Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Больше – значит лучше

2015
ФОТО: avelana.ru

Новый вектор корпоративной и государственной экспортных стратегий, направленный на увеличение доходов от несырьевых внешних продаж, дает свои первые положительные результаты в сложных макроэкономических условиях

Аналитический центр журнала «Эксперт Северо-Запад» подготовил четвертое ежегодное исследование экспортных тенденций предприятий Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам 2014 года. Заметным отличием итогов прошедшего периода является резкое увеличение экспортной активности макрорегиона, притом что состав крупнейших участников рынка остался неизменным. В рамках потенциально высокой волатильности российской валюты и слабо предсказуемой конъюнктуры мировых сырьевых площадок, на протяжении текущего 2015 года также стоит ожидать продления восходящего экспортного тренда.

Наше исследование построено на данных регионального таможенного управления Северо-Западного ФО и соответствующего статистического бюллетеня в части общих итоговых данных, а также информации, полученной на сайте Центра раскрытия корпоративной информации (подробнее см. раздел «Методика»).

Цена – качество

Согласно отчету по итогам внешней торговли СЗФО за январь – декабрь 2014 года показатель экспорта региона увеличился на 10%. Напомним, что в предшествующем периоде наблюдался отчетливый спад на уровне 8% по данному параметру. Таким образом, из СЗФО на внешние рынки было поставлено товаров и услуг на сумму 52,7 млрд долларов, что составляет ровно 50% от общего товарооборота региона и около 10% от федерального экспорта. При этом, по предварительным данным, общий итоговый показатель российского экспорта за 2014 год ниже показателя 2013-го на 5,1% в долларовом выражении (рассчитано по данным Федеральной таможенной службы). А вот основываясь на данных международной статистической базы Trading Economics, разрыв составляет всего чуть менее 4,9%, но также в отрицательной зоне.

Столь внушительные колебания объемов внешней торговли стоит, на первый взгляд, отнести на счет действующего санкционного режима, а также резкого девальвационного тренда, наблюдаемого в прошлом году и в начале этого года. Тем не менее, глядя на нисходящий общестрановой экспортный тренд, очевидно, что его динамика идентична динамике стоимостных показателей сырой нефти. В период с августа по декабрь при падении цены нефти почти в два раза мы получили 11%-ное годовое сокращение нефтяных доходов (данные ЦБ РФ). При этом экспортируемые объемы сырой нефти за тот же 2014 год сократились на 6%. Пятипроцентная разница в этих показателях совпадает с сокращением долларовой оценки экспортных поставок в целом. Тренд начала 2015 года также соответствует результатам вышеприведенных изменений углеводородной конъюнктуры: с начала года стоимость барреля плавно перешла порог в 60 долларов и продолжает удерживаться на данном уровне.

Следовательно, причины 10%-ного роста экспортных объемов СЗФО стоит искать в области изменения структуры поставок, а не относительного изменения стоимости наиболее емкой статьи внешней торговли – топлива (Минеральные продукты – код ТН ВЭД ТС 25-27). Кроме того, по данным таможенной службы, в экспорте СЗФО торговля со странами СНГ составляет 3%, в результате чего нивелируется проблема уменьшения валютной переоценки рублевого экспорта, доля которого в федеральном показателе значительно выше.

Напомним также, что статистика Таможенной службы, на основе которой предоставляются данные по СЗФО, демонстрирует движение экспортной выручки не компаний, зарегистрированных в данном федеральном округе, а компаний, внешние продажи которых реализуются через действующую инфраструктуру СЗФО, и в первую очередь – морскую. Соответственно, причины роста экспортных доходов, помимо непосредственного изменения структуры товарооборота, в анализируемом нами регионе могут быть найдены в рамках показателей экономической деятельности ведущих «провайдеров» экспортной активности СЗФО – порта Санкт-Петербург и порта Усть-Луга (Ленинградская область).

Относительно структуры продаж товаров и услуг за границу отметим, что, по данным таможенного управления Северо-Запада, в 2014 году было продано на 272,4% больше ядерных реакторов и сопутствующего оборудования (на сумму почти 2 млрд долларов) и на 160% больше электрических машин и оборудования (на сумму 1,1 млрд). К слову, в сравнении с 2013-м вырос экспорт именно частей и принадлежностей оборудования для АЭС (+1195% по федеральному показателю) благодаря тому, что ранее аналогичные поставки были минимальны. Вместе эти две статьи составили почти 6% от общего экспорта макрорегиона. Что касается роста продаж оборудования для АЭС, то данный показатель во многом объясняется поставками парогенераторов и прочего оборудования на Тяньваньскую АЭС для обустройства 3 и 4-го энергоблоков. В частности, одним из крупнейших поставщиков данного объекта является зарегистрированная в Санкт-Петербурге (п. Колпино) компания ОАО «Ижорские заводы» (принадлежит ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» – Группа Уралмаш-Ижора). В частности, в 2014 году компания получила выручку от производства атомного оборудования на сумму 4,5 млрд рублей, реализовав ее на 70% через АО «Дирекция единого заказа оборудования для АЭС» (по данным Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах ОАО «Ижорские заводы» за 2014 год).

Также заметно вырос (более 40%) экспорт рыбы и рыбопродуктов, злаков, органических химических соединений и драгоценных металлов. Всего экспортные доходы по этим статьям увеличились на 1 млрд долларов и составили 2,6 млрд, или 5% от общего экспорта, реализованного через таможенные пункты СЗФО.

Наконец, по данным стивидорной компании ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», в 2014 году экспортный грузопоток увеличился на 11% – до 6,7 млн тонн. В итоге доля экспорта в структуре грузооборота компании составила 82%. Перевалка оборудования и механизмов, включая проектные, тяжеловесные и негабаритные грузы, в 2014 году выросла на 17%, до 94,4 тыс. тонн. А вот количество перегруженных легковых автомобилей сократилось на 33%, что соответствует неутешительным итогам работы автомобильного рынка. По данным бухгалтерской отчетности (Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности), выручка по погрузо-разгрузочным работам увеличилась в 2014 году на 21,5%, до 3,5 млрд рублей, что составляет порядка 83% доходов по обычным видам деятельности. Также доходы от продажи валюты и положительная курсовая разница составили вместе еще чуть менее 900 млн рублей, что, кстати, на 35% меньше результата 2013 года.

Что касается развития порта Усть-Луга, то, несмотря на сокращение показателей выручки компании ОАО «Компания Усть-Луга», по данным портала «Провэд», в январе – сентябре 2014 года грузооборот морской гавани увеличился на 22,1% и составил 56,1 млн тонн за счет роста перевалки нефти и нефтепродуктов, а также благодаря развитию инфраструктуры комплекса, в рамках которой планируется построить еще 20 перегрузочных комплексов с общим грузооборотом 180 млн тонн в год, что поставило бы его в один ряд с такими крупнейшими портами мира, как Сянган (Китай), Тиба (Япония), Хьюстон (США), Ульсан (Республика Корея).

Львиную долю в грузообороте порта занимают наливные грузы. Объем их перевалки за три квартала 2014 года составил 4431,9 тыс. тонн при росте 32%. При этом на 3% увеличилась перевалка нефти, на 67 – нефтепродуктов. В 2014 году также было перевезено 845 тыс. тонн сжиженного газа, так как в порту с этого года действует терминал по перевалке сжиженных углеводородов, владельцем которого является компания «СИБУР», сменившая в прошлом году петербургскую прописку. На втором месте в объемах перевалки данного порта находятся навалочные грузы. В частности, к ним относятся руда, уголь, химические удобрения, в результате чего рост такого грузооборота невелик. Кроме того, на объемы перевалки других видов грузов приходится около 10%. Но и они в большинстве своем демонстрировали рост. Так, объемы перевозок грузов на паромах увеличились почти в два раза, потому что в 2014 году объем перевозок через паром Балтийск (Калининградская область) – Усть-Луга (Ленинградская область) вырос более чем на 40% из-за того, что с 9 августа 2014 года решением правления ОАО «РЖД» были введены повышающие коэффициенты на перевозку экспортных грузов, однако в направлении Калининградской области эти коэффициенты не учитываются. В результате паромом в этом направлении стало пользоваться намного выгоднее. Также, по данным портала «Провэд», наблюдается увеличение перевалки контейнеров на 140% в связи со строительством новых терминалов (за три квартала 2014 года), тогда как сокращение перевалки накатных грузов на 75% связано с сокращением ввоза автомобилей из зарубежных стран.

Векторное развитие

Традиционно в Северо-Западном регионе сохраняется сложившаяся ориентация рынка на страны дальнего зарубежья, доля которых в товарообороте составляет даже не 95, как годом ранее, а все 98%. Основными торговыми партнерами остаются Нидерланды (25%), Германия (11), Великобритания (5) и Финляндия (5). Что касается восточных стран, то их доля несколько меньше – Сингапур (4%) Китай (3), Индия (2).

Среди субъектов РФ, входящих с СЗФО, лидируют в экспорте Санкт-Петербург (39%), Ленинградская область (30), а также Калининградская и Вологодская области (почти по 7% каждая). В частности, Калининградской области, переподчиненной с третьего квартала 2014 года Федеральной таможенной службе, удалось увеличить свою региональную долю экспорта в 2,4 раза в стоимостном выражении (до 1,5 млрд долларов) за счет увеличения поставок машин, оборудования и транспортных средств в 4,35 раза больше, чем в 2013 году (2,2 млрд). Наконец, в списке экспортируемых товаров первые места занимают топливно-энергетические товары (58%), металлы и изделия из них (9) и машины, оборудование и транспортные средства (8).

Методика

В отличие от данных об экспортных итогах СЗФО (как отдельного макрорегиона), основанных на информации о стоимости товаров и услуг, прошедших Северо-Западные таможенные пункты, анализ корпоративного среза составлен по итогам годовой бухгалтерской отчетности компаний и пояснительных записок к ним (информацию предоставляет Центр раскрытия корпоративной информации). Все стоимостные рублевые данные были конвертированы в доллары США по среднегодовому курсу пары «рубль-доллар» (2014 год: 1 долл. = 38,27 руб.; 2013 год: 1 долл. = 31,83 руб.) согласно помесячным данным ЦБ РФ.

Первые из первых

Отталкиваясь от перечня крупнейших компаний, зарегистрированных в СЗФО, можно продемонстрировать следующий состав крупнейших экспортеров этого региона (минуя принцип прохождения таможенных пунктов Северо-Западного таможенного управления).

Несменными лидерами внешних продаж остаются такие энергетические гиганты, как ОАО «Газпром нефть» (10-е место в рейтинге самых дорогих публичных компаний России от РИА Рейтинг; около 5% занимает ООО «Газпром Марин Бункер») с экспортной выручкой порядка 15 млрд долларов (-15% год к году), ООО «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области (ОАО «Сургутнефтегаз») с экспортными доходами от реализации нефтепродуктов 4,96 млрд долларов в 2014 году (-18%), а также ООО «Новатэк-Усть-Луга» (переработка (фракционирование) газового конденсата) на сумму 2,1 млрд долларов (увеличение в 2,5 раза) и дочерние предприятия ОАО «Лукойл».

В частности, ООО «Лукойл-Коми» (а также ООО «Нарьянмарнефтегаз») добывают нефть на Тимано-Печорских месторождениях на сумму около 4,5 млрд долларов. (2014); чуть более половины продукции поступает на переработку (в денежном выражении), тогда как на реализацию приходится около 2,2 млрд долларов, из которых потенциально на экспорт поставлено до 60%, или 1,3 млрд. Преимущественно экспорт осуществляется посредствам ОАО АК «Транснефть» (более 2/3 (данные годового отчета Группы 2014 года). При этом выручка от реализации и передачи нефти и газа компаниям Группы рассчитана на основе рыночных цен (всего Группа компаний реализовала на внешнем рынке нефти на 5857 млн долларов в 2014 году (2722 млн долларов в 2013-м). Кроме того, Северо-Западная компания по переработке углеводородов ОАО «Лукойл-Ухтанефтепереработка» (также Республика Коми), при сохранении долевых пропорций по консолидированным показателям группы, реализовала нефтепродуктов на сумму около 1,2 млрд долларов.

В десятке крупнейших экспортеров представлены также компании металлургической, химической и деревообрабатывающей отраслей. Так, ПАО «Северсталь» (Вологодская область, 16-е место в рейтинге самых дорогих публичных компаний России от РИА Рейтинг) получили экспортную выручку (Примечания к консолидированной финансовой отчетности) в размере около 3 млрд долларов. Компания продолжает экспансию на внешние рынки, уже по итогам 2015 года появится возможность оценить успехи в сегменте арматуры, где был получен немецкий сертификат качества, дающий возможность расширить поставки в Германию, страны Балтии и Восточной Европы. На конец 2014 года, тем не менее, компания получила чистый убыток в размере 1,6 млрд долларов, 80% которого приходится на потери от курсовой разницы.

Экспортер цветных металлов ОАО «Кольская ГМК» (ОАО «Норникель», Мурманская область) получил доход от продажи на внешний рынок в размере чуть более 1 млрд долларов. Еще более впечатляющие результаты демонстрирует зарегистрированная в Санкт-Петербурге компания по добыче редких и драгоценных металлов ОАО «Полиметалл» (25-е место в рейтинге самых дорогих публичных компаний России – от «РИА Рейтинг»), чей портфель продаж на полностью состоит из иностранных клиентов, а выручка достигла в прошлом году почти 1,7 млрд долларов.

Крупнейший производитель минеральных удобрений ОАО «ФосАгро-Череповец», несмотря на сокращение аналогичных поставок из России, по итогам 2014 года, экспортировал продукции на сумму около 1,3 млрд долларов, а компания ОАО «Акрон» (42-е место в рейтинге самых дорогих публичных компаний России – от «РИА Рейтинг») – представитель того же производственного сектора, осуществила продажу в размере порядка 900 млн долларов, также увеличив результаты экономической деятельности в сравнении с 2013 годом. Кроме того, компании, входящие в состав АО «ФосАгро», а именно ОАО «Апатит», ЗАО «Метахим» и ЗАО «Агро-Череповец», совокупно заработали в 2014 году порядка 1 млрд долларов экспортной выручки. В итоге предприятия Группы «ФосАрго» (24-е место в рейтинге самых дорогих публичных компаний России – от «РИА Рейтинг»), чьи производственные мощности расположены на территории СЗФО, продемонстрировали средневзвешенное (по рублевой доли компании в экспортной выручке) увеличение экспортной выручки в 2014 году в сравнении с 2013-м на 13,8%. Уже в этом году можно ожидать дальнейшего увеличения данного показателя, так как компания разворачивает широкомасштабную программу по капитальному инвестированию на общую сумму 1,4 млрд рублей.

Традиционный для СЗФО сектор деревообрабатывающей промышленности в целом демонстрирует стабильные результаты (по данным аналитической службы информационно-торговой системы Lesprom Network). Тем не менее, уверенной точкой роста сегмента остается лишь экспортная торговля (в то время как производство деревообрабатывающих станков сократилось на 12%, а соответствующие инвестиции в средства производства – на 20), где был зафиксирован рост порядка 6% по общестрановому показателю. Наибольший объем роста экспорта отмечен в сегменте производства фанеры (11%). Что касается шести крупнейших ЦБК Северо-Запада (см. табл. «Топ-50»), то они демонстрируют средневзвешенное увеличение экспортной выручки на уровне 5,5% (по рублевой доли компании в экспортной выручке). В частности, крупнейший производитель и переработчик деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Северо-Запада – ОАО «Группа Илим» – получила экспортную выручку в 2014 году на сумму более 1,1 млрд долларов (+18%). Тем не менее, несмотря на отдельные инвестиционные программы предприятий, снижение валовых инвестиций в сегмент ЦБК составило в 2014 году 28,5% (по данным Lesprom Network), что может свидетельствовать о напряженности в отрасли и отсутствии стратегии расширения рынков сбыта в ближайшей перспективе. 

Что же касается столь успешного, по итогам 2014 года, экспортного сектора машиностроения (преимущественно за счет гособоронзаказа), то среди ключевых игроков рынка Северо-Западного региона традиционно выделяем АО «Объединенная судостроительная корпорация» (в том числе: ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Балтийский завод», ОАО «СЗ «Северная верфь», ОАО «Выборгский судостроительный завод» и др.), ОАО «Силовые машины», а также представителей автомобильного кластера, в том числе и ООО «Хэнде Мотор».

Несмотря на результаты отдельных компаний, отметим, что производство гражданской продукции машиностроения, как инвестиционного, так и потребительского назначения, показало значительное сокращение. Суммарный выпуск паровых, газовых и гидравлических турбин достиг самого низкого значения за десять лет, а выпуск легковых и грузовых автомобилей и автобусов снизился до минимального уровня за последние четыре года (данные аналитического агентства «РИА Рейтинг»). Тем не менее, развитие экспортного направления опять-таки можно считать неким «спасательных кругом».

По данным Группы ОА «ОСК» (зарегистрирована в Санкт-Петербурге) строительство десантно-вертолетных кораблей-доков составляет 7,4% выручки, строительство ледостойких стационарных платформ – 16,2 и поставка вооружений и военной техники – 76,3% общей выручки. Экспортная же выручка (в том числе через ФГУП «Рособоронэкспорт») распределяется в пропорции 10% гражданского судостроения и 10% военного кораблестроения (данные ноября 2014 года). По данным годового отчета ОАО «ОСК» за 2013 год, доля поступлений валютной выручки от общей выручки составила 23% (920,2 млн рублей), а в 2014 году, при сохранении прежних пропорций, данный показатель составляет около 5 млрд рублей, или 130 -140 млн долларов. В планах правительства до 2030 года поддержать увеличение экспортных объемов до 25 и 22% соответственно в судо- и кораблестроении.

А вот по результатам экспортной деятельности ведущего производителя отрасли энергомашиностроения ОАО «Силовые машины», за 2014 год было реализовано на внешних рынках продукции на сумму около 235 млн долларов (+16% в долларовом выражении). Из них 51% приходится на европейский рынок, 28 – на Китай и страны Центральной Азии, 9 – на Индию и 12 на прочие регионы мира.

К слову, данные показатели сопоставимы с объемами экспорта крупнейшей пивоваренной компании Европы – «Балтика» (ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» – часть Carlsberg Group). Так, по словам директора по экспортным продажам компании «Балтика» Елены Вольгушевой, в 2014 году рост объема экспортных продаж на рынках дальнего зарубежья составил 50% по сравнению с 2013 годом. Рекордный рост продаж был зафиксирован в странах Ближнего Востока – +74%, в страны Латинской Америки – +27%, а также на основных рынках Центральной Европы: Германия – +25%, Польша – +84%. Общий рост экспортных продаж бренда «Балтика» составил +12%. При этом компания продолжила расширять географию продаж, в частности, в Сингапур, Малайзию, Иорданию и Парагвай, а также возобновила поставки в Ливан, Коста-Рику, Тайвань и Новую Зеландию.

Наконец, одной из наиболее активно использующих преимущества диверсификации платежеспособного спроса за счет внешних рынков компанией является петербургская ООО «Хендэ Мотор», экспортировавшая в прошлом году 27,5 тыс. автомобилей (-1,1% год к году). По заявлению генерального директора ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг РУС» Чой Донг Еля, каждый пятый экспортируемый из России автомобиль сделан на заводе «Хендэ». Это означает, что экспортная выручка может достигать 650 млн долларов, тогда как новым целевым рынком для компании стал Казахстан (+80% внешних продаж).

От мала до велика

В рамках успешного завершения экспортного 2014 года для Северо-Западного региона стоит отметить ряд государственных усилий. По словам руководителя проекта «Экспортеры России» (Единый информационный портал) Юрия Шурыгина, поддержка отечественных экспортеров в 2014 году была сосредоточена на двух направлениях. Во-первых, развитие и совершенствование системы финансовой поддержки экспорта, которое курировалось Внешэкономбанком и было нацелено на создание современного и эффективного кредитно-страхового инструментария: кредитов экспортерам и их иностранным заказчикам, а также линейкой продуктов по страхованию предпринимательских и политических рисков.

Так, в 2014 году заработал механизм возмещения части процентной ставки по экспортным кредитам того же Внешэкономбанка, связанным с поддержкой производства высокотехнологичной продукции. Также были внесены изменения в законодательство, позволяющие расширить уровень страхового покрытия страхового агентства ЭКСАР до 100% для стратегически значимых проектов, отмечает генеральный директор Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) Алексей Тюпанов.

Кроме того, в мае 2014 года Россия присоединилась к Конвенции УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права) по международным факторинговым операциям, что позволит обеспечить доступ российских экспортеров и финансирующих их организаций на рынок международного факторинга. Наконец, в рамках реализации мероприятий дорожной карты «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» в 2014 году были разработаны поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, направленные на принципиальное снижение штрафов для предприятий-экспортеров малого и среднего бизнеса при оформлении документов при прохождении валютного контроля.

Во-вторых, для представителей малого и среднего бизнеса (МСП) более заметными были усилия региональных Центров поддержки экспорта по решению их практических экспортных задач: выявлению перспективных рынков сбыта, поиску новых внешнеторговых партнеров (заказчиков, дилеров, дистрибутеров), организации деловых контактов и обучению особенностям работы на внешних рынков. Так, продолжает Юрий Шурыгин, по СЗФО можно выделить деятельность Центра поддержи экспорта Калининградской области, действующего на базе регионального Фонда поддержки предпринимательства, который благодаря эффективному диалогу с калининградскими компаниями смог в условиях жестких санкций со стороны европейских соседей создать эффективную систему поддержки региональных производителей.

Финансовые и нефинансовые меры поддержки со стороны государства в текущих условиях крайне востребованы как представителями крупного бизнеса, так и российскими экспортерами из числа МСП. В результате 2015-й год имеет хорошие перспективы стать переломным для российских экспортеров. Один из новых трендов 2015 года – это серьезная активизация именно малых и средних компаний, которые всерьез стали фокусироваться на возможности расширения своего присутствия на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. В первую очередь это проявится в приграничных регионах, где за счет небольшого логистического плеча и наработанных связей компании имеют возможность в короткие сроки организовывать поставки продукции, пользующейся спросом в соседних государствах.

Наконец, по итогам текущего 2015 года, вероятно, стоит ожидать продолжения общестранового тренда на увеличение доли несырьевой продукции в экспорте, притом как благодаря лидерам рынка, расширяющим свою географию поставок, так и представителям МСП, абсолютное большинство которых работают именно в таких секторах экономики.

Санкт-Петербург

ТОП-50 Крупнейших экспортеров СЗФО по итогам 2014 года, млн руб/ млн долл* (экспортная выручка)**

Динамика экспортных поставок РФ в 2013 – I кв. 2015 гг
Динамика цен на нефть в 2014 г.
Структура экспортных поставок СЗФО в 2014 г., %
Географическая структура экспортных поставок СЗФО, 2014 г., %
Динамика грузооборота Большого порта Санкт-Петербург за 3 квартала 2014 и 2013 гг. (тыс. тонн)
Динамика грузооборота порта Усть-Луга за 3 квартала 2014 и 2013 гг. (тыс. тонн)
«Эксперт Северо-Запад» №25 (708)



    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама