Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

За правильную профориентацию

2015
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Специалисты в один голос говорят о необходимости выработки единых профессиональных стандартов подготовки кадров. Существенным препятствием остается расхождение между профессиональными компетенциями, сформированными образовательными учреждениями, и реальными потребностями работодателей

Одно из решений проблемы сами руководители предприятий видят в передаче процесса обучения и повышения квалификации самому бизнес-сообществу в лице, например, Торгово-промышленных палат, которые в оперативном формате смогут готовить (сертифицировать) специалистов в рамках конкретной отрасли. На данные меры из федерального бюджета было выделено порядка 300 млн рублей.

У бизнеса – свои запросы

Иногда бизнес сам в силах обеспечить себя кадрами (или, по крайней мере, заявляет об этом), хотя и от государственной помощи не отказывается. Вот пример: сегодня одним из лидеров по обеспечению занятости населения является розничный сектор торговли. Как считает начальник по подбору и оценке персонала торговой сети «Лента» Этери Маисашвили, чтобы упростить задачу бизнеса в подготовке персонала, требуется помощь со стороны государства – содействие популяризации отрасли в глазах молодежи, в том числе посредством поддержания существующих и введения новых обучающих программ. «Студенты последних курсов с удовольствием приходят в «Ленту», так как понимают, что у них есть реальный шанс получить уникальный опыт, использовать на практике английский язык, при этом лучшим из стажеров мы зачастую предлагаем место в компании. За 2014 год в компании прошли стажировку 353 человека. Если говорить о торговых комплексах, наше взаимодействие происходит на уровне ссузов (средних специальных учебных заведений). Если говорить о центральном офисе и региональных дирекциях, то мы взаимодействуем с крупнейшими вузами Санкт-Петербурга, например с СПБГУРА, НИУ ВШШЭ», – рассказывает Этери Маисашвили.

С целью отобрать наиболее подходящие кадры, компания «Лента» выработала ряд специальных инструментов управления. Так, HR-специалисты компании считают: для того чтобы определить наиболее компетентные кадры, требуется взаимодействие с другими участниками отрасли, анализ деятельности лидеров, а также создание профиля компетенций каждой должности. «Мы должны сохранять сильную корпоративную культуру. Поэтому в первую очередь мы решили отбирать сотрудников, которые действительно соответствуют этой корпоративной культуре и нашим стандартам», – говорит Этери Маисашвили.

Аналогичные проблемы, но несколько с иной стороны, обсуждали на конференции рекрутингового портала Superjob «HR 2015. Цифры и практики». Руководитель направления исследований Superjob Павел Лебедев заметил: сегодня для большинства предприятий на первый план выходит оценка эффективности персонала. По подсчетам службы онлайн-рекрутмента, только 45% работодателей в СЗФО используют KPI (Key Performance Indicators) – ключевые показатели эффективности. Освоение такой системы управления – возможность для предприятий в достижении основных целей благодаря квалифицированному персоналу. Однако система KPI пока остается достаточно затратной с финансовой точки зрения и трудоемкой с точки зрения организации для отдельных компаний.

Преодолеть разрыв

Тем не менее, несоответствие компетенций работника запросам работодателя одними HR-технологиями не ликвидировать. Так, в оборонной промышленности (и в промышленности в целом) кадровый потенциал играет значительную роль. На предприятии «НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» готовится к воплощению программа подготовки квалифицированных специалистов. Она необходима в первую очередь потому, что химическая отрасль динамично развивается, требует дорогостоящего оборудования, а именно поэтому ставка в основном делается на высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал.

Профстандарты не всегда совпадают с профкомпетенциями 018_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Профстандарты не всегда совпадают с профкомпетенциями
Фото: Архив «Эксперт С-З»

«Профессиональный стандарт, который требуется предприятиям для себя, очень сильно отличается от стандартов Министерства образования, которое обучает специалистов. Мы выработали свою систему стандартов для нашей отрасли и вынуждены готовить специалистов сами, так как у учебных заведений нет необходимых программ, – рассказывает генеральный директор НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков. – Планируется отобрать три вуза, училища, где специалисты будут как бы перемешаны: те, кто разрабатывает оборудование, и те, кто будет его эксплуатировать. Так появится инновационная система образования, благодаря которой в результате мы сможем создать конкурентоспособную продукцию».

Как рассказывает генеральный директор объединения, спрос на продукцию НПО по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды» в полтора раза превышает возможности производства. Предприятие планомерно расширяется и в данный момент закупает белорусское оборудование для продолжения этого процесса. Нуждаясь в кадрах, НПО «КП» опять-таки не отказывается от помощи госструктур: так, оно планирует открыть учебные курсы в рамках городской программы поддержки занятости. В настоящее время кадровое обеспечение, повышение квалификации и организация стажировок персонала для нужд проекта основывается на взаимодействии с Центром занятости населения Выборгского района Санкт-Петербурга и Межрегиональным ресурсным центром.

У педагогов – свой взгляд

Учебные организации и сами рады откликнуться на запрос промышленников. Так, со 2 по 3 апреля в Санкт-Петербурге прошла VIII сессия общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени». В ходе сессии педагоги главных вузов страны выступили с предложениями по реализации политики в области профессиональной подготовки. Главным пунктом программы стало создание единой государственной системы, а также отслеживание уровня знаний необходимых специалистов и их трудоустройства. Другим пунктом, со ссылкой на программу РФ «Развитие образования» (2013-2020), эксперты в области образования обозначили разработку концепции единого профориентационного маршрута с целью совершенствования сотрудничества среднего и высшего профессионального образования для усиления привлекательности как инженерных, так и гуманитарных специальностей.

На форуме одним из основных пунктов была выделена необходимость совершенствовать обратную связь между работодателями, высшими учебными учреждениями и школами. «Сегодня около одной трети молодых специалистов не в состоянии адаптироваться к современной экономической ситуации. От 30-40% выпускников работают не по специальности», – рассказывает директор ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» Ирина Соколова. По словам доцента кафедры профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Игоря Макарьева, сегодня образование нуждается в построении теоретико-методологической концепции и профессиональной ориентации обучающихся, а затем уже в организационно-педагогической.

В целом можно сказать, что с учетом данных предложений существует необходимость сформировать единую систему развития кадрового потенциала: предприятия, которые могут предложить площадку для развития отрасли, государственные структуры, которые могут разработать стратегию ее развития, и Министерства образования, которые подготовят необходимых специалистов.

Вызовы нового времени

Участники VIII сессии общественно-педагогического форума «Просвещение в России» подготовили свои предложения по развитию образовательной системы РФ.

Правительству РФ

  1. Выработать государственную политику в сфере профориентации как единой государственной системы.
  2. Осуществлять мониторинг трудоустройства и профессиональных траекторий выпускников дневной формы обучения с использованием механизма социального партнерства.
  3. Считать целесообразным разработку концепции подготовки кадров для территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока на ближайшую и среднесрочную перспективу.
  4. Разработать концепцию единого профориентационного маршрута с целью совершенствования сотрудничества среднего и высшего профессионального образования (для усиления привлекательности как инженерных, так и гуманитарных специальностей).
  5. Создать условия для активизации работодателей регионов (руководителей предприятий, организаций, фирм, как государственных, так и частных) в профориентационной деятельности).

Министерству образования и науки РФ

  1. Обеспечить условия для того, чтобы первая, бакалаврская, ступень высшего образования выполняла функцию универсальной, развивающей потенциал личности будущего специалиста базы для дальнейшего выбора специализации в разветвленном, диверсифицированном диапазоне.
  2. Сменить технологии обучения, использование современных методов и инструментов, формирующих мотивацию к самостоятельной исследовательской работе, развивающих интеллект, критическое мышление и творческие способности. Мы имеем в виду не только информационные, но и технологии педагогические, вовлекающие учащихся в командную работу, в процесс разработки инновационных продуктов совместной деятельности. Среди такого рода технологий – проектное обучение, где главным действующим лицом становится студент. Для обеспечения подобного характера обучения организовать подготовку нового поколения преподавателей, способных сочетать преемственность отечественных научных школ с требованиями современности и международного опыта.
  3. Признать, что инновационные образовательные технологии не решают проблемы повышения качества образования. Качество образования зависит от преподавателей, владеющих уникальным опытом.
  4. Считать технологическое образование в целом и предметную область «Технология» в общеобразовательной школе приоритетным для решения стратегических задач, связанных с формированием в стране высокотехнологической экономики, и профориентацией молодежи на инженерно-технические специальности.
  5. Пересмотреть систему повышения квалификации учителей школ, а именно проведение ее через систему высших учебных заведений региона, имеющих педагогические направления подготовки, а не через институты повышения квалификации в регионе, которые одновременно повышают квалификацию и присваивают категории.
  6. Увеличить значение практико-ориентированных форм профориентационных мероприятий.
  7. Совершенствовать обратную связь между работодателями, высшими учебными учреждениями и школами.
  8. Разработать концепцию единого профориентационного маршрута с целью совершенствования сотрудничества среднего и высшего профессионального образования.
«Эксперт Северо-Запад» №16 (703)



    Реклама

    Эстеты с фабричного двора

    Московская проектная компания «АКРА» демонстрирует новаторский подход к проектированию производственных зданий, стремясь сделать их соответствующими инновационному духу времени и начиная с неочевидного для многих эстетического фактора, за которым скрываются другие нестандартные решения


    Реклама