торгово-развлекательный центр, а в северной части намыва могут разместиться кампусы СПбГУ. «Как вы знаете, у университета большое количество факультетов разбросано по всему городу. И с точки зрения новых технологий обучения – это не всегда удобно. Поэтому, как я предполагаю, эти все разбросанные кампусы, общежития и т.д. будут объединены лабораторией на одной территории, что облегчит процесс обучения, поможет интеграции факультетов и созданию различных площадок для интересных инвестиционных проектов», – резюмирует Сарычев.

Сейчас на землях Морского фасада реализуется несколько крупных проектов комплексного освоения территорий – это жилой квартал «Гавань капитанов» от «Лидер Групп» и ЖК «Я-романтик» от Seven Suns Development. На сегодняшний день земельный потенциал острова пусть и не так масштабен, но показывает высокий спрос. Так УК «Сенатор» реализовала несколько бизнес-центров на территориях бывшего завода «Пневматика», Обойной фабрики, фабрики роялей «Беккер». Бизнес-центры «Густав» и «Мангус» выросли на территориях Фабрики им. Урицкого, гостиница «Наш Отель» расположилась на землях завода «Октябрь», ЖК «Илматар» от Лемминкяйнен строится на месте завода «Красный гвоздильщик», «Самоцветы» от ЛенСпецСму – на территории Завода имени Калинина. Сразу три девелоперские компании EKE, YIT и «Северный город» (холдинг RBI) осваивают территории бывшего завода «Эскалатор», а элитный жилой комплекс «Гранвиль» нашел свое место на землях ныне действующего завода «Прибор».

Как сообщил генеральный директор EKE Group в Санкт-Петербурге Андрей Хитров, ввиду удачных локаций территории бывших промышленных предприятий района сегодня пользуются особенным спросом у девелоперов. Их общая площадь составляет не менее 150 га. По оценкам эксперта, за последние десять лет на бывших промплощадках было реализовано порядка 50 жилых объектов, на стадии строительства – еще 15. В ближайшие три-пять лет в пределах сложившихся кварталов Васильевского острова ожидается ввод 220 тыс. кв. м (около 2,9 тыс. квартир) нового жилья. 

СПб vs NY 

Интересен факт, что Васильевский остров вполне сопоставим по своей структуре не менее чем с Манхэттеном – гигантским аналогом петербургского «собрата». Манхэттен, как и Васильевский остров, отличается регулярной застройкой по прямоугольному плану. Вдоль острова идут проспекты – авеню, а поперек – улицы («стриты»). Однако, в отличие от Васильевского, Манхэттен связан с соседними районами мощной системой из 16 мостов и 21 тоннеля, которая начала формироваться еще в XVIII веке, когда был построен первый мост, носивший название «Королевский мост». Он соединял Манхэттен с Бронксом. Правда, в начале XX века объект снесли, и теперь старейшим мостом считается Хай Бридж («Высокий мост»), построенный в 1884 году через реку Гарлем. Что примечательно, почти все мосты и туннели Манхеттэна платные – данная система введена с целью контроля транспортного потока. По сути, развитие транспортной системы определили судьбу Манхэттена – на сегодняшний день это один из самых малых, но при этом самых густонаселенных округов США, он является историческим ядром Нью-Йорка, центром деловой активности с чрезвычайно развитой логистикой и высокой притягательностью для туристов. 

По мнению генерального директора ООО «Лаборатория градопланирования»  Любомира Петровича, есть практический смысл в том, чтобы перенять опыт организации транспортного потока у того же Манхэттена и даже предлагает ряд кейсов, в частности, онлайн-планирование маршрутов и электронную очередь на въезд и выезд с острова: «Туннель под Смоленкой в данном случае очень своевременный проект. В перспективе также неплохо было бы построить дублер ЗСД – западный обход центра, ввести бесплатный проезд на трамваях (по предъявлении водительских прав или студенческого билета), организовать выделенные линии для личного транспорта жителей острова, воссоздать кольцевое движение на острове», – заявляет Любомир Петрович.

Рассуждая о судьбе Васильевского острова, эксперты-урбанисты признают, что его сбалансированное развитие потребует как минимум два типа новых транспортных артерий – мостов и тоннелей. При этом особых надежд на городской и федеральный бюджеты возлагать по известным причинам не стоит. А вот заинтересованность представителей бизнес-сообщества была бы весьма кстати, например, с возможными схемами государственно-частного партнерства. Но такие варианты должны быть уже сейчас предложены, просчитаны (как с финансовой, так и с технической точки зрения) и сформированы, чтобы к моменту выхода из кризиса (через два-три года) был реальный шанс получить упакованные для инвесторов проекты, которые можно реализовывать на концессионной основе.

Санкт-Петербург

Диагностика транспортно-градостроительной ситуации на Васильевском острове

- численность постоянного населения – 206 тыс. чел

- количество мест приложения труда и учебы – 192 тыс. мест

- в утренний пиковый период перевозок буднего дня (с 7:00 до 10:00) приезжает на территорию В.О.: 135 тыс.чел; выезжает 80 тыс.чел; внутрирайонные передвижения на транспорте совершают 65 тыс. чел.

- имеющиеся внешние связи: 4 мостовых перехода (Благовещенский, Дворцовый, Биржевой и Тучков);  2 станции Невского-Василеостровской линии: Василеостровская и Приморская;

- 2 маршрута трамвая, 5 маршрутов троллейбуса, 8 маршрутов автобуса, 17 линий маршрутных такси; 2 станции Невского-Василеостровской линии: Василеостровская и Приморская; 2 маршрута трамвая, 5 маршрутов троллейбуса, 8 маршрутов автобуса, 17 линий маршрутных такси

Этапы реализации программы реновации транспортно-инженерной инфраструктуры Васильевского острова

Этап 1 (проводится с текущего момента до конца июня 2015 года)

  • Окончание работ по строительству вестибюля «Спортивная-2»;
  • Начало работ по строительству ст. м. «Горный институт»;
  • Устройство временной контактной сети троллейбуса для обеспечения объезда Большого пр. В.О. в последующих этапах, подготовительный этап для реконструкции тепловой сети на Большом пр., а также реконструкция водовода на Детской ул.

Этап 2. (проводится с июля 2015 до мая 2016 года)

  • Работы по капитальному ремонту ст. м. «Василеостровская»;
  • Работы по реконструкции тепломагистрали на Большом пр. (от Детской улицы до 24-25-линий В.О.)
  • Продолжение работ по строительству ст. м. «Горный институт»;
  • Выполнение работ по реконструкции конечной остановки маршрутного транспорта «Наличная ул.».

Этап 3 (проводится с мая 2016 года)

  • Работы по реконструкции Тучкова моста;
  • Работы по тепломагистрали на Большом пр. (от Детской ул. до 24-25-линий В.О.);
  • Продолжение работ по строительству ст. м. «Горный институт».

Источник: krti.gov.spb.ru

Мнения

 023_1.jpg
Антон Финогенов, генеральный директор института территориального планирования «Урбаника»:

– Транспортное развитие района – это фундаментальная задача, требующая безотлагательных решений. Васильевский остров – своеобразный индикатор и вызов для города в целом, такой же вызов стоит и перед Москвой, и перед другими крупнейшими российскими мегаполисами, и пока ни один город на эти вызовы не ответил.

 023_2.jpg
Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор»:

– Арендная ставка на офисы на Васильевском острове в соотношении с другими локациями выросла. Если еще несколько лет назад разница в стоимости аренды здесь, в Центральном районе и на Петроградской стороне достигала 30% и более, то сейчас эта разница сократилась до 15-20%. При том что качественных объектов на острове не так много.

 023_3.jpg
Денис Кириллов, управляющий партнер УК «Лидер»:

– Отсутствие на намыве объектов культурного наследия и связанные с этим проблемы согласований подогреют девелоперский интерес. Для будущих жильцов основным критерием выбора, помимо обеспечения инженерией, станут хорошая экология, сравнительно невысокие цены и видовые характеристики.

«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (697)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама