Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Государственно-частная проверка

2015

Опыт успеха Санкт-Петербурга и Ленинградской области в реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) дал толчок для развития и другим регионам СЗФО. Анализ применения ГЧП показывает: паре крупных проектов ведущих регионов активно противостоит модель реализации нескольких проектов среднего формата. Регионы Северо-Запада демонстрируют принцип: «Меньше слов – больше дела».

Эксперты констатируют: в контексте импортозамещения регионам жизненно необходимы новые модели взаимодействия с частным капиталом. Привлечение инвесторов в нужные для экономик регионов отрасли через косвенные меры стимулирования (налоговые льготы, бюджетные гарантии) позволит направить потоки финансирования в нужное импортозамещающее русло. Предприятиям нужны гарантии, что с ними будут работать, и работать по заранее оговоренному плану. Поэтому заключение долгосрочных соглашений станет для производителей гарантией сбыта российской продукции, позволит заместить импорт и увеличить поступление налогов от развития собственной промышленности в бюджет. Модели партнерства с государством в разных сферах активно развиваются, давая понять, что ГЧП – это шаг к развитию эффективного диалога. Пока же по объему привлеченных инвестиций Северо-Запад уступает всем округам России, опережая показатели только Северного Кавказа.

Палитра проектов

Согласно представленному рейтингу регионов, подготовленному по итогам 2014 года Минэкономразвития и Центром развития государственно-частного партнерства при поддержке ТПП РФ, лидерами Северо-Запада являются пионер движения государственно-частного партнерства в России Санкт-Петербург и его сосед – Ленинградская область. В Северной столице к 2014 году введены в эксплуатацию по давно запущенным проектам две школы на 825 мест и четыре дошкольных образовательных учреждения на 210 мест на территории Славянки Пушкинского района.

Однако, как считают эксперты, приход на пост губернатора Георгия Полтавченко никак не повлиял на развитие новых ГЧП-проектов, все реализованные запускались еще при Валентине Матвиенко, а новые идеи Смольный пока не представил. Если Санкт-Петербург лидирует по инерции за счет старых проектов – аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра (в 2014 году не было прироста ни по развитию законодательства, ни по новым проектам), то Ленобласть активно осваивает это направление. По данным рейтинга, Ленинградская область и Республика Коми лидируют по России как субъекты с наиболее развитой институциональной средой в сфере ГЧП, что включает качество законодательства и работу органов власти, ответственных за эту сферу. В Ленинградской области был дан старт проекту в сфере здравоохранения в форме концессионного соглашения – строительство в городе Коммунаре Областного центра медицинской реабилитации на 200 коек путем предоставления частному инвестору комплекса зданий, находящихся в собственности Ленинградской области, для реконструкции, эксплуатации и последующего технического оснащения. Предполагаемое финансовое участие ЛО в проекте – софинансирование 85% капитальных затрат в течение десяти лет. Областью будет предоставляться гарантия минимального дохода. Если для инвестора установят тариф ОМС, менее указанного в концессионном соглашении, или будет предоставлен меньший объем медицинских услуг по ОМС, нежели указано в соглашении, инвестору будут предоставляться субсидии из бюджета. В ближайшее время объявят конкурс на поиск инвестора, как поясняют в правительстве Ленинградской области; начать оказание медицинских услуг в новом учреждении планируется в 2019 году. Также по проекту ГЧП в регионе заработают восемь плавательных бассейнов в муниципальных образованиях. Стоимость проекта со сроком реализации 25 лет составила порядка 2,5 млрд рублей. В мае планируется подписание первого концессионного соглашения в рамках программы реконструкции объектов теплоэнергетики.

Возможно, в области в скором времени по механизмам ГЧП будет создан культурно-туристский кластер в Старой Ладоге. Как отмечают эксперты, реализация и устойчивое развитие кластера напрямую зависят от того, будет ли создана эффективная система взаимодействия между отраслевыми федеральными ведомствами, органами исполнительной власти, турбизнесом и экспертно-академическим сообществом. «Государственно-частное партнерство – наиболее разумный механизм сотрудничества, который позволяет придать большое значение экономической эффективности вложений, создавать привлекательные условия для инвесторов и ориентироваться на востребованность тех или иных продуктов и объектов», – оценивает перспективы проекта директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская.

Замыкает тройку лидеров Республика Коми. В стадии реализации проект по созданию Центра по предоставлению социальных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района, частным инвестором в проекте стало ООО «Норд Девелопмент», общая стоимость проекта составила 32 млн рублей. Второй проект – создание негосударственного учреждения для предоставления социальных услуг и услуг по постоянному и временному пребыванию граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях стационарного учреждения повышенной комфортности совместно с ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», стоимость проекта 289,4 млн рублей. Проекты реализуются по формам, предусмотренным региональным законом о ГЧП. На стадии конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения находится проект автодороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар до границы с Ненецким автономным округом; после ввода автодороги в эксплуатацию инвестор будет содержать ее до окончания действия концессионного соглашения, которое будет заключено сроком на 11 лет. Конкурс на проект проводится во второй раз, в первый не было подано ни одной заявки на участие, при повторном отборе на конкурс подана единственная заявка –  ООО «Дорожная концессия». Среди ближайших перспектив правительства республики – проекты пула из 11 социальных проектов в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта. Общая сумма капитальных вложений по этим проектам составляет 4,8 млрд рублей.

В Псковской области на принципах государственно-частного партнерства планируется строительство котельных на сжиженном природном газе в Пушкинских Горах и Опочке, клинико-диагностической лаборатории на базе Псковской областной больницы, крытый спортивный комплекс в Пскове.

Применяет механизмы ГЧП и Мурманская область. Так, правительством региона, администрацией города Кировска и ОАО «Апатит» реализован проект по строительству восьмиместной гондольно-кресельной канатной дороги на склоне горы Айкуайвенчорр в городе Кировске Мурманской области, с января 2015 года она эксплуатируется в штатном режиме. Суммарный объем инвестиций по проекту составил 559 млн рублей, 355 из которых – средства инвестора. Важнейшим для региона стал проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», предусматривающий развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры. Как пояснили в правительстве Мурманской области, общий объем финансирования по проекту составляет более 152 млрд рублей, из них 62,7 млрд – это федеральное финансирование, 89,3 – финансовые средства частных инвесторов.

В планах освоения

«В целом ситуация с подготовкой и запуском проектов ГЧП в Северо-Западном регионе, как и в остальных российских регионах, слегка притормозилась, однако маховик инерции уже раскручен, и мы видим будущее скорее в позитивных тонах», – констатирует управляющий партнер адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. Эксперты видят интерес инвесторов к проектам государственно-частного партнерства. Наиболее заманчивыми сферами для вложения частного капитала за последнее время стали проекты в сфере ЖКХ (теплоснабжение, водоснабжение и др.), проекты в транспортной сфере и в сфере здравоохранения. «На сегодняшний день, основываясь на нашем опыте, это наиболее востребованные и в то же время достаточно специфические сферы, в которых инвесторы хотят реализовывать проекты», – отмечает руководитель практики ГЧП и инвестиций ООО «Юридическая фирма «Лигал студио» Анастасия Русинова.

За последние несколько лет ключевой нормативный документ в сфере ГЧП – Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» – претерпел ряд значительных реформ, создавших предпосылки его активного использования в различных отраслях экономики. «В первую очередь, это касается сферы ЖКХ, и здесь мы наблюдаем наиболее активное применение концессионных механизмов в сфере тепло- и водоснабжения. Традиционно востребованы концессии и в транспортной отрасли – сразу несколько регионов СЗФО планируют концессии в области фото- и видеофиксации», – констатирует Денис Качкин. Одним из таких проектов станет «Развитие системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в Республике Карелия». В самое ближайшее время эксперты ожидают ряд проектов, направленных на разгрузку действующей улично-дорожной сети (вылетные трассы) и запуск легкорельсового транспорта.

В качестве наиболее перспективных сфер для применения ГЧП Денис Качкин оценивает сферу обращения отходов: «В настоящий момент проходит этап полномасштабного реформирования. Однако уже в 2016-2017 годах сфера обращения отходов ожидает быть одной из наиболее востребованных со стороны профессиональных инвесторов ввиду более понятных и прозрачных правил регулирования». Среди регионов Северо-Запада через проекты ГЧП перерабатывать твердые бытовые отходы планируют Вологодская область (строительство полигона твердых бытовых отходов в урочище Пасынково Вологодского района, стоимость проекта длительностью цикла 25 лет составит 732 931тыс. рублей) и Республика Карелия (по предварительной оценке объем инвестиций составляет 877 млн рублей).

Развивать регионы по схеме ГЧП собирается и государственная корпорация «Автодор», совместно с субъектами Российской Федерации создавая региональные центры государственно-частного партнерства. Региональные центры ГЧП будут учреждаться совместно администрациями субъектов РФ и ООО «Автодор-Инвест» на равных началах, с целью отбора  наиболее перспективных проектов ГЧП, проводить предварительную экспертизу отобранных проектов и давать предложения по схеме их воплощения в жизнь.

Партнеры по ЖКХ

Помимо добровольных форм ГЧП, для регионов появилось и «добровольно-принудительное». Так, Владимир Путин в мае 2013 года по итогам заседания Госсовета по вопросам ЖКХ дал поручения правительству России модернизировать объекты ЖКХ к 2020 году, в том числе через передачу к 2016 году объектов ЖКХ, которые неэффективно управляются МУПами и ГУПами, частным операторам в управление на основе концессионных соглашений. Для населения страны этот шаг откровенно пугающий, в том числе из-за неизвестности, стоящей за термином «концессия», для муниципалитетов это необходимость предельно четкого контроля деятельности частного оператора. Добавляет проблем и отсутствие стабильности законодательства.

«В сфере тепло- и водоснабжения существует проблема задержек при разработке и принятии нормативно-правовых актов и методологических указаний, необходимых для формирования документации в соответствии с новыми правилами, вступившими в силу в 2013 году. Так, основные нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок расчета параметров, подлежащих включению в конкурсную документацию для заключения концессионных соглашений, были приняты только в 2014 году. Вычислительная программа по определению дисконтированной валовой выручки участника конкурса на право заключения концессионного соглашения, с помощью которого организаторы конкурсов должны установить победителя, была разработана и опубликована Минэкономразвития только в августе 2014 года. Большинство конкурсов по предоставлению объектов коммунальной инфраструктуры в аренду или концессию, проводившихся в 2013 и 2014 годах, не соответствует требованиям законодательства, и, следовательно, соглашения, заключенные на основании таких конкурсов, могут быть оспорены в любой момент. Это реальный риск для зарождающегося рынка ГЧП-проектов в сфере ЖКХ», – описывает ситуацию Анастасия Русинова.

«В целом если говорить о сфере ЖКХ, важным препятствием является тарифное регулирование, отсутствие практического опыта утверждения долгосрочных тарифов, тем более для концессионеров. Часто проблемой является отсутствие утвержденных схем тепло- и водоснабжения, без которых заключение концессионного соглашения согласно действующему законодательству невозможно», – продолжает эксперт. Результатом таких пробелов стало письмо Минстроя с разъяснениями, в котором также обращается внимание на то, что анализ концессионных соглашений, заключенных за период 2014-2015 годов, показал, что в большинстве случаев они не соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом «О концессионных соглашениях», что означает незаключенность соглашений. О стабильности рынка в такой ситуации и речи быть не может. Тем не менее, давно вызывающая у населения подозрение в вопросе адекватности управления и расходования средств сфера наконец получает шанс стать эффективно управляемой предпринимательскими кругами.

Проблемы партнеров

По оценкам экспертов, полноценному развитию проектов ГЧП как в СЗФО, так и по России в целом, мешают сразу несколько факторов. В бюджетном послании Федеральному Собранию от 29 июня 2011 года президент РФ отметил, что «в ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре». Как одно из ключевых направлений им также была названа необходимость расширения применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. Однако с 2011 года уже прошло несколько лет, федеральный закон о государственно-частном партнерстве так и не появился и все еще бродит в кабинетах Государственной думы. А пока на федеральном уровне правила игры создавать не торопятся, регионам не осталось ничего другого как динамично принимать свои законы о ГЧП, которые зачастую создают путаницу с положениями федеральных законов. Региональные акты содержат формы партнерства, не предусмотренные федеральными законами, часто затрагивая полномочия федерального законодателя, например сферу государственных закупок, аренды и подряда. Такая разрозненность приводит к тому, что заключенные соглашения о государственно-частном партнерстве в любой момент можно оспорить, что создает пугающе нестабильную ситуацию для инвесторов.

Есть и другие последствия законодательного пробела. «Федеральный закон о ГЧП так и не был принят, но многие регионы приостановили работу по совершенствованию своего законодательства в ожидании принятия данного закона, соответственно данная ситуация негативно отразилась на тех проектах, которые планировалось реализовать в рамках регионального законодательства о ГЧП. Инвесторы не готовы участвовать в долгосрочных проектах, законодательное регулирование которых в любой момент может измениться существенным образом», – поясняет Анастасия Русинова.

Другим важным сдерживающим фактором является неготовность органов власти к реализации проектов ГЧП. Не сформулированы внутренние регламенты, органы, ответственные за принятие решений по проекту или на согласование документации по проекту часто не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие между собой. В результате чего реализация проекта затягивается, меняется экономическая ситуация и инвестор теряет к нему интерес. Сложности в реализации проектов создает также отсутствие возможности привлечь долгосрочное финансирование для проектов, государство часто не готово в силу  экономических причин предоставить инвестору необходимое софинансирование.

Что нам стоит ГЧП построить

В Санкт-Петербурге ситуация с заемным финансированием проектов возможно скоро улучшится. Сбербанк подал документы на получение статуса стратегического партнера Петербурга, что вызвано интересом к участию в проектах государственно-частного партнерства, в частности, к строительству линии легкорельсового трамвая. Георгий Полтавченко призвал девелоперов задуматься о разумной кооперации с городом в тех или иных формах ГЧП либо искать новых партнеров и объединять усилия для комплексного развития территорий: «Денег сегодня нет ни у кого. Имеет смысл обратить внимание на комплексное развитие территорий».

Чтобы слова градоначальника не остались историей, первоочередная задача для правительства – не мучить инвесторов неопределенностью, а привлекать инвесторов государственными гарантиями, и без того перепуганных российской «стабильностью», безжалостной и беспощадной. Северо-Запад находится пока только в начале пути применения ГЧП для повышения эффективности управления, расходования бюджета и развития инфраструктуры. Именно ГЧП может стать для регионов ключевым институтом и фактором современного этапа формирования экономик, формирующим новые возможности соединить на партнерских началах мощные ресурсы государства и традиционно активную энергию, экспертизу и финансовый потенциал субъектов частного сектора. Решение проблем законодательного регулирования института позволит лидирующим регионам Северо-Запада увеличить количество проектов, а пока отстающим перенять успешные практики, привлекая частный капитал на строительство тех объектов, на которые региональных бюджетов объективно не хватает.

Санкт-Петербург

Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП по итогам 2014 года (первая десятка и позиции других регионов СЗФО)

Устранить «фактор отторжения»

 007.jpg
Вячеслав Трактовенко, член совета директоров ЗАО «Банкирский Дом «Санкт-Петербург», региональный координатор НП «Клуб лидеров» в СПб и ЛО:
Основные трудности при реализации проектов ГЧП возникают из-за отсутствия федерального закона, что зачастую является «фактором отторжения» со стороны органов исполнительной власти. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге еще с 2006 г. действует внутренний нормативно-правовой акт ГЧП, это не всегда помогает. Необходимо принять федеральный закон и синхронизировать его с петербургским. Также исполнительной власти стоит более внимательно относиться к частным инвесторам, которые инициируют проекты ГЧП. Сегодня общая геополитическая ситуация и кризис подталкивают к тому, что такого рода проекты требуют индивидуального подхода, а не отношения к ним по какому-то единому шаблонному принципу.

Верим в потенциал ГЧП

 008_1.jpg
Олег Панкратов, руководитель департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал:

ВТБ Капитал занимает лидирующие позиции на российском рынке инфраструктурных инвестиций и ориентирован на стратегические и коммерчески привлекательные проекты, реализуемые на основе модели государственно-частного партнерства (ГЧП). В частности, в Северо-Западном регионе ВТБ Капитал успешно завершил реконструкцию аэропорта «Пулково». На данный момент аэропорт вышел на ожидаемые уровни финансовых показателей. Сейчас в регионе мы осуществляем строительство, финансирование и эксплуатацию автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) и 7-8 участка скоростной автомагистрали М-11 «Москва - Санкт Петербург».   Также мы участвуем в конкурсах на строительство 3 и 4 участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

Мы надеемся, что пиковые значения ставок на кредитном рынке пройдены. ВТБ Капитал видит значительный потенциал для проектов ГЧП в России и продолжает активно рассматривать новые проекты.

В приоритете – транспорт и ЖКХ

 008_2.jpg
Римма Толмачева, старший юрист  юридической компании Capital Legal Services:

– По сравнению с другими регионами в Санкт-Петербурге имеется хорошо развитое законодательство о ГЧП, также город обладает большим опытом в реализации ГЧП-проектов. Так, Санкт-Петербург признан лидером в России по применению механизмов ГЧП при реализации инфраструктурах проектов такими авторитетными организациями, как Всемирный банк. В число успешно реализованных городом проектов входят реконструкция аэропорта Пулково, строительство Западного скоростного диаметра и ряд других. Кроме того, Санкт-Петербург является первым регионом в России, принявшим свой закон о ГЧП, который впоследствии стал модельным законом для многих других регионов.

Что касается медленного роста увеличения числа проектов, проблема кроется скорее в отсутствии свободных финансовых средств у города, нежели в законодательном регулировании. Текущие экономические реалии и, как следствие, нежелание иностранных инвесторов вкладываться в долгосрочные проекты, также препятствуют динамичному развитию ГЧП в регионе. Следует отметить, что, начиная с 1 мая 2015 года, частный инвестор может напрямую направить государству инициативное предложение о заключении соглашения. Полагаем, что данное нововведение позволит государству сэкономить средства, необходимые для поиска инвесторов, что положительным образом может сказаться на динамике развития ГЧП.

Как показывает практика, наиболее перспективными остаются сферы транспорта и ЖКХ. При этом, что касается транспортной инфраструктуры, то здесь важно как строительство новых дорог и магистралей, так и развитие общественного транспорта. В настоящее время в Санкт-Петербурге идет активная работа по подготовке к реализации проекта создания линии легкорельсового транспорта для перевозок пассажиров между Санкт-Петербургом и Всеволожском.

У Северо-Запада есть потенциал

 009_1.jpg
Cергей Сиваев, управляющий директор – главный экономист Федерального центра проектного финансирования (Группа ВЭБ):

– Задача привлечения частных компетенций и инвестиций в развитие общественной инфраструктуры связана не только с текущим бюджетным кризисом, но и с необходимостью повышения эффективности российской экономики в целом. Но чтобы инструмент ГЧП работал, он должен быть сначала качественно сделан – правила игры власти и бизнеса должны иметь нормативно-правовое закрепление. А потом этим механизмом надо научиться пользоваться. И с тем, и с другим пока есть серьезные проблемы, не позволяющие раскрыть потенциал ГЧП.

Например, при условии относительно продвинутого концессионного законодательства, есть существенные проблемы с подзаконной нормативной базы по тарифному регулированию водо- и теплоснабжения. При установлении тарифа региональный регулятор в первую очередь руководствуется тарифной заявкой концессионера, а не определенными на конкурсе и закрепленными в концессионном соглашении долгосрочными параметрами, которые по законодательству должны служить основной определения тарифа. А неопределенность в установлении тарифа означает неопределенность возврата инвестиций. Поэтому концессий в коммунальном секторе вроде бы много, но объем привлеченных в их рамках частных инвестиций очень мал. А история с долгосрочным непринятием федерального законодательства о ГЧП заставляет задуматься о приоритете этой задачи на федеральном уровне.

ГЧП  – это долгосрочные договорные взаимоотношения власти и бизнеса в объективно изменяющихся условиях, и частный инвестор хочет видеть в договоре не только свои обязательства, но и защиту своих средств. Поэтому подготовка конкурсов на заключение договоров ГЧП – это непростая задача, для решения которой сотрудники публичных органов власти часто просто объективно не могут иметь должных компетенций. Этой задачей занимается ФЦПФ. Мы структурируем и финансируем подготовку проектов развития общественной инфраструктуры в социальной сфере, коммунальном секторе, транспорте. Есть у нас такие проекты на Северо-Западе: в сфере теплоснабжения – в Калининградской и Псковской областях, в социальной и транспортной сфере – в Ленинградской области. И мы видим значительный потенциал для развития проектов ГЧП в СЗФО, в частности, в сфере создания инфраструктуры аэропортов, портов, теплоснабжения и водоотведения и социальной инфраструктуры.  

ГЧП невозможно без публичности

 010.jpg
Анна Филоненко, председатель комитета по вопросам кадровой, социальной политики и профессиональному образованию СПб ТПП:

 Несмотря на частые обращения к предпринимателям о необходимости развивать ГЧП в регионе, совершенно ясно, что у них до сих пор нет четкого понимания, что же всё-таки это такое. Проведя небольшой опрос в бизнес-среде, мы пришли к выводу, что большинство бизнесменов считают, что государственно-частное партнерство – практически любое сотрудничество власти и бизнеса в части решения социально-значимых задач. К сожалению, нет четкого понимания, что именно благодаря формату ГЧП, бизнес может получить возможность использования имеющегося производственного потенциала для реализации проектов с недостаточно высокой рентабельностью и большими сроками окупаемости вложений, а также возможность участия в осуществлении различных городских проектов. Именно благодаря ГЧП частный бизнес может участвовать в самых разных проектах, затраты им будут компенсироваться за счет взимания тарифов или в виде предоставления льготных услуг или доплат. У нас же государственно-частное партнерство применяется, как мы видим, в большей степени при строительстве дорог, аэропортов, транспортных узлов, что, конечно же, ограничивает развитие других сфер.

В черте города ГЧП возможно при реорганизации промзон. При дефиците новых площадок для строительства, территории старых промышленных предприятий представляют большую ценность для девелоперов. Конечно, ГЧП-проекты будут выгодны не только бизнесу, но и городу, но отсутствие необходимых условий для развития института государственно-частного партнерства в России приводит к его не совсем скоординированному и недостаточно эффективному внедрению. Отсутствует четкая и понятная всем участникам проектов система управления, вместо неё работают лишь консультативные органы. Не имея общей концепции партнерства, используются отдельные инструменты ГЧП, не всегда эффективные. Не лучше обстоят дела с существующей законодательной базой для ГЧП, что позволяет говорить о необходимости ее доработки. Нельзя не отметить еще один серьёзный барьер на пути к развитию института ГЧП. Это - недостаток опыта и квалификации со стороны как заказчика в лице государства, так и бизнеса. Создание такого механизма, как ГЧП невозможно без повышения информационной прозрачности и публичности проектов ГЧП.

В партнерстве и старость в радость

 011.jpg
Наталья Курачева, заместитель исполнительного директора НПФ «Благосостояние»,  председатель совета Некоммерческого партнерства «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению»:

Социальная инфраструктура для пожилых является идеальным объектом для реализации ГЧП. Число пожилых в России ближайшем будущем вырастет до 40 млн. человек – это огромный рынок, который будет эффективно работать только при сотрудничестве государства и частного сектора. Государство стремится выполнять функцию социальной защиты граждан пожилого возраста, а инвесторам и бизнесу интерес растущий рынок услуг по уходу и специализированной недвижимости. Возможности для развития колоссальные, но условия для реального развития ГЧП еще не созданы.

Есть позитивные шаги в плане модернизации законодательства: принят закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ», внесены изменения в закон «О концессионных соглашениях», расширившие его действие и на объекты социального обслуживания и т.д. Но основной вопрос инвесторов состоит в понимании ситуации с долгосрочным платежеспособным спросом на социальные услуги для пожилых.

Например, наибольший объем инвестиций требуется в сегменте стационарного социального обслуживания – строительства и реконструкции специализированной недвижимости для ухода за пожилыми людьми. По некоторым оценкам, в ближайшие 15 лет России может потребоваться до 300 тысяч мест в стационарах для пожилых людей. Это 10-12 млн кв. м недвижимости и около 500 млрд рублей инвестиций. Инвестиции в этот сегмент недвижимости  во всем мире оцениваются как перспективные консервативные вложения, активно используемые пенсионными фондами для диверсификации своих портфелей.

Однако существующие барьеры для инвестиций в России препятствуют притоку инвестиций, в том числе на базе проектов ГЧП. Необходима модернизация системы  оплаты  стационарного  социального  обслуживания, изменение системы государственного заказа в интересах пользователей социальных услуг, освобождение от НДС социальных услуг для пожилых, стимулирование размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений в социальную инфраструктуру.

Существующие проекты в этом сегменте – это «квази-ГЧП». Чаще всего –   индивидуальные проекты в регионах, которые преимущественно базируются на целевом выделении участка в аренду по строительство стационаров для пожилых.  Такая деятельность не носит системного характера и не может приобрести существенный масштаб.

Мы видим острую необходимость в новом стратегическом подходе государства к участию негосударственного сектора. Необходим тщательный анализ потребности в стационарах, изменение роли государства на заказчика и регулятора системы социальной защиты, ставке на эффективное развитие негосударственного сектора, Сейчас мы участвуем в рабочей группе по подготовке Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста и надеемся, что в результате Правительство создаст требуемые условия для реализации ГЧП в интересах повышения качества жизни пожилых людей.

Объем инвестиций в проекты ГЧП по федеральным округам РФ по итогам 2014 года, млрд рублей
Сферы реализации ГЧП-проектов в России по итогам 2014 года, %
«Эксперт Северо-Запад» №22-24 (707)



    Реклама



    Реклама