Новая сельская новь

Тема недели
Москва, 13.04.2015
«Эксперт Северо-Запад» №16 (703)

Государство все активнее начинает задумываться над реабилитацией в глазах общества образа предпринимателя. Увы, но последние годы имидж представителя бизнеса, мягко говоря, не был положителен. Устойчивое представление о том, что в бизнесе по большей части вращаются либо торговцы-перекупщики, наживающиеся на конечном потребителе, или прохиндеи-подрядчики, только и делающие, что «пилящие» госбюджет, привел к тому, что предпринимательская инициатива в России упорно стала клониться вниз. И пока в государстве экономика ориентировалась на «нефтедоллары», и была возможность товары, продукты или услуги купить или заказать на стороне, россияне в последние годы предпочитали искать работу в госкомпании, а не открывать свое дело.

Но нет худа без добра. Кризис и санкции показали, что страна остро нуждается как раз в тех инициативных людях, которые и превратят слово «импортозамещение» из лозунга в конкретную стройную и работающую систему производственно-экономических взаимоотношений. И, как водится в нашей стране, последний импульс в этом направлении должен был снизойти с самого верха. И это произошло – на последнем заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса президент РФ Владимир Путин, наконец, впрямую указал на необходимость разработки комплексных мер, затрагивающих весь средний и малый бизнес, способных обеспечить «реальную поддержку и безусловное поощрение частной деловой инициативы».

И тут помочь в восстановлении позитивного образа предпринимателя могут бизнесмены из аграрного сектора. Стоит признать, что в отличие от большинства других бизнес-сфер производство и продажа сельскохозяйственной продукции всегда (даже в советские времена) считались делом не зазорным, а даже в чем-то благородным. Как ни крути, а кормильца матушки России 100%-м «мироедом» не назовешь. На волне же импортозамещения интерес к возрождению отечественного агропрома и вовсе становится делом не просто доходным, но и даже в чем-то романтичным.

Конечно, в силу специфики и уровня рентабельности российского сельского хозяйства последних лет, отрасль всегда была больным вопросом в России. И вот, наконец, сформировались предпосылки для кардинального разрешения ситуации. Именно сейчас, пока импорт «спит», а продукты российского агропрома наконец получили шанс попасть на прилавок, должна быть пересмотрена вся государственная идеология в отношении к селу. Причем не только как к месту создания продуктов для горожан, а как новой комфортной среды для проживания и самореализации огромного числа россиян. Эксперты констатируют, что наше общество стоит на пороге «обратной миграции» – из города в деревню! Действительно, предпосылки к тому очевидны – современные технологии (от транспорта до телекоммуникаций) в самой ближайшей перспективе могут сделать жизнь нового сельского жителя почти такой же комфортной, как и в городе, но гораздо ближе к природе. То же касается и агротехнологий, которые в принципе могут оставить в прошлом тяжелый и низкопроизводительный полуручной труд крестьянина (каким он был тысячелетиями), превратив его в высокотехнологичный труд на агрокомплексах, сравнимых с современными конвейерами.

Однако для того чтобы этот процесс «возврата к земле» пошел и принес государству ожидаемый результат – от решения вопроса продовольственной безопасности до заселения и возрождения россиянами заброшенных территорий (разумно страхуя их от риска заселения выходцами из других государств), необходима мощная государственная политика в этом направлении. Политика, поддержанная комплексным финансированием не просто отдельных агропромышленных бизнес-проектов, а развития всей социальной инфраструктуры нового села. Территориями опережающего развития должны стать практически все имеющие приемлемый потенциал сельские районы, в особенности вблизи городов – чтобы «потребность в городской жизни» новые аграрии всегда могли бы удовлетворить поездкой в столицы на выходные, а не переселяясь туда на ПМЖ.

Огромную роль, безусловно, должна играть и информация, причем даже на уровне качественных PR-кампаний «новой сельской жизни», чем, кстати, очень активно занимаются и в Америке, и в Европе, вкладывая в это направление немалые деньги. Есть ощущение, что у России в этом плане тоже все может получиться – было бы желание, а средства и энтузиасты, за которыми пойдут широкие массы, найдутся.

У партнеров

    Реклама